Содержание материала

Подъёмка цельнометаллических пассажирских вагонов

Подъёмку цельнометаллических вагонов можно производить при помощи накаточных приспособлений домкратов и кранов. В том случае, когда по характеру схода вагоны могут быть поставлены на рельсы при помощи накаточных башмаков или крестовин, сам процесс подъёмки не представляет никакой сложности и осуществляется так же, как и других видов подвижного состава.
При сходах цельнометаллических вагонов, вызвавших их значительный отход от оси пути, следует использовать для подъёмки пневмогидравлические домкраты и краны. В целях ускорения подъёмки вагонов необходимо применять специальные приспособления захваты, связывающие тележку вагона с кузовом. Такое приспособление, уже оправдавшее себя в работе, может быть изготовлено из винтовых вагонных стяжек.
В комплект захватного приспособления входят две балочки с гайками вагонной стяжки посредине. Верхняя балочка на концах должна иметь два крюка, расстояние между которыми устанавливается 400—450 мм, крюки могут быть изготовлены из серьги винтовой стяжки; для этой цели серьга разрезается пополам, а половинки серьги загибаются в виде крючков под углом 90° с плавным переходом в загибе.
На нижней балочке но концам на валиках подвешивается цепь. Верхняя балочка соединяется с нижней винтом стяжки, ввинченным в гайки. При помощи винта можно менять расстояние между верхней и нижней балочкой.
Верхняя часть захватного приспособления крючками укрепляется за шкворневый брус вагона, а нижняя при помощи цепи — за тележку.
Для подвешивания тележки надо иметь два указанных захватных приспособления, т. е. тележка должна укрепляться с обеих сторон.
После того как приспособление будет подвешено крюками к шкворневому брусу вагона, а тележка будет захвачена цепью, при помощи винта уменьшается расстояние между верхней и нижней балочками, тем самым скрепляется кузов вагона с тележкой.
Надо при этом стремиться к тому, чтобы хорошо натягивались цепи, это особенно важно в тех случаях, когда вагон поднимается пневмогидравлическими домкратами, хорошее натяжение цепей устраняет излишний подъём кузова вагона над рельсами.
Захваты удобны тем, что они устанавливаются с боков вагона, а не под вагоном, это облегчает соединение тележки с кузовом в тех случаях, когда тележки при сходе с рельсов зарываются в балласт. Подъёмку вагонов домкратами и кранами надо производить за буферный брус, если же возникает необходимость стропить непосредственно за кузов вагона, то для того, чтобы его не повредить, в верхней части тросов надо ставить распорку.
Порядок подъёмки цельнометаллических вагонов и применение захватного приспособления могут быть рекомендованы и для подъёмки вагонов электросекций.

Вывод с перегона повреждённого подвижного состава

В ряде случаев, при изломах осей колёсных пар вагонов, средних поясов тележек Даймонда или при повреждении бегунков паровозов, такие вагоны и паровозы ремонтируют на перегоне. Между тем, целесообразнее вагон или паровоз, имеющий одно из указанных повреждений, доставить для ремонта на ближайшую станцию.
Двухосный вагон с изломанной шейкой оси можно приспособить для передвижения до ближайшего раздельного пункта следующим образом.
Если вагон сошёл с рельсов, его поднимают. Повреждённую колёсную пару устанавливают на рельсы. Со стороны повреждённой колёсной пары кузов вагона поднимают домкратами до полного ослабления рессор. Рессору со стороны изломанной шейки оси снимают. После этого на среднюю часть оси, ближе к ступице колёсной пары, укладывают деревянный пакет (фиг. 40) и кузов опускают. В нижней части уложенного на ось деревянного пакета делается углубление, которое обильно смазывается. В таком состоянии вагон может следовать со скоростью 5 км/час. Наблюдение в пути за этим вагоном обязательно.


