Содержание материала

ГЛАВА IV
ЭКСПЛУАТАЦИЯ, ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ УЗКОКОЛЕЙНЫХ ЛОКОМОТИВОВ И ВАГОНОВ

ПРИЕМКА И СДАЧА ЛОКОМОТИВА

На каждый тепловоз должен быть заведен «Журнал технического состояния тепловоза», в который заносят результаты осмотра II ремонтов.
При смене локомотивных бригад на тепловозах рекомендуется соблюдать следующий порядок осмотра тепловоза:
правая сторона (начало осмотра) —задняя тележка, карданная передача, реверс-редуктор, карданная передача, передняя тележка, передний сцепной прибор;
левая сторона (продолжение осмотра)—передняя тележка, карданная передача, реверс-редуктор, карданная передача, задняя тележка, задний сцепной прибор.
После этого машинист, принимающий тепловоз, поднимается на площадку с правой стороны и производит осмотр узлов и агрегатов, расположенных под капотом.
После осмотра агрегатов и узлов, расположенных под капотом, водитель входит в кабину через дверь с левой стороны и осматривает состояние пульта управления, приборов, наличие инструмента, инвентаря, запчастей.
О приеме и сдаче машинисты расписываются в «Журнале технического состояния тепловоза».
Бригада, заканчивающая смену, должна сдать тепловоз в чистом виде и принимать участие в подготовке тепловоза к очередному рейсу. Если тепловоз не направляется в рейс, после осмотра выключают все кнопки и рубильники аккумуляторных батарей, снимают рукоятку переключения реверса, закрывают все люки, окна, затормаживают тепловоз ручным тормозом и запирают двери кабины. Тепловозы, оставляемые в депо в ожидании работы, должны быть полностью экипированы.
Обнаруженные неисправности в объеме служебного ремонта устраняет сдающая бригада. Служебный ремонт, производимый локомотивными бригадами, включает следующие работы:
по дизелю и передаче —крепление болтов, гаек и смену шплинтов: перестановку труб, фланцевых соединений; устранение течи масла, воды, топлива и воздуха;
по электрооборудованию — обдувку и очистку электрических машин в доступных местах, смену негодных щеток, осмотр и очистку деталей реле, контакторов и сопротивлений, устранение неисправностей в проводке и арматуре освещения;
по экипажной части — очистку букс и колесных пар от грязи, смазку буксовых направляющих, рессорных балансиров и рессорных подвесок, крепление сцепных устройств и путеочистителей, регулировку тормоза, крепление, очистку и перестановку песочных труб, очистку воздушных форсунок песочниц, смену шплинтов, гаек, болтов, шпилек, пришедших в негодность.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТЕПЛОВОЗОВ

Подготовка и пуск двигателя.

Остановка двигателя может быть кратковременной и длительной. Наиболее ответственной является подготовка двигателя после длительной (свыше суток) стоянки тепловоза.
Перед пуском двигателя проверяют: количество топлива в топливном баке, масла в масляном баке (картере); уровень масла в компрессоре, картере гидропередачи и реверс- редукторе; наличие воды в системе охлаждения; вентили и краны масляной водяной и топливной систем должны быть в рабочем положении; муфта вентилятора у тепловоза ТУ5 должна быть в выключенном положении.
Перед пуском двигателя необходимо: затормозить тепловоз ручным тормозом, провернуть рукоятку масляного пластинчатого фильтра по часовой стрелке на два-три оборота; если тепловоз находился на стоянке более 4 ч, прокачать в течение 5—10 сек маслоподкачивающим насосом (или ручным насосом) масло в системе дизеля; вручную провернуть коленчатый вал дизеля на два-три оборота и спустить воздух из топливной системы.
Пуск двигателя осуществляется в следующей последовательности:           поставить штурвал управления
в нейтральное положение; у тепловоза ТУ5 рукоятку реверса в положение предполагаемого направления движения; у тепловоза ТУ4 рукоятку блокировки главного вала повернуть в положение «пуск»; включить аккумуляторную батарею (кнопку «масса»); нажать кнопку «масляный насос» и в течение 10—15 сек поднять давление в масляной системе дизеля до 3—3,5 кг/см2; после чего маслопрокачивающий насос отключить; дать предупредительный сигнал о пуске дизеля; нажать па кнопку электростартера. Кнопку электростартера отпустить, когда дизель заработает. Если двигатель не запускается, допускается произвести еще две попытки запуска. Длительность каждой попытки 4—5 сек с интервалами 15—20 сек.
После запуска двигатель необходимо хорошо прогреть, так как двигатель считается подготовленным к работе, если температура воды и масла на выходе из дизеля составляет 50—55° С.
Пуск двигателей у тепловозов ТУ6 и мотовозов Л1Д54-4 (ДМ54) осуществляется пусковым двигателем.

