Содержание материала

Осмотр.

Для обеспечения исправного состояния вагонов, обнаружения взносов, повреждений и их устранения кроме плановых ремонтов устанавливаются технические осмотры и контроль за вагонами, находящимися в эксплуатации.
Технические осмотры вагонов производят в пунктах погрузки и разгрузки при формировании поезда, в пунктах технического осмотра и на участковых станциях, где эти операции предусмотрены графиком движения поездов. Вагоны проверяют осмотрщики (осмотрщики-смазчики), выделенные из числа квалифицированных слесарей.
До прихода поезда на станцию осмотрщик обязан выйти на встречу приближающемуся составу, стать на месте остановки хвоста поезда и наблюдать за проходящими вагонами, чтобы на ходу поезда обнаружить неисправности, которые не всегда могут быть выявлены во время стоянки вагонов (качка вагонов, искры из-под колес, стук колес, дребезжание частей и т. и.). Кроме того, осмотрщик должен справиться у поездной бригады о всех замеченных в пути неисправностях вагонов.
Осмотр вагонов выполняют в следующей последовательности: сначала проверяют торцевые части вагонов, стойки, доски, обшивки, буферный проем или балку, ударно-сцепной прибор, крепление балансиров, стяжек, крюков, затем боковые продольные стороны вагона, обращают внимание па положение кузова, хребтовой балки, правильность погрузки и закрепление груза, целость стоек, обшивки вагона. После осмотра продольной стороны вагона осмотрщик переходит к проверке ходовых частей: боковых рам, шкворневых балок, колес, осей, рессорных комплектов и деталей и узлов, находящихся под вагоном.
Запрещается ставить в поезд вагоны, имеющие хотя бы одну из следующих неисправностей.
По колесным парам:
наличие поперечных или наклонных трещин в любой части оси независимо от их размеров;
задиры на предподступичной части или шейке оси;
трещину в бандаже пли ободе, диске, ступице колеса или колесном центре;
ослабление бандажа на колесном центре или колеса на осн; раковины или выщербины на поверхности колеса, бандажа глубиной более 3 мм и длиной более 25 мм;
ползун (выбоину) на поверхности катания колеса при подшипниках скольжения более 2 мм, а для колесных пар с роликовыми подшипниками более 1 мм:
прокат по кругу катания у грузовых вагонов более 7 мм и у пассажирских вагонов 6 мм;
толщину гребня, измеренную на расстоянии 18 мм от ее вершины; у стальных колес более 25 мм или менее 16 мм и у чугунных колес более 28,5 мм или менее 18 мм, а для колес, имеющих ширину бандажа или обода от 90 до 100 мм, менее 20 мм;
толщину бандажа или обода колеса по кругу катания у грузовых вагонов менее 16 мм и у пассажирских вагонов 19 мм;
остроконечный накат гребня или вертикальный подрез гребня высотой более 15 мм;
местное увеличение ширины бандажа или обода колеса (раздавливание) более 5 мм и уширение бандажа у обода более 3 мм;
местное ослабление кольца, укрепляющего бандаж, суммарной длиной более 200 мм или ослабление, расположенное ближе 100 мм от замка кольца независимо от его длины;
отбитые или изношенные бурты, толщина которых, измеренная на расстоянии 3 мм от рабочей поверхности шейки оси, меньше 3 мм.
По буксовому узлу;
буксы с отколами, трещинами, пропускающие смазку; буксы, трущиеся об ось;
подшипник с изношенной, выдавленной или выплавленной баббитовой заливкой;
нагрев буксы с роликовыми подшипниками; ослабшие болты крышки.
По рессорным комплектам:
отсутствие или поломку одной из пружин или рессор;
просевшие витые пружины до отсутствия просвета между витками;
трещины или поломки листов эллиптической рессоры;
трещины или поломки хомутов рессоры или наконечника; ослабшие в хомуте рессорные листы.

