Содержание материала

ГЛАВА V
ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

В восстановительных поездах используются два типа электростанций: стационарная ЖЭС-1 мощностью 19 кВт и переносная ЖЭС-3,5 мощностью 3,5 кВт. Электростанция ЖЭС-1 предназначается для освещения места работ по подъёмке подвижного состава.
Установка ЖЭС-1 состоит из двух агрегатов двигателя и соединённого с ним генератора постоянного тока.
В качестве двигателя электростанции поставлен двигатель трактора СТЗ.
Соединение двигателя с генератором осуществляется при помощи полужесткой муфты, насаженной на вал генератора.
Все элементы электростанции смонтированы на чугунной плите, являющейся фундаментом станции.

Техническая характеристика электростанции ЖЭС-1
Двигатель
Тип .
СТЗ ... внутреннего сгорания, вертикальный четырёхтактный
Нормальная мощность на коленчатом валу 30 л. с.
Нормальное число оборотов   1 050 об/мин.
Число цилиндров .. 4
Диаметр цилиндра .   115 мм
Степень сжатия ... 4,7
Ход поршня ...  152 . мм
Основное топливо .  керосин
Пусковое топливо .  бензин
Расход топлива ... 316 ... г/час на 1 л.с.
Г енератор
Мощность .. 19 кевт
Напряжение .  230 в
Сила тока .. 82,5 а
Число оборотов ... 1 000 об/мин.
Габаритные размеры
Длина  2170 . мм
Ширина  1 000 . »
Высота ... 1 460 ... »
Вес электростанции . 2 ... т
Обслуживающий персонал восстановительного поезда должен знать, что бесперебойная работа генератора прежде всего зависит от состояния коллектора и щёток, а также обмоток якоря и возбуждения и от режима нагрузки и нагрева генератора.
Необходимо следить за тем, чтобы генератор содержался в чистоте.
Пыль, находящаяся в машинном отделении, при работе агрегата затягивается вентилятором генератора и осаждается на токоведущих частях и изоляции, что создаёт благоприятные условия для пробоя изоляции и вывода из строя генератора.
В помещении, где стоит агрегат, нельзя допускать резкого изменения температуры; перемена температуры вызывает осаждение влаги на токоведущих частях генератора, что приводит к замыканию витков на корпус и между собой.

При шлифовке, чистке и проборе слюды коллектора необходимо обмотку полюсов и обмотку якоря защищать от попадания на них медной пыли и стекла шкурки. Осаждающаяся медная пыль способствует порче генератора.
Самое чувствительное место генератора — коллектор.
Поверхность коллектора должна быть всегда совершенно гладкой, строго концентричной и чистой.
Пыль, грязь и масло, попадающие на поверхность коллектора, должны стираться полотняной тряпкой, слегка смоченной чистым бензином. После этого промытая поверхность должна быть протёрта насухо.
В том случае, если на коллекторе будут обнаружены царапины и неровности, то его нужно тщательно шлифовать. Шлифовка коллектора должна производиться при помощи специально приспособленной деревянной колодки, ширина которой должна быть равна длине коллектора и одна из сторон этой колодки должна быть пригнана по дуге, соответствующей радиусу коллектора. Для шлифовки надо применять мелкую стеклянную бумагу № 00 или № 0. Применение стеклянной бумаги более крупных номеров и наждачной шкурки не разрешается.
Нельзя допускать, чтобы слюда коллектора была на одном уровне с поверхностью пластин. Небольшое превышение изоляции, положенной между пластинами, вызывает при работе вертикальное перемещение щёток в гнёздах щёткодержателей, а поэтому нарушается контакт между коллектором и рабочей поверхностью щёток. Получающаяся при этом вольтова дуга нагревает коллекторные пластины, которые, расширяясь, выдавливают ещё больше изоляцию, увеличивая искрение. Вследствие этого машина может выйти из строя. Коллекторную изоляцию нельзя пробирать трёхгранным напильником, так как при его применении стачиваются боковые грани пластин. Изоляция между коллекторными пластинами пробирается ножовочным полотном. Для того чтобы было удобно работать и не допустить возможности порчи коллектора, ножовочное полотно заключается в разъёмную деревянную колодку. Слюда выбирается на 0,5—0,75 мм глубины, считая от поверхности пластин.
После выборки слюды производят работы по шлифовке и промывке коллектора. Щётки в гнёздах должны ходить свободно, но без отсутствия боковых качаний и перемещений.

