Содержание материала

Общие положения.

Промышленные железные дороги колеи 1524 мм по своему назначению подразделяются на подъездные и внутризаводские железнодорожные пути.
Подъездными путями называются железнодорожные пути (ветки), которые связывают промышленные предприятия с общей сетью железных дорог, другими предприятиями, сырьевыми базами, в том числе лесовозные и торфовозные магистрали, допускающие обращение подвижного состава МПС.
Внутризаводскими путями считаются все железнодорожные пути (соединительные, станционные и погрузо-разгрузочные), расположенные на территории заводов, шахт, электростанций и других предприятий, а также постоянные пути на территории карьеров, лесных и торфяных разработок и т. д.
Подъездные пути подразделяются на три категории в зависимости от грузооборота.

По сроку службы промышленные железнодорожные пути делятся на постоянные и с ограниченным сроком действия (до 10 лет).
В большинстве случаев лесозаготовительные предприятия имеют небольшие подъездные пути тупикового типа, предназначенные для погрузо-разгрузочных операций на нижнем складе. Обслуживаются такие пути локомотивами МПС. Некоторые предприятия имеют развитую сеть внутризаводских путей, иногда с раздельными пунктами. Эти предприятия имеют собственные локомотивы и подвижной состав.
Работа транспорта предприятия зависит от того, как четко будет обслуживать его дорога общего пользования: подавать порожние вагоны с грузом и убирать их. В свою очередь работа общей сети железных дорог во многом зависит от использования подвижного состава на подъездных путях промышленных предприятий.
Стыковым пунктом этих двух видов транспорта являются станции примыкания. На каждом подъездном пути в соответствии с Уставом железных дорог разрабатывают определенный технологический процесс работы, увязанный с технологией работы станции примыкания. На крупных предприятиях с грузооборотом 100 вагонов и более в сутки является обязательным применение единого технологического процесса (ЕТП). Однако основные положения ЕТП могут быть использованы и на менее нагруженных подъездных путях.
Основные принципы и конкретные условия эксплуатационной работы подъездных путей предприятия и железной дорогой примыкания определяются типовым договором, разработанным МПС.
Типовой договор предусматривает следующие основные условия: порядок подачи и уборки вагонов; передачу вагонов и грузов; погрузку, выгрузку и определение веса (объема) груза; сроки простоя вагонов; фронты погрузки и выгрузки; оформление дорожных документов; содержание и ремонт подъездного пути и платежи по договору.

 погрузкиа вагона лесом
При подаче и уборке вагонов на подъездной путь локомотивом предприятия пунктами приема и возврата вагонов железной дороги сети общего пользования служат приемо-сдаточные (выставочные) пути, определенные в договоре. При обслуживании подъездного пути локомотивом дороги вагоны принимаются и сдаются железной дороге в пунктах погрузки и выгрузки.
О времени подачи вагонов на подъездной путь под погрузку или выгрузку станция обязана уведомить отправителя или получателя в срок, обусловленный в договоре. На подъездных путях с большим грузооборотом подача вагонов производится по согласованному расписанию в соответствии с технологическим процессом работы станции и предприятия (подъездного пути).
Вагоны, поданные дорогой с нарушением сроков, должны быть приняты предприятием с момента предъявления их станцией. Время зачета вагонов за предприятием в этом случае производится: при подаче раньше срока с момента наступления этого срока, при опоздании с момента предъявления вагонов, с предъявлением дороге штрафа за опоздание. Штраф на дорогу не налагается, если предприятие было уведомлено в установленные договором сроки о нарушении расписания подачи вагонов.
При уборке вагонов после погрузки (разгрузки) локомотивом дороги возврат вагонов производится, как правило, в составе всей поданной партии. Порядок возврата вагонов локомотивом предприятия определяется условиями договора. Однако для увеличения грузооборота вагоны могут возвращаться по мере готовности, но целесообразней возвращать их группами.
Маршруты (кольцевые маршруты) и вертушки, курсирующие между определенными пунктами погрузки и выгрузки целыми составами, возвращаются дороге всем составом и снимаются с учета по возвращении последнего вагона.

Локомотивы.

Локомотивный парк лесовозного промышленного транспорта колеи 1524 мм состоит из тепловозов и паровозов.
Большую часть тепловозного парка промышленного транспорта составляют тепловозы средней мощности, 500—700 л. с. и маломощные, 150—220 л. с. и только небольшую часть — более мощные тепловозы, 1000—1200 л. с.
К специальным паровозам промышленного транспорта относится серия 9П, остальные серии являются грузовыми или маневровыми паровозами общей сети железных дорог, переданными в промышленный транспорт. Паровоз серии 9П является бестендерным танк-паровозом, который нашел широкое распространение на путях промышленного транспорта многих отраслей.