По т е л е ж к а м:
поперечные или продольные трещины в боковых рамах или поясах тележки, в надрессорной балке;
трещины в пятнике или подпятнике;
обрыв более одной заклепки или болта, крепящих пятники; излом скользуна или коробки скользуна:
зазор между скользуном тележки и опорной консолью хребтовой балки вагона-сцепа свыше 20 мм и менее 2 мм;
излом, трещину колонки, колоночного или буксового болта, ослабление крепления болтов (если его нельзя устранить затяжкой гаек).
По раме, хребтовой балке и кузову:
трещины продольные в металлических балках и брусьях рамы, в вертикальных и горизонтальных листах хребтовой балки длиной более 100 мм пли независимо от длины, если они проходят более чем через одно отверстие болтов или заклепок;
вертикальные или наклонные трещины, если они проходят более чем через одно отверстие заклепок или выходят с горизонтальной полки на вертикальную;
изломы независимо от количества;
вертикальный прогиб рамы свыше 50 мм или хребтовой балки свыше 100 мм, прогиб горизонтальный свыше 50 мм;
нарушение соединений стойки у вагонов с металлической обрешеткой;
неисправность стойки или дверного бруса;
перекос кузова более 50 мм у грузовых и пассажирских вагонов;
излом потолочной дуги или фрамуги;
излом верхней обвязки кузова у полувагонов;
трещины в котлах и сварных швах цистерн;
обрыв в сварных швах или болтах деталей крепления котла; неисправность крыши и приборов вентиляции, в результате которого влага проникает внутрь вагона;
неисправность отопления, которая может привести к пожару.
По ударно-сцепному прибору: трещины и надрывы в буферном стержне;
погнутый буферный стержень, препятствующий его свободному перемещению;
излом или трещины цепей стяжек; балансиров;
короткий или прогнутый крюк, отогнутый носок крюка, выработки в зеве крюка более 5 мм;
излом или поперечные трещины в буферном стакане, излом в основании буферного стакана, проходящий по двум отверстиям для болтов;
просадка или излом буферной пружины;
разность центров буферных тарелок сцепленных вагонов более 75 мм (для автосцепок более 50 мм);
отсутствие или излом подвесок, пружин, центрирующей балочки центрирующего устройства вагона-сцепа.
По кониковому устройству вагона-сцепа: трещины, изломы балки коника или погнутость ее свыше 30 мм;
неисправный механизм подвижного пятника у двух полусцепов одновременно;
зазор между опорными роликами и хребтовой балкой свыше 2 мм;
отсутствие и обрыв верхней предохранительной цепи стоек; поперечные трещины по длине стойки или погнутость нижнего конца стойки в месте опоры ролика замка;
неисправный механизм замка стоек.
По автоматическим и ручным тормозам: отсутствие деталей или неисправность действия воздухораспределителя, концевого крана, выпускного клапана, тормозного цилиндра, резервуара;
неполный выход штока тормозного цилиндра менее 75 мм или более 125 мм;
утечки в тормозной магистрали в поезде более 0,2 ати/мин; повреждение деталей, нарушающее исправное действие крапа экстренного торможения;
отсутствие или повреждение деталей рычажной передачи и
предохранительных устройств, трещины, неправильное расположение рычагов;
колодка тормозная, более чем на 1/4 своей ширины находящаяся вне колеса, при толщине колодки менее 12 мм;
излом башмака или неправильное крепление тормозной колодки в башмаке;
запас резьбы винта менее 75 мм при полностью заторможенном ручном тормозе.

Виды ремонтов.

Для лесовозных вагонов Положением о профилактическом обслуживании и ремонте лесозаготовительного оборудования установлены виды уходов и ремонтов.
Таблица 30

* Следующий капитальный ремонт вагонов-сцепов производится через 4 года (80 000 км)
** Следующий капитальный ремонт платформ производится через 3 года (60 000 км).

Таблица 31

* Для вагонов-сцепов, прошедших капитальный ремонт, — 100 чел.-ч.
Нормативы технического обслуживания лесовозных узкоколейных вагонов-сцепов ЦНИИМЭ—АВЗ и платформ приведены в табл. 30.
Затраты на деповский ремонт узкоколейных вагонов приведены в табл. 31.