Содержание материала

ГЛАВА II
ПОДЪЁМНЫЕ КРАНЫ

В восстановительных поездах применяются краны подъёмной силой 75, 45 и 18,5 т.
Наиболее мощный кран в 75 т используется преимущественно при подъёмке сошедших с рельсов паровозов. Кранами в 45 и 18,5 т поднимают главным образом вагоны.
Краны являются наиболее эффективным средством подъёмки подвижного состава, а во многих случаях, особенно в выемках, единственным видом оборудования, при помощи которого можно быстро поднять сошедший с рельсов подвижной состав.
В данной главе при описании кранов имеется в виду, что обслуживающий персонал знает их конструкцию; поэтому главным образом излагаются эксплуатационные данные о кранах, которые необходимо знать всем работникам, участвующим в подъёмке подвижного состава. В то же время обращается внимание на конструктивные особенности важнейших механизмов и деталей, которые требуют наиболее тщательного ухода и, как показывает практика, наиболее квалифицированного обслуживания.
По всем типам кранов даются указания о способах их рационального использования, расстановки и транспортирования.


Фиг. 2. Кран грузоподъёмностью 75 т

Кран грузоподъёмностью 75 т

Общий вид крана и его основные размеры показаны на фиг. 2.
Характеристика грузоподъёмности крана. Конструкция допускает различную грузоподъёмность в зависимости от вылета стрелы, а также от количества опор (аутригеров) и подвешенных противовесов.
Вылет стрелы — это расстояние от оси вращения крана до центра опущенного крюка, измеренное по горизонтали. С увеличением вылета стрелы грузоподъёмность крана уменьшается и, наоборот, с уменьшением вылета стрелы грузоподъёмность увеличивается.

  1. Работа крана с двумя подвешенными противовесами на 8 опорах

Грузоподъёмность, т Вылет стрелы, м

На главном крюке:
75 9,5
55 . 11
40 .. 13,5
30.                                             16,5                                          

При работе вспомогательным крюком допускается максимальный вылет стрелы 19 м для груза, не превышающего весом 20 т.

  1. Работа крана с одним подвешенным противовесом на 8 опорах

Грузоподъёмность, т                 Вылет стрелы, м
На главном крюке:
50 . .. . 9,5
40 . . 11
29 .. 13,5
20 .. 16,5
На вспомогательном крюке:
20 . . 17
17 . 19

  1. Работа крана с одним подвешенным противовесом на четырёх внутренних опорах

Грузоподъёмность, т       Вылет стрелы, м
На главном крюке:
22                                           9,5

  1. 11
  2. 13,5

9                                                                                           16,5
На вспомогательном крюке:
17,5 ... 11,3

  1. 13

11,5 ..15
9                                                                                              17
7,5 19

Без установки 75-т крана на опоры производить подъём грузов категорически запрещается.
Важнейшие условия эксплуатации крана. Отдельные операции крана выполняются со следующими скоростями:
Подъём груза до 75 т на главном крюке 1,25 м/мин
»                                    »       » 20 на вспомогательном крюке. 10 »
Передвижение крана самоходом ... 5 ... км/час
Скорости передвижения крана в зависимости от состояния пути допускаются в пределах, указанных в табл. 1.
Поворот крана с грузом до 75 т на главном крюке (один полный оборот) осуществляется в 2 мин. 50 сек., а поворот крана с грузом до 20 т на главном и вспомогательном крюке — в 1 мин. 20 сек.


Фиг. 3. Расчётные нагрузки на оси 75-т крана
Возможность пропуска крана по мостам должна рассматриваться для каждого случая отдельно. При этом следует учитывать расчётные нагрузки на оси 75-т крана (фиг. 3).
Скорость прохода по кривым должна быть не более следующих величин:
При радиусе:
600 м                                     60 км/час
500 » ... 50 ... »
400 » ... 40 ... »
300 » 30 ... »
200 » 20 ... »
При этом скорость прохода по кривым не должна превышать скорости, указанной в табл. 1.
При работе 75-т краном допускается производить одновременно следующие операции:

  1. подъём и опускание крюков без груза с одновременным поворотом крана;
  2. подъём и опускание стрелы без груза с одновременным поворотом крана.

Таблица 1
Наибольшие допускаемые скорости 75-т крана по состоянию пути (в км/час)


Другие виды совмещения операций работы крана не допускаются.
Последовательность операций зависит от того, каким образом кран доставлен к месту работ.
В том случае, когда кран подвезён к месту работ стрелой вперёд, необходимо придерживаться следующего порядка:

  1. навесить один противовес;
  2. убрать краном платформы;
  3. самоходом с одним навешенным противовесом и с разгруженными рессорами подъехать к месту работы;
  4. установить кран на опоры (аутригеры) и, если это необходимо, в зависимости от поднимаемого груза и вылета стрелы, навесить второй противовес.

