Содержание материала

Накатывание на рельсы тепловозов и электровозов при помощи накаточных башмаков производится так же, как и всякого другого вида подвижного состава.
Специфические особенности подъёмки этого вида локомотивов возникают вследствие их большего общего веса (120—130 т). При сходе с рельсов тепловозов и электровозов накатывать их следует через накаточные башмаки усиленного типа, предварительно отняв путеочиститель и песочные трубы.


Фиг. 60. Подъёмка электровоза двумя 45-т кранами

В том случае, когда тепловоз или электровоз при сходе с рельсов значительно отойдёт от оси пути, его надо поднимать краном или комбинированно пневмогидравлическими домкратами и накаточными приспособлениями. Поднятый при помощи пневмогидравлических домкратов тепловоз или электровоз приближается на горизонтальном домкрате к рельсам, а затем, когда это возможно, сразу же ставится на рельсы или накатывается через башмаки.
При подъёме одной стороны тепловоза пневмогидравлическими домкратами надо отнимать тормозные цилиндры. Домкраты ставятся в местах, специально для этого предназначенных.
Для односторонней подъёмки на рельсы тепловоза или электровоза следует использовать 75-т кран.
Электровоз, упавший на бок, в случае отсутствия 75-т крана можно поднять двумя 45-т кранами.
Краны устанавливаются на аутригеры. Каждым краном вначале поднимают по одной тележке, которые устанавливаются на рельсы между кранами. Свободное между крановое пространство должно быть равно примерно 17 м. Поставленные на рельсы тележки соединяются между 
собой, кранам даётся минимальный вылет стрелы 4,6 м; после этого поднимают кузов электровоза. Чтобы не допускать каких-либо повреждений кузова, в верхней части троса устанавливают распорки. Как только кузов электровоза будет поднят до уровня головки рельсов, краны должны разворачиваться. Приблизив кузов к тележкам, продолжают подъём его одновременно двумя кранами на высоту, позволяющую поставить кузов на тележки. Затем, подведя кузов к тележкам, его опускают на место (фиг. 60).
Способ подъёмки тепловоза при таком же характере схода ничем не отличается от описанного выше способа подъёмки электровоза.

Подъёмка паровозов пневмогидравлическими домкратами

Общая схема подъёмки и перемещения паровоза при помощи пневмогидравлической установки изображена на фиг. 61.

Фиг. 61. Схема подъёмки и перемещения паровоза пневмогидравлической установкой

Подъёмка паровоза серии Э, упавшего на бок. Упавший на бок паровоз серии Э может быть поднят бригадой в составе 20 рабочих при помощи пневмогидравлической установки в среднем за 3,5 часа.
На месте подъёмки паровоза должно быть следующее оборудование:

Гидравлические домкраты подъёмной силой
60/30 т .   2 .. шт.
То же, 120/60 т            ..  1                                        »
» 40 т  1       »
Горизонтальные балки ..  2 ... »
Тележки .  3 ... »
Ручные насосы .   2 ... »

Фиг. 63. Подъёмка паровоза на домкратах

Фиг. 62. Размещение шпальных клеток

Вначале паровоз ставится в нормальное положение на колёса, а затем он перемещается к пути и устанавливается на рельсы.

Постановка паровоза в нормальное положение производится следующим образом.

Работа выполняется одновременно в двух узлах. В передней части котла паровоза (фиг. 62) под обечайку дымовой коробки на шпальную клетку 4 устанавливается домкрат грибкового типа. С противоположной стороны должна быть уложена шпальная клетка 3, на которую устанавливается домкрат подъёмной силой 60/30 т. Головка плунжера этого домкрата подставляется под один из топочных люков огневой коробки. В дальнейшем этот домкрат работает на клетке 3 до полной постановки паровоза на колёса.
Установленными домкратами паровоз поднимается до такого положения, когда станет возможным подстроить второй домкрат 60/30 т под сухопарник за шпальную клетку 2. После установки этого домкрата грибковый домкрат из-под дымовой коробки освобождается. Рационально установку домкрата под сухопарник поручать рабочим, освободившимся от работы с грибковым домкратом.