Трогание с места и контроль за работой тепловоза в пути следования.

Перед троганием тепловоза с места необходимо проверить нормальную работу звукового сигнала, песочниц и тормозов.
Для приведения тепловоза в движение необходимо провести следующие операции:
у тепловоза ТУ4 — перевести рукоятку блокировки главного вала в положение «движение»; рукоятку управления ступенями поставить в положение I, не задерживая ее между положениями 0 и I, при этом убедиться, что давление масла в гидропередаче на 1-й ступени равно 10—12 кг/см2; отпустить тормоза; дать звуковой сигнал; плавно увеличивать число оборотов дизеля штурвалом;
у тепловоза ТУ5 — отпустить тормоза; установить штурвал в нулевое положение; поставить рукоятку реверса в требуемое положение «вперед» или «назад» (включение контрольных лампочек на пульте управления свидетельствует о полном включении реверса); включить кнопку «гидропередача»; дать звуковой сигнал и плавно поворачивая штурвал увеличивать число оборотов дизеля;
у тепловозов с механической передачей (ТУ6, МД54-4, ТУ2МК и др.) — отпустить ручной тормоз; дать звуковой сигнал; выжать педаль сцепления; перевести рычаг коробки передач в положение I передачи; медленно и плавно отпустить педаль сцепления с одновременным увеличением числа оборотов дизеля.
В пути следования необходимо контролировать: температуру и давление масла в дизеле и в системе гидропередачи, температуру воды на выходе из дизеля (давление масла дизеля должно быть 6—10 кг/см2, температура масла дизеля 80—90° С, температура воды 70—80° С, температура масла гидропередачи 70—100°С), давление масла в ступенях гидропередачи не ниже 6 кг/см2; давление воздуха в главных резервуарах 8 атм и давление воздуха в тормозной магистрали 5—5,2 атм; зарядку аккумуляторных батарей.
При числе оборотов дизеля больше 750 об/мин амперметр показывает зарядку аккумуляторной батареи. Величина зарядного тока от 5 до 40 а в зависимости от степени разряженности батареи. Вольтметр показывает 27—31 в. При работе под нагрузкой дым должен быть серого цвета пли бесцветный; ритмичность работы дизеля проверяется на слух.

Особенности эксплуатации тепловозов в зимнее время.

Под готовка тепловоза к работе в зимнее время производится на плановых ремонтах в осенний период. Во время подготовки тепловоза выполняются следующие работы: заменяется летняя смазка всех узлов на зимние сорта смазки; подготовляется утеплительный чехол. Чехол устанавливают при температуре наружного воздуха ниже —5° С; отепляются трубы, наиболее подверженные замерзанию (трубы калориферов, наружные трубы воздушной системы, идущие от компрессора к главным резервуарам, и др.). Трубы обворачпвают техническим войлоком, который укрепляют шпагатом, и покрывают асфальто-битумным лаком.
В зимний период эксплуатации плотность электролита аккумуляторных батарей должна соответствовать табличным данным. В сильные морозы часто замерзает электролит в разряженных или недостаточно заряженных батареях. Поэтому батареи должны поддерживаться в нормально заряженном состоянии.
Зимой чаще наблюдается боксование тепловозов, поэтому при прохождении поезда необходимо своевременно приводить в действие песочницы.