Фиг. 40. Приспособление для передвижения вагона с изломанной шейкой оси

Фиг. 41. Передвижение вагона при изломе поясов тележки Даймонда

Двухосный вагон, у которого сломалась ось, можно вывести с перегона на буферах соседнего вагона. Для этого прежде всего вагон с изломанной осью разгружают. На буферы вагона, на который будет опираться повреждённый вагон, укладывают шпалу возможно ближе к торцевой стенке. Стяжки вагонов предельно стягиваются. Обращается внимание на то, чтобы были гайки у буферных стержней и буферных стаканов.
При изломе поясов тележки Даймонда четырёхосный вагон можно вывести с перегона, используя для этого два куска рельсов с приваренными к ним подшипниками. Для передвижения вагона удаляют повреждённую тележку и подкатывают две колёсные пары. На оси этих колёсных пар укладывают приспособленные рельсы, на последние укладывают клетку из шпал и опускают на них поднятый при выкатке тележек кузов вагона (фиг. 41).

Следует также рекомендовать для самого широкого применения следующие приспособления для вывода с перегонов четырёхосных вагонов с повреждениями тележек Даймонда.


Фиг. 42. Приспособление для вывода вагона с изломанной осью тележки Даймонда


Фиг. 43. Подготовка вагона с лопнувшим средним поясом тележки Даймонда для передвижения

На фиг. 42 показаны приспособления для вывода вагона с изломанной осью. При их помощи можно за 25—30 минут приспособить вагон к передвижению и вывести его па ближайшую станцию, освободив тем самым перегон для движения поездов.
Вагон, у которого произошёл излом оси, поднимают пневмогидравлическими или винтовыми домкратами. Повреждённую колёсную пару извлекают из-под вагона. Между наружными швеллерами и хребтовой балкой рамы вагона закладывают отрезки рельсов, на них надевают скобы с валиками. Тележку укрепляют и вагон на одной колёсной паре можно транспортировать со скоростью 5 км/час.
Если у тележки Даймонда лопнул средний пояс, то вагон, как показано на фиг. 43, поднимают двумя домкратами. Тележку подвешивают в средней части. Подняв кузов вагона на необходимую высоту, на тележку кладут рельс длиной 2 200 мм. Под этот рельс на буксы кладут клинообразные деревянные вкладыши. После этого на рельс и пояса накладывают скобы, состоящие из металлических полос (фиг. 44).
Под нижними поясами тележки устанавливают валики и затем опускают кузов вагона. Таким образом, вся нагрузка при этом приспособлении передаётся непосредственно на оси, разгружая рессорную группу тележки. В таком виде вагон может следовать до ближайшей станции с ограниченной скоростью.
Заслуживает внимания устройство для вывода с перегона паровозов серий ФД, ИС, Су с повреждённым бегунком.

На удаление из-под паровоза повреждённой бегунковой колёсной пары обычно тратится много времени. Поэтому производство этой работы на перегоне нежелательно. Надо подвесить бегунок и вывести паровоз на ближайшую станцию.

Фиг. 44. Приспособление для вывода вагона с лопнувшим средним поясом тележки Даймонда


Фиг. 45. Приспособление для подвешивания повреждённой бегунковой колёсной пары паровоза

Подвешивание бегунковой оси производится при помощи приспособления, схема которого изображена на фиг. 45. Оно состоит из рельсовой балки, двух винтовых стяжек, двух крюков и двух стержней с серьгами. Рельсовая балка кладётся на буферный брус паровоза, стержни вставляются в полые оси колёсной пары, стяжки накидываются на балку и бегунок при помощи винтов поднимается на необходимую высоту с тем, чтобы он не препятствовал движению паровоза.

Для вывода вагона при изломе шейки оси или бандажа колёсной пары можно использовать специальную тележку (фиг. 46). Вначале вагон домкратами ставят на рельсы. Под повреждённую колёсную пару подводят тележку. Центры повреждённой колёсной пары укрепляют за буферные стаканы или раму вагона, при этом учитывается направление, в каком будет выводиться вагон с перегона.

Фиг. 46. Специальная тележка для вывода повреждённого вагона

Если разрушен бандаж, то обод колёсной пары устанавливают на тележку с дубовыми прокладками, которые размещаются с таким расчётом, чтобы расстояние между внутренними гранями роликов тележек было равно расстоянию между внутренними гранями бандажей нормальной колёсной пары. На такой тележке вагон может передвигаться со скоростью до 5 км/час.