На двух домкратах грузоподъёмностью 60/30 т производится подъёмка паровоза до наклонного положения, как это показано на фиг. 63.
В процессе подъёмки паровоза рядом со шпальной клеткой 2 укладывается клетка 7, предназначенная для опоры паровоза при перестройке домкратов.
В последующем домкрат из-под сухопарника переносится под угол буферного бруса, и паровоз ставится в нормальное положение. При этой перестановке домкрата котёл опирается на шпальную клетку 7.
Иногда представляется возможным подставить домкрат сразу под сухопарник; в этом случае грибковый домкрат под дымовой коробкой не применяется.
Установка паровоза на рельсы производится при помощи двух горизонтальных балок с передвижными тележками и гидравлическими домкратами подъёмной силой 120/60 т и 60/30 т. Эта операция осуществляется в следующей последовательности.
Под буферный брус устанавливают домкрат 120/60 т и поднимают паровоз. Под цилиндры поднятого паровоза выкладывают шпальную клетку, домкрат освобождают, а под буферный брус подводят горизонтальную балку с тележкой и домкратом.
Затем приступают к подъёмке задней стороны паровоза. Домкрат 60/30 т подстраивают под стяжной ящик и поднимают заднюю часть паровоза до тех пор, когда можно будет подвести под неё балку с тележками и домкратами.
Подняв одним домкратом паровоз, под его колёсные пары подкладывают шпалы; это требуется для того, чтобы паровоз не мог дать крена при последующей операции по установке его на балку передвижения. Далее под стяжным ящиком устанавливают балку с тележками и два домкрата грузоподъёмностью 60/30 т.
Теперь паровоз находится на трёх домкратах, в этом положении он передвигается и устанавливается на рельсы.
Рабочих при подъёмке целесообразно распределить следующим образом: у насосов — 8 человек, у домкратов —  6 и на укладку опорной клетки — 6 человек.

Подъёмка паровозов серии ФД

Пример I. Сход паровоза серии ФД в кривой произошёл всеми скатами котла; паровоз зарылся бегунком в балласт; отклонение от оси пути незначительное.
Подъёмку паровоза в данном случае, т. е. на кривом участке пути, рекомендуется производить комбинированным способом, причём передняя часть паровоза, зарывшаяся в балласт, поднимается гидродомкратом с таким расчётом, чтобы под бегунок и 3-4 передние колёсные пары можно было подвести рельсы.

Фиг. 64. График технологического процесса подъёмки паровоза ФД (к примеру I)

Технологический процесс подъёмки показан на графике (фиг. 64).
Паровоз поднимается пневмогидравлическим домкратом грузоподъёмностью 120/60 т, который устанавливается на шпальную клетку, имеющую достаточное основание (фиг. 65). Подведённые под передние колёсные пары рельсы пришиваются к шпалам. К концам этих рельсов укладываются клинья,

Для лучшего накатывания паровоза под его задние колёсные пары, не стоящие на рельсах, подкладывают сплошную шпальную постель. Чтобы предупредить сдвиг шпал, их следует укрепить скобами. После этой подготовки производится окончательная постановка паровоза на рельсы. По направлению схода укладываются рельсы, по которым паровоз и выводится на путь.


Фиг. 65. Подъёмка паровоза ФД(к примеру I)


Если уложить рельсы по направлению схода паровоза не представляется возможным или рихтовка пути для соединения его с вновь уложенным звеном будет затруднена, то нужно под передний брус паровоза вместо одного домкрата поставить два грузоподъёмностью 60/30 т и на горизонтальном домкрате переместить паровоз как можно ближе к оси пути.
График технологического процесса для этого случая приведён на фиг. 66.

Пример. II. Паровоз сошёл с рельсов всеми скатами котла и передней частью зарылся в балласт; отклонение от оси пути большое; верхнее строение пути разрушено.
Подъёмка паровоза производится следующим образом. Паровоз отцепляется от тендера, передняя часть паровоза поднимается гидравлическим домкратом 120/60 т. После установки передних колёс на рельсы домкрат подстраивают под заднюю топочную часть (фиг. 67). Приподняв заднюю часть паровоза, нужно уложить шпалы и подвести рельсы под его задние колёса. После пришивки рельсов паровоз опускается на рельсы и выводится на станцию. График технологического процесса для этого случая приведён на фиг. 68.
Следует добавить, что в этом случае прокладок между буксой и буксовыми распорками можно не ставить. При хорошо затянутом тормозе колёса остаются подвешенными.

