Для поддержания пути в технически исправном состоянии, отвечающем требованиям «Правил технической эксплуатации», периодически проводятся следующие виды путевых работ: текущее содержание пути; подъемочный ремонт; средний ремонт; капитальный ремонт.
Текущее содержание пути.
Главной задачей текущего содержания пути является предупреждение появления неисправностей и обеспечение длительных сроков службы всех элементов пути.
Осмотр пути производится обходчиками пути, дежурными по переездам и мостам, путевыми бригадами и дорожными мастерами.
В летний период при текущем содержании пути производится подтяжка болтов, укрепление костылей и клиньев противоугонов, замена износившихся рельсовых скреплений и смазка их, исправление балластной призмы и обочин земляного полотна, очистка кюветов от мусора и растительного слоя, устранение перекосов и просадок пути. В весенний период проводится вскрытие кюветов и русла у мостов и труб, очистка балластной призмы от остатков снега, мусора и грязи, приведение в порядок водоотводных устройств.
Для предупреждения выхода из строя стрелочных переводов выполняют следующие работы:
смазку всех болтов, добавку или замену отдельных негодных костылей;
исправление погнутых тяг, устранение разработанных отверстий в тягах заваркой и осаживанием с последующей рассверловкой;
выправку стрелочных закладок и укрепление их;
исправление ширины колеи и желобов перешивкой с одновременной переклепкой стрелочных подушек, выпрямлением подкладок, пригонкой и заменой вкладышей;
проверку и постановку по ординатам переводных кривых и кривых за крестовинами стрелочных переводов;
снятие наплывов на рамных рельсах, остряках, усовиках и сердечниках во избежание сужения колеи и желобов; наплавку их в случае необходимости;
проверку правильности действия указателей и замков на ручных стрелках с устранением неисправностей;
содержание в чистоте и исправности устройств для отвода воды от стрелочного перевода.
Подъемочный ремонт пути.
Такой ремонт выполняют при расстройстве балластной призмы, требующем сплошной подбивки шпал; появлении угона, вызывающего необходимость сплошной разгонки и регулировки зазоров; потребности замены более 10% шпал.
При подъемочном ремонте производят разгонку или регулировку зазоров, одиночную замену негодных шпал и дефектных рельсов, сплошную рихтовку пути с выправкой кривых и другие сопутствующие работы (планировку обочин, отделку балластной призмы, трамбовку балласта в ящиках и т. и.).
Средний объем работ при подъемочном ремонте на 1 км пути приводится ниже.
Разгонка и регулировка зазоров, м ... 1000
Закрепление пути от угона, м 1000 Одиночная смена:
шпал, шт 200
рельсов, шт 2
скреплений, tn . 0,2
Срезка загрязненной балластной корки и замена загрязненного балласта, м3 40—45
Сплошная подъемка пути с подбивкой шпал, м 1000 Трамбовка балласта в ящиках с оправкой балластной призмы, м 1000
Рихтовка пути, м ... 1000
Перешивка пути, концов шпал 400
Исправление подуклонки рельсов, м . 100
Средний ремонт пути.
Средний ремонт выполняется преимущественно в весенний период и включает следующие работы: разгонку или регулировку стыковых зазоров; смену непригодных рельсов, стрелочных переводов и переводных брусьев; сплошной и выборочный подъем пути с перегонкой шпал по меткам; удаление загрязненного балласта и подштопку шпал чистым балластом; сплошную подбивку стыков и пристыковых шпал; засыпку шпальных ящиков балластом с разравниванием и уплотнением; закрепление пути от угона; ремонт переездов и приведение в порядок путевых знаков, выправку и окончательную отделку пути после обкатки поездом.
При высококачественном выполнении ремонта пути в весенний период и хорошем летнем уходе ремонт пути в осенний период включает подготовку средств снегозащиты; выправку пути перед наступлением морозов; установку сигнальных знаков для пропуска снегоочистителей и вешек по оси кювета для опознания их расположения при весенней очистке от снега.
Таблица 33
Элементы пути и оценка их состояния | Требования к пути при содержании и ремонте | ||
текущем | среднем | капитальном | |
Скрепление стыков | Слабые болты отсутствуют | Болты смазаны и поставлены правильно. | Подкладки без перекосов и сдвигов. Костыли забиты отвесно и плотно |
Балласт | Бровка балластного слоя заправлена. Отсутствуют выплески | Толщина не менее нормальной. Балластная призма отделана | Толщина не менее нормальной. Балластная призма полна по профилю, оправлена, бровка отбита |
Шпалы | Расположены по меткам с отступлением не более 8 см. | Лежат по наугольнику, разложены по эпюре с отступлением не более 5 см, рельсы обметены и скрепления очищены от грязи. | Нормального типа, разложены по эпюре с отступлением не более 3 см. Рельсы скрепления обметены и очищены от грязи. |
Стрелочные переводы | Обметены, смазаны и исправно действуют | Уложены по эпюре. Изношенные элементы заменены или транспортированы. Негодные брусья сменены | Уложены по эпюре с точным соблюдением норм. Обеспечен отвод воды от стрелки |
Обочины | Спланированы, нет впадин. | Спланированы, бровки срезаны. | Спланированы. |
Переезды | Настил на переездах лежит плотно. Мусор, грязь очищены и убраны | Настил плотно уложен; подъезды исправлены; надолбы побелены, шлагбаум и предупредительные знаки в порядке | Настил плотно уложен; мостовые и подъезды исправлены; надолбы побелены; шлагбаумы окрашены и находятся в полном порядке |
Путевые знаки | Путевые знаки в сохранности и порядке | Столбы стоят правильно, таблички окрашены | Столбы стоят правильно, таблички окрашены |
Полоса отвода | Очищена | Очищена от ветровала и хвороста | Очищена от ветровала и хвороста |
Капитальный ремонт пути.
При капитальном ремонте производят сплошную или частичную замену рельсов, шпал, балласта, ремонт или восстановление земляного полотна, водоотводных и искусственных сооружений; замену изношенных стрелочных переводов новыми со сплошной сменой переводных брусьев; сплошной подъем пути с доведением размера балластного слоя под шпалой до проектной величины, а балластной призмы — до установленного профиля, инструментальную выверку кривых и устройство вновь переходных кривых при радиусах круговых кривых 300 м и менее там, где переходные кривые отсутствуют; закрепление пути в плане и профиле реперами; приведение в порядок всех путевых знаков.
Состояние пути после выполнения работ по текущему осмотру и ремонту должно отвечать условиям, перечисленным в табл. 33.
В соответствии с «Техническими указаниями по содержанию лесовозных железных дорог колеи 750 мм» состояние пути оценивается по балльной системе.
Средняя трудоемкость ремонтных работ на узкоколейных железных дорогах по видам составляет: подъемка пути и выправление толчков, перекосов — 40% общего объема путевых работ; перешивка пути со сменой рельсов и шпал — 30%; разгонка и регулировка зазоров 10%; исправление подуклонок с ремонтом стрелочных переводов 4% и прочие виды работ 16%.
На содержание 1 км пути в год затрачивается в среднем 200—300 чел.-дней.