Содержание материала

Обычно, когда тракторы используются для растаскивания разбитого и повреждённого подвижного состава, трактористы стараются работать рывками. Чтобы удалить с пути вагон, зарывшийся в земляное полотно, или вырвать его из группы вагонов, составляющих очаг крушения, тракторы работают сходу. Правда, эти приёмы иногда ускоряют сбрасывание того или другого вагона, однако надо иметь в виду, что такой режим работы вредно отражается на тракторе.


Фиг. 25. Применение полиспаста

Для ускорения подъёма подвижного состава надо пользоваться другими способами. Например, при недостаточной силе тяги одного или группы тракторов, имеющихся на месте работ, нужно для выигрыша в силе применять полиспасты (фиг. 25).
Трос пропускается по всем роликам полиспаста; один конец троса закрепляется наглухо в подвижной обойме, а второй конец прикрепляется к трактору. При работе одна обойма полиспаста при помощи троса связывается с растаскиваемым подвижным составом.
Если применять шестироликовый полиспаст, то при этом достигается почти шестикратный выигрыш в силе, т. е. вместо 5—6 тракторов можно использовать только один трактор. При отсутствии тракторов на месте работ этот же способ может быть использован для паровоза.
Опорой для полиспаста могут служить деревья, столбы, пни или другие предметы, к которым можно прикрепить обойму полиспаста. Расстояние от железнодорожного полотна до опоры выбирается с таким расчётом, чтобы было достаточно места для размещения вагонов, удаляемых с железнодорожного пути, и для прохода трактора. При отсутствии каких бы то ни было предметов, могущих служить опорой для полиспаста, применяется специальный якорь, который может быть изготовлен из швеллерной балки длиной 1 200 мм.
Якорь укладывается в земляную траншею (фиг. 26), глубина которой берётся в пределах 3—4 высот швеллерной балки.


Фиг. 26. Якорь для прикрепления полиспаста

Известно, что часто приходится извлекать разбитые и повреждённые вагоны из выемки. При этом трос, идущий от растаскиваемого аварийного состава к полиспасту, проходит под углом, врезается в землю и в связи с этим вызывает дополнительные сопротивления. Во избежание этого под трос обычно подкладывают шпалы, что мало помогает, так как последние быстро перерезаются и трос уходит в грунт.
Для предупреждения трения троса о грунт лучше всего применять такелажный блок (фиг. 27).

Фиг. 27. Применение такелажного блока
Стропить стаскиваемые с железнодорожного полотна вагоны надо не за оба конца одновременно, а поочерёдно —  то за один, то за другой конец; это значительно облегчит работу трактора.
При каждом тракторе надо иметь несколько специально зачаленных стальных канатов длиной от 10 до 25 м и диаметром 22—25 мм.

В зависимости от характера работ эти канаты могут использоваться раздельно или вместе. Для присоединения канатов к разбитому подвижному составу, а также соединения канатов между собой на тракторе должен быть набор такелажных скоб.