В том случае, когда кран подвезён к месту работ прицепом вперёд, операции должны выполняться в иной последовательности, а именно:

  1. устанавливается кран на опоры;
  2. навешивается один противовес;
  3. отцепляются платформы и откатываются;
  4. поднимается стрела и развёртывается на 180°;
  5. поднимается прицеп с одним противовесом, а затем, повернувшись на 180°, его ставят с обратной стороны;
  6. разбирается установка крана с аутригеров и самоходом с одним навешенным противовесом и разгруженными рессорами кран подаётся к месту работы;
  7. устанавливается кран на опоры и навешивается в случае необходимости второй противовес.

Когда на месте работы не оказывается возможным произвести краном перестановку прицепа с одним противовесом, то эту операцию необходимо выполнять на ближайшей станции. После этого кран с поднятой стрелой самоходом доставляется к месту работы.
Транспортирование крана паровозом допускается со скоростью не свыше 3—5 км/час.
Вылет стрелы при передвижении крана с навешенным противовесом должен быть наибольшим.
75-т кран следует использовать лишь для подъёма грузов весом 50—75 т и для грузов меньшего веса, когда их нельзя поднять другими средствами восстановительного поезда.

Стрела и механизм её подъёма.

Стрела крана представляет собой сварную конструкцию в виде фермы общей длиной 20 890 мм.
Отдельные элементы стрелы при подъёме груза максимального веса испытывают значительные напряжения, доходящие в верхнем поясе до 3 150 кг/см2.
При повороте крана нельзя допускать раскачивания груза. Несовпадение направления качания груза с движением стрелы при повороте может вызвать её излом. Механик крана, особенно при трогании с места, при повороте должен согласовывать движение стрелы с направлением отклонения груза.

Фиг. 4. Паровой котёл 75-т крана
Надо иметь в виду, что напряжения в элементах механизма поворота крана увеличиваются по мере увеличения вылета стрелы и достигают наибольшего размера при вылете в 19 м.

Подъём и опускание стрелы производятся при помощи червячной передаче.
Механизм подъёма стрелы при работе подвергается большим нагрузкам. Натяжение канатов при подъёме стрелы из походного положения в рабочее достигает 42 /77.
Механизм подъёма стрелы требует постоянного наблюдения и тщательного ухода. Особенно надо следить за тем, чтобы коробка передач была полностью залита чистым маслом.
Нельзя допускать заедания червячной передачи и её нагрева.
Червячная передача подъёма стрелы имеет самотормозящий червяк, но для большей безопасности имеется также ленточный тормоз.

Паровой котёл.

В 75-т кране применяется паровой котёл вертикального типа (фиг. 4). Предельное рабочее давление котла 12 ат, общая поверхность нагрева 25 м2, площадь колосниковой решётки 1,32 м2. Котёл обслуживается двумя инжекторами.
По своей конструкции котёл имеет относительно небольшое паровое пространство, но благодаря значительному количеству дымогарных труб (220 шт.) обладает высокой паропроизводительностью.
Котёл 75-т крана установлен в задней части поворотной рамы. Для укрепления котла в нижней части его к кожуху топки приклёпаны 4 кронштейна, которые, в свою очередь, приболчиваются к раме крана.

Паровой котёл состоит из трёх частей: топки, парообразовательной камеры и дымовой коробки.
Внутренний диаметр котла 1 450 мм, высота 2 855 мм над полом рамы, диаметр топки 1 260 мм. Нижняя часть топки на половину её высоты обложена шамотным кирпичом. Боковая поверхность топки омывается водой. Потолок топки представляет собой решётку для дымогарных труб. Полость между топкой и дымовой коробкой является парообразовательной камерой. В дымовой коробке помещён пароперегреватель, омываемый отходящими газами. Для осмотра и промывки котла в разных его местах расположено 8 люков, очистка дымовой камеры производится через две смотровые заслонки. Топка закрывается дверцами с отражателями. Для увеличения тяги поставлен сифон. Котёл покрыт теплоизоляционной асбестовой массой и закрыт кожухом.
Для правильного осуществления теплового процесса в котле надо стремиться к тому, чтобы не приходилось забрасывать уголь в топку котла во время работы паровой машины. Для этого следует подготовлять топку в перерывах, когда пар не расходуется. Если же необходимо это осуществлять во время работы паровой машины, то топливо следует подавать небольшими порциями.
Питание котла необходимо производить питательными приборами поочерёдно, чтобы каждый из них был всегда готов к работе.
Для ускорения заправки парового котла при выезде крана на подъёмку подвижного состава необходимо иметь в поезде хорошо просушенные и мелко наколотые дрова. 
Уровень воды в котле следует держать по возможности постоянным: не ниже наинизшего уровня и не выше 3/4 стекла, так как при более высоком уровне и резком открытии регулятора может произойти выброс воды из котла в паровую машину.
Арматура и питательные приборы котла должны содержаться в полной исправности и чистоте. На стоянке крана, после охлаждения котла, вся арматура и питательные приборы должны быть осмотрены и проверены.

