Содержание материала

6.3. ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВКИ ПАССАЖИРСКОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА
Современный электрический подвижной состав городского транспорта оборудуется, как правило, одним постом управления, что повышает вместимость кузова, удешевляет стоимость электрооборудования и монтажа, сокращает высоковольтные коммуникации системы управления. Для улучшения условий работы водителя пост управления размещается в отдельной кабине или полукабине.
Расположение сидений в пассажирском салоне бывает поперечное, продольное и продольно-поперечное (смешанное).
Для безрельсового подвижного состава городского электрического транспорта в качестве основного типа принимается планировка с поперечным расположением сидений пассажирского помещения. В зависимости от ширины кузова применяются двухместные и одноместные сиденья. В современных отечественных троллейбусах с шириной кузова 2600—2700 мм — четырехрядное поперечное расположение сидений (рис. 6.13, а). Ширина прохода между сиденьями и остальные размеры планировки кузова обусловливаются ГОСТ 10022—62.
Поперечное четырехрядное расположение сидений в кузове обеспечивает наибольшее количество мест для сидения и создает удобства для пассажиров. Недостатком такого расположения сидений является определенное ограничение общей вместимости троллейбуса, так как площадь пола, занимаемая проходом, а следовательно, и количество мест для стоящих пассажиров при этой планировке оказываются минимальными. Ширина проходов между рядами сидений в этом случае не превышает 0,6—6,65 м.
В троллейбусах с шириной кузова 2500 мм и в трамвайных вагонах наиболее часто применяется трехрядная поперечная планировка пассажирского помещения (рис. 6.13, б). Для увеличения вместимости кузова и устранения пробок от скопления пассажиров, в особенности у входных и выходных дверей, ширину проходов увеличивают до 1—1,5 м и устраивают специальные накопительные площадки. При этом уменьшают число мест для сидения в поперечных рядах или применяют продольное расположение диванов.

Рис. 6.13. Планировка кузова с четырехрядным (а) и трехрядным (б) поперечным расположением сидений

На рис. 6.13 показаны примеры планировок с накопительными площадками у входных дверей. У шарнирно сочлененного троллейбуса ТС-2 большой вместимости накопительные площадки образованы за счет уменьшения числа мест для сидения в поперечных рядах (рис. 6.14).


Рис. 6.14. Планировка шарнирно сочлененного троллейбуса ТС-2

Поперечная планировка кузова купейного типа (рис. 6.15) применяется на монорельсовом подвижном составе и некоторых типах вагонов зарубежных метрополитенов (подвижной состав гамбургского, роттердамского метрополитенов и др.).
Для улучшения пассажирообмена наземного электрического транспорта применяется специализация дверей для входа и выхода пассажиров, обеспечивается организованное направленное продвижение пассажиров от входа к выходу.
В некоторых конструкциях шарнирно сочлененного подвижного состава поток входящих пассажиров разделяют на две части — имеющих сезонные билеты (вход через передние двери) и приобретающих разовые билеты (вход через задние двери).
Продольное расположение диванов при прочих равных условиях позволяет повысить вместимость подвижного состава за счет увеличения количества мест для стоящих пассажиров, а также получить более свободные проходы. Однако такая планировка создает большие неудобства для сидящих пассажиров и значительно уменьшает количество мест для сидения. Продольная планировка кузова может быть признана целесообразной при необходимости существенного повышения вместимости в сочетании с малым временем средней продолжительности поездки пассажира. Подобную планировку имеют вагоны отечественных метрополитенов (рис. 6.16). С каждой стороны кузова расположены четыре двери, являющиеся входными и выходными, что обеспечивает при весьма малом среднем пути пассажира в кузове быстрый пассажирообмен на остановочных пунктах при коротких стоянках.

Рис. 6.15. Поперечная планировка купейного типа


Рис. 6.16. Продольная планировка кузова вагона метрополитена

Количество дверей, их расположение и размещение кабины водителя оказывают существенное влияние на общую планировку кузова подвижного состава, его вместимость и комфортабельность. Принятая планировка кузова — весьма важный фактор, определяющий его компоновку.
Высота пола кузова над уровнем головок рельсов или дорожного покрытия обусловливается диаметром колеса и расстоянием, необходимым для размещения элементов соединения ходовых частей с кузовом, тягового привода ведущих колес, подвески и т. д.
Высота пола безрельсового подвижного состава от уровня дороги не превышает 920—960 мм, а у трамвайных вагонов — около 900 мм. Для уменьшения высоты и числа ступенек для входа в пассажирское помещение в этом случае в зонах накопительных площадок у дверных проемов стремятся понизить уровень пола за счет устройства порога или переходного пандуса с тем, чтобы максимально облегчить посадку и высадку пассажиров. Число ступеней (включая подножку) на троллейбусах длиной менее 11 м должно быть не более трех, а на троллейбусах длиной более 11 м и всех трамвайных вагонах — не более двух.
ГОСТ 10022—62 предусматривает на троллейбусах максимальную высоту первой ступени от уровня дороги 320—360 мм. Эта же высота для трамвайных вагонов (от головки рельса) — 300 мм (ГОСТ 8802—69).
Увеличение количества ступенек и их высоты приводит к затруднению посадки и увеличению простоя на остановках. Такая задержка при частых остановках, характерных для работы городского электрического транспорта, ведет к снижению скорости сообщения. На метрополитене, монорельсовом транспорте и некоторых других видах городского транспорта, эксплуатация которых организована на обособленном полотне, применяют пассажирские платформы, располагающиеся на высоте пола кузова. Это существенно ускоряет вход и выход пассажиров на остановках и повышает скорость сообщения. При этом отпадает необходимость в устройстве ступеней и упрощается конструкция кузова. Подвижной состав скоростного трамвая, предназначенного для движения как в тоннелях, так и в одном уровне с дорожным полотном, оборудуют специальными откидными ступенями с пневматическим или электрическим приводом.