Содержание материала

Все краны, подъемные механизмы и вспомогательные при них приспособления могут быть допущены к работе лишь после освидетельствования и испытания, произведённых согласно правилам котлонадзора.
Испытание производится как статическое, так и динамическое, с нагрузкой, превышающей грузоподъёмность на 10%. Статическое испытание должно производиться следующим образом.        
Крюком захватывают предельный рабочий груз, и после подъёма его на высоту около 100 мм он продолжает находиться в подвешенном состоянии в течение не менее 10 минут.           
Затем таким же образом подвешивается груз, превышающий предельный рабочий на 10%. Этот груз находится в подвешенном состоянии в течение такого же срока; при этом должно обращаться внимание на состояние и поведение всего испытуемого крана или механизма и отдельных его элементов, несущих на себе нагрузку.
Динамическое испытание производится в том случае, если результаты проведённых статических испытаний признаны удовлетворительными. Это испытание заключается в повторных подъёмах и опусканиях груза, превышающего предельный рабочий груз на 10%.
Статическое испытание грузом, на 25% превышающим грузоподъёмность, производится лишь для новых кранов или капитально отремонтированных.
Важнейшим правилом техники безопасности при работе краном является запрещение подъёма груза с весом выше установленного для определённого вылета стрелы.
Превышение грузоподъёмности является причиной аварий и серьёзных несчастных случаев. Даже небольшая перегрузка крана может вызвать разрушение его отдельных важных частей.
При подъёме груза, близкого к предельной величине для данного вылета стрелы, следует вначале поднять груз на незначительную высоту (25—50 мм) и проверить при этом устойчивость крана, действие тормоза, а также положение и работу вращающегося механизма. Подъём грузов, требующих по характеристике крана при данном вылете стрелы использования аутригеров, без применения последних не допускается. 
Опоры под аутригеры должны устраиваться с двух сторон крана и укладываться в виде сплошных клеток на выровненном и утрамбованном грунте.
При работе на кривой кран должен быть укреплён захватами за рельсы, а при работе и остановке на путях с уклоном помимо укрепления захватами, заторможен независимо от величины поднимаемого груза. 
При передвижении вблизи электрических проводов кран должен маневрировать с опущенной стрелой, в случае невозможности соблюдения этого требования или, если при опущенной стреле возможность соприкосновения с проводами не устраняется, работа крана на таком участке не допускается.
Необходимо, чтобы бригада рабочих, обслуживающая кран, полностью сознавала важность и необходимость соблюдения технических условий.  
Если стрела установлена на самый короткий вылет и отсутствует нагрузка, должны соблюдаться меры предосторожности, предотвращающие опрокидывание крана в направлении, обратном по отношению к стреле.
Иногда железнодорожный путь, на котором работает кран, не находится в удовлетворительном состоянии и недостаточно балластирован. Внезапное оседание рельса в результате концентрированной нагрузки, передаваемой от крана, может быть причиной опрокидывания крана. Случаи такого рода могут также вызываться внезапным обрывом или соскальзыванием строповых устройств, на которых подвешен груз.
Следовательно, при работе краном должно обращаться внимание на состояние железнодорожного пути, а также на качество и надёжность укрепления такелажных тросов.
Начальник восстановительного поезда или механик крана обязаны совместно с начальником дистанции пути или с дорожным мастером осмотреть место предполагаемой установки крана, проверить при этом прочность верхнего строения пути (рельсов, шпал, балласта), содержание пути по шаблону и уровню, а также состояние земляного полотна.
По окончании работы необходимо тщательно проверить путь по шаблону и уровню, а также проверить состояние рельсов, скреплений и шпал.
При работе и передвижении крана по железнодорожным путям обслуживающий персонал должен выполнять правила железнодорожной сигнализации.
Все движения кранов и подъёмных механизмов, а также торможение их во время работы должны производиться плавно, без рывков и с надлежащей осторожностью.
Воспрещается внезапно переводить движение механизмов с прямого хода на обратный.
При наматывании на барабан каната необходимо следить за тем, чтобы он ложился ровно. При сматывании на барабане должно всегда оставаться не менее 1,5 витков каната.
Подъём груза двумя кранами допускается в исключительных случаях только при помощи специального траверса с правильно назначенным соотношением плеч для установленных на нём постоянных петель вверху и внизу. Подъём груза кранами может производиться только под непосредственным руководством ответственного лица по надзору за кранами и подъёмными механизмами.


Фиг. 16. График грузоподъёмности, вылетов и высоты 18,5-т крана

При одновременной работе двумя паровыми кранами подъём груза, превышающего двойную грузоподъёмность меньшего крана, воспрещается. В случае обрыва каната у одного из кранов машинист другого крана должен быстро опустить груз.
Крановщик должен производить работу краном только по сигналу такелажника. Если такелажник подаёт сигналы, нарушая инструкции, то крановщик по такому сигналу не должен производить требуемого перемещения груза.
Во время работы крана машинист не имеет права отвлекаться от своих прямых обязанностей посторонними делами.
При работе крана в ночное время или в тумане машинист должен следить за тем, чтобы буферные фонари были зажжены, а также и за тем, чтобы место работы крана было достаточно освещено.
Все легко доступные и находящиеся в движении части кранов и подъёмных механизмов, могущие быть причиной несчастного случая, как то: зубчатые и иные колёса, валы с выступающими болтами и шпонками и тому подобные детали, должны быть закрыты прочно укреплёнными металлическими съёмными ограждениями соответствующей конструкции, допускающей удобное наблюдение и смазку.
Работа краном по подъёмке подвижного состава и по перегрузке тяжеловесов должна производиться под руководством начальника восстановительного поезда или его заместителя.

Фиг. 17. График грузоподъёмности, вылетов и высоты 45-т крана
Для определения возможной высоты подъёма груза и его величины при любых вылетах стрелы руководитель работ может пользоваться графиками, изображёнными на фиг. 16, 17, 18.