В том случае, когда гнёзда пригорают, их опиливают бархатным напильником, но нужно это делать аккуратно, чтобы не снимать лишнего слоя металла. При подгонке щёток к поверхности коллектора нужно стеклянную бумагу располагать по окружности коллектора, чтобы она не стачивала граней щёток. Если грани щёток будут сняты, то уменьшится их рабочая поверхность и тем самым увеличится плотность тока под щёткой, вызывая искрение и нагрев коллектора. Необходимо регулярно продувать мехами машину для того, чтобы удалять накопившуюся пыль.
Перегружать машину категорически воспрещается. Допускается 15-минутный перегруз при токе не больше 10% выше нормального.
Более высокая или более длительная перегрузка вызывает сильный перегрев генератора и может повести к . сгоранию обмотки якоря или к подгоранию щёток и коллектора.
При эксплуатации электростанции должны соблюдаться правила техники безопасности и противопожарные мероприятия.
В вагоне-электростанции необходимо иметь вентиляцию и выхлопную трубу, выходящую наружу. Во время работы двигателя машинист электростанции обязан следить за бесперебойным действием вентиляционных устройств. В случае их порчи немедленно открыть окна и двери для проветривания помещения станции.
Категорически запрещается держать в вагоне-электростанции запасы горючего, смазки и посуду из-под них. Нельзя пользоваться в вагоне-электростанции керосиновым или свечным освещением.
Надо иметь защитные приспособления: изолирующие коврики, резиновые галоши, резиновые перчатки и защитные очки.
Вагон-электростанция должен быть снабжён огнетушителями.
Переносная электростанция ЖЭС-3,5 обычно используется для освещения незначительного участка работы. Переноску электростанции осуществляют четыре человека. Для производства работы электростанция устанавливается непосредственно на грунт без какого-либо фундамента или крепления.

Техническая характеристика ЖЭС-3,5
Двигатель
Тип Л 1/2 вертикальный,
четырёхтактный
Мощность 6 .. л. с.
Число оборотов .. 2 200 об/мин.
Число цилиндров .. 2
Диаметр цилиндра . 65 . мм
Ход поршня ...  СО ... »
Литраж ... 597 . см3
Горючее ...  бензин
Расход горючего 360 .. г/час на 1 л. с.
Вследствие того что переносная электростанция довольно часто перемещается с одного места работы на другое, от машиниста электростанции требуется особо бережное к ней отношение, соблюдение правил подготовки к работе двигателя и генератора, содержание агрегата в чистоте, своевременная смазка двигателя и подшипников генератора соответствующими сортами масел и внимательное наблюдение за электростанцией во время её работы.
Подготавливая двигатель к пуску, машинист электростанции должен заполнить через воронку с сеткой радиатор чистой водой, зимой предварительно подогретой; заполнить топливный бак бензином, залить масло в картер до установленного уровня.
Для смазки подшипников вала, регулятора и шестерён залить через сапун 50—70 см3 масла. После длительного перерыва в работе электростанции перед её пуском следует отвернуть свечи и залить в каждый цилиндр через отверстия для свечей 5—7 см3 масла и несколько раз провернуть коленчатый вал заводной рукояткой.
При подготовке к пуску генератора надо проверить: надёжность и правильность всех электрических соединений, состояние коллектора, посадку и состояние щёток, плотность контактных соединений на траверсе щёткодержателей и в выключателе, совпадение рисок на траверсе щёткодержателей и на щите, достаточно ли смазки в обоих шарикоподшипниках. Во время работы электростанции машинист должен следить за тем, чтобы нагрузка генератора не превышала нормальной, чтобы не искрили щётки, не перегревались подшипники, их температура не превышала температуру окружающего воздуха более чем на 50%.