Техническая характеристика тепловозов колеи 1524 мм

Вагоны.

Грузовой парк промышленного транспорта лесовозных дорог колеи 1524 мм можно подразделить на вагоны общего назначения и специальные. К специальным вагонам относятся платформы для перевозки хлыстов выпуска Днепродзержинского вагон-завода им. газеты «Правда» и сцепы из платформ, оборудованные турникетными устройствами.

Техническая характеристика паровозов колеи 1524 мм

Специальная платформа для перевозки хлыстов представляет собой цельнометаллическую конструкцию, состоящую из удлиненной рамы с шестью парами стоек двух типовых двухосных тележек ЦНИИ-Х3-0 на роликовых подшипниках. Платформу оборудуют пневматическим автоматическим тормозом системы И. К. Матросова, стояночным механическим тормозом и автосцепками СА-3.

Техническая характеристика специальной платформы колеи 1524 мм для перевозки хлыстов
Грузоподъемность, т .. 55
Длина по осям сцепления автосцепок, мм . . .                                          25 220
Длина рамы, мм                                                                       24 000
Ширина, мм ..                                                                                      3 100
База, мм 19 000
Наибольшая высота (по стоикам) от уровня
головки рельс, мм 4 390

Основные данные о вагонах грузового парка

Примечание. В числителе данные для нетормозных вагонов, в знаменателе — для тормозных.

Вес тары, т .. 29,44
Коэффициент тары .. 0,53
Нагрузка от оси на рельс, т . 21
Скорость движения, км/ч ... до 120
Общий вид платформы, нагруженной хлыстами, представлен на рис. 9.

Рис. 9. Платформа для перевозки хлыстов по железным дорогам колеи. 1524 мм


Рис. 10. Схемы сцепов из платформ колеи 1524 мм:
а — из двух двухосных; б — из двух четырехосных; в — одной двухосной и одной четырехосной; г — из двух двухосных с дышлом
Для перевозки хлыстов по дорогам широкой колеи используют сцепы из двухосных и четырехосных платформ, оборудованные специальным коником с поворотным устройством (турникетное оборудование).
По условиям наилучшего использования грузоподъемности и геометрических размеров платформ могут быть применены схемы сцепов, приведенные на рис. 10.
Наибольшее распространение и наилучшую конструкцию имеют сцепы из двухосных платформ грузоподъемностью 20 т и сцепы из четырехосных платформ грузоподъемностью 60—62 т. Проекты этих сцепов С20. 000, С220. 000, CX00. 000 и СХ400. 000 разработаны СНИИЛП и внедрены на предприятиях объединения «Свердлеспром».
Техническая характеристика сцепов из двух- и четырехосных платформ

На сцепе из двух двухосных платформ можно перевозить хлысты длиной до 20,4 м. При большей длине хлыстов применяют сцепы из двух четырехосных платформ пли из одной четырехосной и одной двухосной. В последнем случае хлысты грузят таким образом, чтобы на двухосную платформу приходилось 20—30% веса хлыстов, т. е. около 18 т, а остальная часть на четырехосную.
Максимальная длина дышловой вставки в сцепе из двух двухосных платформ по условиям вписывания груженого сцепа в кривые малого радиуса равна 9 м. Сцепы, сформированные по этой схеме, могут эксплуатироваться только на внутризаводских (ведомственных) путях без права выхода на пути МПС. Остальные сцепы по согласованию в установленном порядке с отделением дороги могут эксплуатироваться с выходом на пути МПС.

Организация перевозки хлыстов по железным дорогам колеи 1524 мм

Организация работ по технологии с вывозкой хлыстов на склад потребителя может производиться по различным схемам в зависимости от наличия подъездных и внутризаводских путей, подвижного и тягового состава, транспортной связи с ДОК, погрузочно-разгрузочных механизмов и т. д.
Наибольшее распространение получили две следующие технологические схемы:
По первой схеме к путям широкой колеи (ветка и усы), проложенным в лесосеку, древесину трелюют тракторами на расстояние от 2 до 6 км. Затем хлысты грузят на подвижной состав или укладывают в запас на складе.
Для погрузки хлыстов могут служить краны на железнодорожном ходу, установки с лебедками и стрелами, тракторные и кабельные краны и т. и.
По второй схеме лесосеки разрабатывают обычным способом и хлысты вывозят на нижний склад. Вывозку производят автотранспортом или по узкоколейной железной дороге. Перегрузку с одного вида транспорта в вагоны широкой колеи производят на подъездных путях, расположенных на нижнем складе леспромхоза (лесопункта). Погрузочные средства в этом случае целесообразно иметь такой грузоподъемности, чтобы за 1 раз пачку хлыстов с автомашины или вагона-сцепа перегружать на сцепы или платформы широкой колеи.