Содержание материала

Общие требования к экипировочным устройствам.

На вновь создаваемых экипировочных устройствах полная экипировка должна производиться с одной постановки, при реконструкции существующих экипировочных устройств допускается полная экипировка тепловоза с двух постановок.
Для железных дорог узкой колеи Ленинградским филиалом Государственного проектного института по комплексному использованию торфа в народном хозяйстве (Гипроторф) в 1968 г. разработаны типовые проекты механизированных экипировок: № 501-111 на 5 тепловозов и 15 единиц другого железнодорожного и безрельсового оборудования (снегоочистители, дрезины, автомотрисы, трактора, автомобили и др.) и № 501-112 на 10 тепловозов и 25 единиц другого оборудования. Ориентировочная сметная стоимость типовых экипировок составляет соответственно 65 и 80 тыс. руб.

Рис. 11. График экипировки узкоколейных тепловозов
Последовательность и возможные совмещения операций при экипировке узкоколейных лесовозных тепловозов показаны на рис. 11.
По местным условиям возможны и иные варианты последовательности и совмещения операций, однако во всех случаях набор песка следует разграничивать по времени с заправкой тепловоза топливом и смазочными материалами.
На рис. И пунктиром показан вариант совмещенной экипировки с общей затратой времени 25 мин.
Запасы дизельного топлива, смазочных и других материалов на складах экипировки, в зависимости от дальности подвоза, принимают на 5—6 суток с учетом хранения основного запаса топлива на складах ГСМ лесозаготовительных предприятий.
В зимнее время вязкие нефтепродукты при сливе из железнодорожных цистерн и подаче на тепловозы предварительно подогревают до установленной температуры, но не свыше 65—70° С.
Топливо-смазочное хозяйство пункта экипировки должно иметь: устройства для перекачки топлива, масел и воды, приспособления для их подогрева, раздаточные устройства (шкафы, колпаки) для заправки тепловозов·, приемные баки под масло, сливаемое с тепловозов. При наличии нескольких резервуаров с дизельным топливом все они должны быть соединены между собой трубопроводами с вентилями. Кроме этого, на пункте экипировки должны быть приемные баки под масло, сливаемое с тепловозов, склады сухого и сырого песка, песко-сушилка и устройство для подачи песка на тепловозы.
В крупных экипировочных пунктах следует иметь устройства для регенерации (восстановления) масел.

Дизельное топливо.

В двигателях внутреннего сгорания, установленных на узкоколейных тепловозах, применяется специальное дизельное топливо по ГОСТ 4749—49 и автотракторное топливо по ГОСТ 305 — 62.
По ГОСТ 4749 — 49 для быстроходных дизелей топливо применяется четырех марок в зависимости от температуры окружающего воздуха:
ДА—арктическое — при температуре окружающего воздуха ниже — 30° С;
ДЗ — зимнее — при температуре окружающего воздуха выше — 30° С;
ДЛ — летнее—при температуре окружающего воздуха выше 0° С ;
ДС — специальное дизельное.
Автотракторное дизельное топливо по ГОСТ 305 — 62 выпускается также четырех марок:
А — арктическое, рекомендуемое при температуре окружающего воздуха — 50° С и выше;
З — зимнее — при температуре воздуха — 30° С и выше;
Л — летнее—при температуре окружающего воздуха 0° и выше;
С — специальное дизельное топливо.
Таблица 16

* С 6%-ной присадкой ВНИИ НП-360.
** С 6%-ной присадкой БФК.

Автотракторное топливо по ГОСТ 305 — 62 применяется на тепловозах при условии повышенной против стандарта температуры вспышки (для марки Л — не менее 65°С).

Масла для тепловозных дизелей.

Для заправки дизелей тепловозов колеи 750 мм применяют сорта масел, приведенных в табл. 16.
Для опытных тепловозов, работающих в период гарантийного срока, применяют масла по указанию завода — поставщика локомотива.
Наименование масел и паст для смазки узлов и деталей локомотивов и подвижного состава приведено ниже:

Микропаста М-1 белая
Спаривание и совместная притирка
плунжерных пар топливных насосов и распылителей форсунок
Примечание. Осерненную и тормозную смазки, прожировочные составы, петролатум ОПП и притирочные пасты изготовляет Кустовский завод смазок МПС.

Вода для охлаждения тепловозных двигателей.

Для приготовления охлаждающей воды применяют:
конденсат с жесткостью не более 0,2 мг-экв/л и с содержанием хлоридов не более 10 мг/л;
каустическую соду (NaOH) по ГОСТ 2263 — 59; тринатрийфосфат (ЫазРО4-12Н2О) по ГОСТ 201 —58; нитрид натрия (NaNО) по ГОСТ 6194—52.
Каустическая сода вводится для снижения жесткости воды, применяемой для охлаждения дизелей с чугунными и стальными блоками (табл. 17).
Таблица 17

Количество жидкой каустической соды для получения необходимой щелочности воды при ее приготовлении из конденсата определяется по формуле

где V—объем приготовляемой воды, м3;
а— принятая в дело щелочность воды, мг-экв/л;
С — концентрация каустической соды, г/л.
Количество нитрата натрия, необходимого при приготовлении определенного объема охлаждающей воды, определяют по формуле
где С — принятая по норме в депо концентрация NaNO2 в мг/л;

C1 — концентрация NaNO2 в ранее приготовленной воде по анализу, мг/л;
V — объем воды, м3.
Количество тринатрийфосфата по средней норме фосфорного ангидрида Р2О5 для смягчения воды находится по формуле

где С — средняя норма Р2О5, мг)л\
С1 — содержание фосфорного ангидрида Р2О в ранее приготовленной воде по анализу, мг/л;
V—объем воды, м3.
Вода на тепловозы выдается только в бидонах; пользоваться для этого ведрами запрещается. Во избежание отравлений, на бидонах и баках, в которых приготовляется вода, и па водяном баке тепловоза должна быть четкая надпись: «Вода отравлена — для питья непригодна!». Категорически запрещается выдавать на тепловозы химикаты в чистом виде (в сухом или растворенном состоянии).
Контроль за качеством охлаждающей воды осуществляется лабораторией депо пли промышленного предприятия. В тех случаях, когда жесткость воды свыше 0,3 мг-экв/л или содержание хлоридов в ней больше 75 мг/л, а также при обнаружении взвешенных веществ воду из водяной системы сливают и заменяют свежей.

Песок.

На магистральных железных дорогах применяется для локомотивов песок следующего качества:
нормального — с содержанием кварца не менее 75% и глинистых частей не более 3%;
повышенного — с содержанием кварца не менее 90% и глинистых частей не более 1%.
Песок повышенного качества применяют только для дорог, на которых в зимнее время происходит усиленное отложение инея на рельсах. На лесовозных узкоколейных дорогах почти всегда можно обходиться применением песка нормального качества.
По зерновому составу основную рабочую массу песка, поступающего в песочницы тепловозов, составляют зерна размером от 0,1 до 2 мм. В песке нормального качества рабочей массы должно быть не менее 90%. Зерна менее 0,1 мм относятся к пыли, содержание которой в песке нормального качества допускается не более 10%. Влажность песка, подаваемого в песочницы тепловозов, не должна превышать 0,5% по весу.
Запас песка на зимний период принимается по расчетному расходу в течение от 2 до 7 месяцев, в зависимости от климатического пояса.