Для обеспечения безотказной работы инжекторов необходимо, чтобы всасывающая линия имела плотные соединения.
Промывку котла надо производить с соблюдением всех требований, предъявляемых к этому процессу. В противном случае могут иметь место отрицательные явления в состоянии котла, вызывающие уменьшение срока его службы, а также и возможность выхода крана из строя.

Паровая машина.

На кране установлены две горизонтальные паровые машины простого действия, работающие перегретым паром.

Паровая машина крана имеет следующие основные данные :

Паровая машина требует правильного пуска в действие и правильной регулировки.

Под регулировкой паровой машины понимается главным образом проверка её парораспределения, что особенно важно после ремонта и периодического осмотра. Проверка парораспределения осуществляется выравниванием линейных опережений впуска пара при помощи скобы, выравниванием отсечек спереди и сзади поршня, а также и по слуху, т. е. по силе и равномерности выхлопа отработанного пара из трубы.
Последнюю операцию лучше производить во время тихого хода машины. Если сильный звук выхлопа слышен в момент, когда кривошип правой машины подходит к передней мёртвой точке, то это значит, что правый золотник чрезмерно открывает заднее окно, поэтому в данном случае золотник надо продвинуть вперёд. Так же поступают и с паровой машиной с левой стороны. При этом следует иметь в виду, что передвижение золотника надо делать не более чем на 0,25—0,30 мм.                        
Периодически необходимо проверять размеры цилиндров паровой машины. Овальность цилиндров может служить причиной пропуска пара и излишнего его расхода. Овальность цилиндров более 1 мм недопустима; цилиндры,  имеющие такую овальность, должны быть проточены, а поршневые кольца — сменены.

Причиной потери мощности паровой машины вследствие пропуска пара могут быть также поршневые кольца. Пропуск пара зависит от следующих причин: от неплотности нажатия колец на стенки цилиндра; от поворота колец в канавках поршня в такое положение, при котором разрезы колец приходятся один против другого; от излома или повреждения колец; от неплотности в замке.
Неплотности колец можно определить по характерному шуму пара в выхлопной трубе при открытом регуляторе. В этом случае выход пара происходит непрерывно. При исправно работающих кольцах смазка в цилиндр сильно втягивается, и наоборот, при пропуске поршневых колец втягивание смазки происходит слабо.
Надо следить за исправностью сальников и своевременно устранять их парение.
Парение сальников обычно возникает вследствие неправильной постановки уплотнительных колец, т. е. когда они перепутываются и застревают; необходимо, чтобы уплотнительные кольца свободно ходили в обоймах. Кроме того, под первую обойму со стороны поршня должна быть проложена прокладка из клингерита.
При пуске паровой машины необходимо открыть продувательные краны цилиндров и убедиться, что все механизмы крана выключены.
Особое внимание следует обращать на смазку коренного вала, который несёт большую нагрузку.
По своей конструкции 75-т кран не может использоваться для работы без аутригеров. Несоблюдение этого требования приводит к расстройствам отдельных элементов крана и, -в первую очередь, его ходовой рамы. Дело в том, что при работе крана без опор нагрузка от поднимаемого груза передаётся на шкворневые балки трёхосной тележки крана, а последние рассчитаны только на собственный вес крана без груза. Поэтому в результате передачи даже незначительной нагрузки на кран без расстановки его на аутригеры происходит прогиб шкворневых балок (фиг. 5), влекущий за собой отклонение нижних кромок продольных листов.
В дальнейшем начинается ненормальный износ торцов буксовых подшипников; они упираются в галтели шеек

колёсных пар, при этом срабатываются не только баббитовая заливка, но и бронзовое тело подшипника.
Вследствие этого во время перевозки крана к месту работы возникают трение и плавление буксовых подшипников, поэтому могут происходить вынужденные остановки и задержки в пути следования, которые всегда нежелательны для восстановительных поездов. Расстраиваются также заклёпочные соединения тележек, особенно в местах крепления шкворневых балок к продольным листам рамы, сдвигаются листы рессор, рвутся рессорные подвески и кронштейны балансиров.
Грение буксовых подшипников и обрыв рессорных болтов нередко происходят и по причине неправильного распределения нагрузок на оси крана. Нормальное распределение нагрузок на оси достигается регулированием положения гаек рессорных болтов. При навинчивании гаек на болты давление на оси увеличивается и, наоборот, при свинчивании гаек нагрузка уменьшается.

Фиг. 5. Что происходит при работе крана без опор

Систематическое трение всех буксовых подшипников 75-т крана при их исправном состоянии указывает на серьёзные нарушения в конструкции шкворневых балок и заклёпочных соединениях. В этом случае надо немедленно устранять эти неисправности. Если происходит плавление отдельных пар буксовых подшипников, то это возникает вследствие неправильного распределения нагрузок на ось и может быть устранено регулированием гаек рессорных болтов.