ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И МАШИНОСТРОЕНИЮ (ЦИНТИАМ) ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО МАШИНОСТРОЕНИЮ ПРИ ГОСПЛАНЕ СССР
Л. Д. КУЗЬМИЧ
НОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТЕРОВ
ОБЗОР
МОСКВА 1961
Железнодорожные транспортеры — специальный вид подвижного состава, обеспечивающий потребности народного хозяйства в перевозках тяжеловесных и негабаритных грузов.
В обзоре отражено состояние парка железнодорожных транспортеров, приведены характеристики и описания новых конструкций, разработанных и построенных в последние годы в СССР и зарубежных странах.
Даны рекомендации по улучшению конструкций транспортеров разных типов, а также основные направления их развития и совершенствования.
Обзор предназначен для инженерно-технических работников, связанных с проектированием, изготовлением и эксплуатацией железнодорожного подвижного состава.
Научный редактор К. П. СТУДНИЦЫНА
ВВЕДЕНИЕ
Железнодорожные транспортеры — это специальный вид подвижного состава, предназначенный для перевозки тяжеловесных, крупногабаритных и негабаритных грузов. Номенклатура грузов, перевозимых на транспортерах, в основном представляет собой продукцию тяжелой промышленности. В условиях непрерывного роста производства особенно важно для развития народного хозяйства нашей страны своевременно обеспечивать эти перевозки.
Парк транспортеров наших железных дорог характеризуется большой многотипностью, которая объясняется историческими условиями его формирования. Общее количество типосерий транспортеров достигает пятидесяти, что естественно усложняет их обслуживание, ремонт и организацию перевозок. Имеющиеся в эксплуатационном парке Министерства путей сообщения транспортеры различны по своей конструктивной схеме, грузоподъемности, осности, оформлению отдельных узлов, способу погрузки и крепления груза и т. д. Большое количество транспортеров, находящихся в эксплуатации, устаревших конструкций.
В последние годы Министерством путей сообщения совместно с промышленными предприятиями активно решается вопрос обновления и пополнения парка транспортеров. Промышленностью транспортного машиностроения разработан ряд новых конструкций и освоен выпуск транспортеров грузоподъемностью от 110 до 300 т.
По конструкции железнодорожные транспортеры можно классифицировать на ряд типов: платформенные, колодцеобразные и сочлененные.
Транспортеры платформенного типа имеют плоскую погрузочную площадку. На таких транспортерах перевозят грузы и изделия широкой номенклатуры. Они могут быть подразделены на две подгруппы: транспортеры с пониженной погрузочной площадкой и типа платформы. Первые имеют прогнутую главную несущую балку, опущенную вниз в средней части, для перевозки грузов большой высоты, вторые — прямую главную балку.
Фиг. 1. Схема конструкции и нагружения транспортеров: а — платформенного типа; б — колодцеобразного типа; в — сочлененного типа
Особенность конструкции транспортеров колодцеобразного типа в том, что их главная несущая балка состоит из двух продольных боковых элементов, связанных по концам шкворневыми (пятниковыми) балками, а в средней части (между тележками) — соединенных внизу рядом поперечных балок, которые могут быть либо жестко установленными, либо передвижными. Перевозимый груз размещают в нише («колодце») главной балки так, чтобы он опирался на поперечные балки. Благодаря этому высота перевозимого груза может быть значительно большей, чем на транспортерах платформенного типа. В то же время ширина груза ограничивается расстоянием между продольными элементами главной балки. На колодцеобразных транспортерах перевозят рабочие колеса гидротурбин, бандажи, обечайки, маховики, планшайбы и другие грузы.
На фиг. 1 приведены схемы конструкции и ее нагружения для трех указанных типов транспортеров.
Отличительная особенность сочлененных транспортеров — «разъемность» их главного несущего строения. Перевозимый груз подвешивают на специальных шарнирах между раздвигаемыми половинами транспортера и он защемляется в них под действием рилы тяжести и включается в несущую конструкцию транспортера. В связи с этим при проектировании грузов, предназначенных для перевозки на сочлененных транспортерах, прочность их корпусов необходимо рассчитывать с учетом усилий, действующих при транспортировании.
На сочлененных транспортерах в СССР и за рубежом перевозят два основных вида грузов: мощные трансформаторы и статоры турбогенераторов. Так как груз перевозят в подвешенном состоянии, его высота отличается от предельной высоты габарита подвижного состава только на величину минимально необходимого зазора от нижней точки груза до рельсового пути.