Содержание материала

Для поддержания пути в технически исправном состоянии, отвечающем требованиям «Правил технической эксплуатации», периодически проводятся следующие виды путевых работ: текущее содержание пути; подъемочный ремонт; средний ремонт; капитальный ремонт.

Текущее содержание пути.

Главной задачей текущего содержания пути является предупреждение появления неисправностей и обеспечение длительных сроков службы всех элементов пути.
Осмотр пути производится обходчиками пути, дежурными по переездам и мостам, путевыми бригадами и дорожными мастерами.
В летний период при текущем содержании пути производится подтяжка болтов, укрепление костылей и клиньев противоугонов, замена износившихся рельсовых скреплений и смазка их, исправление балластной призмы и обочин земляного полотна, очистка кюветов от мусора и растительного слоя, устранение перекосов и просадок пути. В весенний период проводится вскрытие кюветов и русла у мостов и труб, очистка балластной призмы от остатков снега, мусора и грязи, приведение в порядок водоотводных устройств.
Для предупреждения выхода из строя стрелочных переводов выполняют следующие работы:
смазку всех болтов, добавку или замену отдельных негодных костылей;
исправление погнутых тяг, устранение разработанных отверстий в тягах заваркой и осаживанием с последующей рассверловкой;
выправку стрелочных закладок и укрепление их;
исправление ширины колеи и желобов перешивкой с одновременной переклепкой стрелочных подушек, выпрямлением подкладок, пригонкой и заменой вкладышей;
проверку и постановку по ординатам переводных кривых и кривых за крестовинами стрелочных переводов;
снятие наплывов на рамных рельсах, остряках, усовиках и сердечниках во избежание сужения колеи и желобов; наплавку их в случае необходимости;
проверку правильности действия указателей и замков на ручных стрелках с устранением неисправностей;
содержание в чистоте и исправности устройств для отвода воды от стрелочного перевода.

Подъемочный ремонт пути.

Такой ремонт выполняют при расстройстве балластной призмы, требующем сплошной подбивки шпал; появлении угона, вызывающего необходимость сплошной разгонки и регулировки зазоров; потребности замены более 10% шпал.
При подъемочном ремонте производят разгонку или регулировку зазоров, одиночную замену негодных шпал и дефектных рельсов, сплошную рихтовку пути с выправкой кривых и другие сопутствующие работы (планировку обочин, отделку балластной призмы, трамбовку балласта в ящиках и т. и.).

Средний объем работ при подъемочном ремонте на 1 км пути приводится ниже.
Разгонка и регулировка зазоров, м ... 1000
Закрепление пути от угона, м 1000 Одиночная смена:
шпал, шт 200
рельсов, шт 2
скреплений, tn . 0,2
Срезка загрязненной балластной корки и замена загрязненного балласта, м3   40—45
Сплошная подъемка пути с подбивкой шпал, м 1000 Трамбовка балласта в ящиках с оправкой балластной призмы, м                1000
Рихтовка пути, м ... 1000
Перешивка пути, концов шпал 400
Исправление подуклонки рельсов, м .                                                                 100

Средний ремонт пути.

Средний ремонт выполняется преимущественно в весенний период и включает следующие работы: разгонку или регулировку стыковых зазоров; смену непригодных рельсов, стрелочных переводов и переводных брусьев; сплошной и выборочный подъем пути с перегонкой шпал по меткам; удаление загрязненного балласта и подштопку шпал чистым балластом; сплошную подбивку стыков и пристыковых шпал; засыпку шпальных ящиков балластом с разравниванием и уплотнением; закрепление пути от угона; ремонт переездов и приведение в порядок путевых знаков, выправку и окончательную отделку пути после обкатки поездом.
При высококачественном выполнении ремонта пути в весенний период и хорошем летнем уходе ремонт пути в осенний период включает подготовку средств снегозащиты; выправку пути перед наступлением морозов; установку сигнальных знаков для пропуска снегоочистителей и вешек по оси кювета для опознания их расположения при весенней очистке от снега.

Таблица 33

Элементы пути и оценка их состояния

Требования к пути при содержании и ремонте

текущем

среднем

капитальном

Скрепление стыков

Слабые болты отсутствуют

Болты смазаны и поставлены правильно.
Подкладки без перекосов и сдвигов. Костыли забиты отвесно и плотно

Подкладки без перекосов и сдвигов. Костыли забиты отвесно и плотно

Балласт

Бровка балластного слоя заправлена. Отсутствуют выплески
и разжижения. Трава ополота

Толщина не менее нормальной. Балластная призма отделана

Толщина не менее нормальной. Балластная призма полна по профилю, оправлена, бровка отбита

Шпалы

Расположены по меткам с отступлением не более 8 см.
Путь очищен (шпалы, рельсы, скрепления) от грязи и др.

Лежат по наугольнику, разложены по эпюре с отступлением не более 5 см, рельсы обметены и скрепления очищены от грязи.
Нет отрясенных, осевших и неподбитых шпал

Нормального типа, разложены по эпюре с отступлением не более 3 см. Рельсы скрепления обметены и очищены от грязи.
Нет отрясенных, неподбитых шпал

Стрелочные переводы

Обметены, смазаны и исправно действуют

Уложены по эпюре. Изношенные элементы заменены или транспортированы. Негодные брусья сменены

Уложены по эпюре с точным соблюдением норм. Обеспечен отвод воды от стрелки

Обочины

Спланированы, нет впадин.
Кюветы очищены

Спланированы, бровки срезаны.
Кюветы прочищены с обеспечением стока воды

Спланированы.
Кюветы прочищены с обеспечением стока воды

Переезды

Настил на переездах лежит плотно. Мусор, грязь очищены и убраны

Настил плотно уложен; подъезды исправлены; надолбы побелены, шлагбаум и предупредительные знаки в порядке

Настил плотно уложен; мостовые и подъезды исправлены; надолбы побелены; шлагбаумы окрашены и находятся в полном порядке

Путевые знаки

Путевые знаки в сохранности и порядке

Столбы стоят правильно, таблички окрашены

Столбы стоят правильно, таблички окрашены

Полоса отвода

Очищена

Очищена от ветровала и хвороста

Очищена от ветровала и хвороста

Капитальный ремонт пути.

При капитальном ремонте производят сплошную или частичную замену рельсов, шпал, балласта, ремонт или восстановление земляного полотна, водоотводных и искусственных сооружений; замену изношенных стрелочных переводов новыми со сплошной сменой переводных брусьев; сплошной подъем пути с доведением размера балластного слоя под шпалой до проектной величины, а балластной призмы — до установленного профиля, инструментальную выверку кривых и устройство вновь переходных кривых при радиусах круговых кривых 300 м и менее там, где переходные кривые отсутствуют; закрепление пути в плане и профиле реперами; приведение в порядок всех путевых знаков.
Состояние пути после выполнения работ по текущему осмотру и ремонту должно отвечать условиям, перечисленным в табл. 33.
В соответствии с «Техническими указаниями по содержанию лесовозных железных дорог колеи 750 мм» состояние пути оценивается по балльной системе.
Средняя трудоемкость ремонтных работ на узкоколейных железных дорогах по видам составляет: подъемка пути и выправление толчков, перекосов — 40% общего объема путевых работ; перешивка пути со сменой рельсов и шпал — 30%; разгонка и регулировка зазоров 10%; исправление подуклонок с ремонтом стрелочных переводов 4% и прочие виды работ 16%.
На содержание 1 км пути в год затрачивается в среднем 200—300 чел.-дней.