Фиг. 66. График технологического процесса подъёмки паровоза ФД-К примеру I (2-й вариант)


Фиг. 67. Подъёмка паровоза серии ФД (к примеру II)

Фиг. 68. График технологического процесса подъёмки паровоза серии ФД (к примеру II)

Пример III. Паровоз сошёл с рельсов всеми колёсными парами с большим отклонением от оси пути или на стрелочном переводе.
Использовать разобранные варианты подъёмки паровоза нельзя.
В этом случае паровоз поднимают одновременно на трёх гидравлических домкратах, затем передвигают и устанавливают его на рельсы. Перед подъёмкой паровоза необходимо отнять путеочиститель, расцепить и слегка оттащить тендер, затянуть главную тормозную тягу или подложить подкладки под буксы с тем, чтобы колёсные пары буксами не садились на распорки. К раме паровоза надо подвязать заднюю поддерживающую ось. Для этого удобно пользоваться специальной стяжкой, изображённой на фиг. 69.

Фиг. 69. Стяжка для укрепления поддерживающей оси

В случае отсутствия такой стяжки поддерживающую ось можно прикрепить к раме цепью или тросом. Так же необходимо прикрепить бегунок паровоза.
Для передвижения паровоза в сторону подстраиваются балки и гидродомкраты (фиг. 70).

Фиг. 70. Установка домкратов для передвижения паровоза

Одно приспособление для передвижки паровоза с двумя тележками и двумя гидродомкратами 60/30 т подстраивается под передний брус паровоза.
Второе приспособление — балка и домкрат 120/60 т —  устанавливается под заднюю часть паровоза.
Последний гидродомкрат подстраивается под стяжной ящик посредине, после чего паровоз поднимается на незначительную высоту. Затем проверяются положение и устойчивость паровоза на домкратах.

Убедившись в устойчивости паровоза, производят его дальнейшую подъёмку на высоту прохода гребней колёс через рельсы, затем приступают к передвижке и постановке его на рельсы. Передвижку и опускание паровоза нужно производить плавно и равномерно. В особо ответственных случаях для плавности передвижки паровоза лучше применять ручные гидравлические насосы. Можно также рекомендовать в этих случаях производить перевод паровоза путём установки рёбер поддерживающих колёс в выемке для гребней на каретках. График технологического процесса приведён на фиг. 71.


Фиг. 71. График технологического процесса подъёмки паровоза серии ФД (к примеру III)

При наличии у паровоза крена, независимо от способов подъёмки, его следует сначала выровнять. При производстве подъёмки паровоза одновременно на трёх домкратах необходимо выделить по одному бригадиру на каждую сторону. Согласованность действий по подъёмке паровоза должен осуществлять общий руководитель работ.
Пример IV. Паровоз сошёл с рельсов всеми колёсными парами, кроме задней поддерживающей оси (фиг. 72).

Для подъёмки паровоза рекомендуется расставить рабочих следующим образом. Первая бригада в составе 14—15 человек под руководством мастера подъёмного оборудования доставляет на место работ необходимый инструмент и приспособления. Вторая бригада в составе 12—15 человек под руководством мастера гидропневматики производит подъёмку паровоза, его перемещение и опускание. Расцепки паровоза с тендером в данном случае не требуется, но перед подъёмкой необходимо вынуть клин от сцепления. Паровоз можно перемещать в сторону оси пути при помощи двух тележек, установленных под первую поддерживающую ось (фиг. 73).

Фиг. 72. Схема схода паровоза серии ФД


Фиг. 73. Перемещение паровоза при помощи тележек

Перед тем как опускать паровоз на тележки, необходимо между рессорой первой поддерживающей оси и рамой паровоза подложить металлические бруски толщиной примерно 180 мм.

Паровоз, поставленный по оси пути, надо накатывать между тендером и паровозом. Если накатывать паровоз в сторону тендера невозможно, то под его передние колёсные пары подкладывают рельсовые рубки, которые соединяются с рельсами пути. В этом случае тендер отцепляется.
Во всех случаях при подъёмке паровозов пневмогидравлическими домкратами надо иметь в виду следующее: если под паровоз невозможно одновременно подвести балку и домкрат, то вначале паровоз поднимают на высоту, позволяющую уложить под колёсные пары паровоза шпальную клетку; после того как паровоз будет опущен на эту шпальную клетку, под него подводят домкрат, установленный на передвижную каретку.
При подъёмке тендера паровоза серии ФД главное внимание должно быть обращено на его правильную строповку.
Тележки тендера должны быть укреплены вместе с баком. В этих случаях целесообразно применение специальных захватов, позволяющих без особого труда разворачивать тележки в поднятом состоянии тендера. При отсутствии приспособлений строповый трос должен пропускаться под тележки и обхватывать бак тендера. Развернувшиеся тележки ставятся в нормальное положение на рельсы при помощи реечного домкрата.