Мощным подъёмным средством являются пневмогидравлические домкраты. Быстрая подъёмка паровозов, особенно тяжёлых и большегрузных вагонов, часто бывает возможна только при условии применения пневмогидравлических домкратов.
Однако пневмогидравлические домкраты имеют большой вес, например, телескопические домкраты весят от 75 до 175 кг, ручной гидравлический насос весит 175 кг, пневмогидравлический насос — 285 кг, а приспособления для установки паровозов и вагонов на рельсы — от 300 до 780 кг.
Вследствие этого возникает необходимость облегчить выгрузку этого оборудования из вагонов и доставку его к месту работ.
Наиболее простым и распространённым механизмом для выгрузки тяжёлого оборудования восстановительных поездов является кран-укосина грузоподъёмностью до 0,75 т.
Краны-укосины устанавливаются в дверях вагона с обеих его сторон (фиг. 81); при их помощи можно быстро выгрузить пневмогидравлический домкрат, насос и переносную электростанцию.
Фиг. 81. Установка крана-укосины в дверях вагона
Наибольшую трудность представляет выгрузка с платформы аварийной тележки и балки под пневмогидравлический домкрат. Для выгрузки этого оборудования также можно использовать кран-укосину грузоподъёмностью до 1 т, который устанавливается на железнодорожной платформе и может поворачиваться на 360°.
На погрузке и выгрузке аварийной тележки или паровозной балки вручную бывает занято до 12—15 рабочих.
Между тем, при механизации этих работ достаточно 2-3 рабочих.
В восстановительных поездах для выгрузки оборудования применяются и другие механизмы: монорельсы, пневматические подъёмники, поднимающие круги, — но всё же кран-укосина является наиболее простым и надёжным механизмом.
Фиг. 82. Тележка для перевозки электростанции
Оборудование, выгружаемое из вагонов и платформ, должно быть быстро доставлено к месту работы.
Для транспортировки переносной электростанции, пневмонасосов и балок, ввиду их большого веса, применяются тележки. Поставленная на тележку электростанция может транспортироваться с участием 2—3 человек вместо 8— 10 человек при переноске вручную. Особенно облегчается перемещение электростанций, когда для этой цели применяется шасси с колёсами на пневматиках (фиг. 82). На фиг. 83 показана более простая тележка, изготовление которой не представляет большого труда.
Фиг. 83. Тележка для перевозки электростанции
Транспортировка пневмогидравлических насосов и балок обычно производится на тележках с колёсами, которые применяются в сельскохозяйственных машинах. Оборудование, как правило, перемещается по железнодорожному полотну, поэтому обода колёс должны быть широкими чтобы колёса не вязли в балласте. Оси тележек рекомендуется ставить на шариковые подшипники.
Фиг. 84. Перевозка пневмогидравлического насоса на тележке
Фиг. 85. Перевозка оборудования на тракторе
На фиг. 84 показан пример перевозки на тележке пневмогидравлического насоса. Резервуар для рабочей жидкости у насоса отнят. Трансформаторное масло переносится отдельно в бидоне.
Тележка одной своей стороной может перемещаться по рельсу, а другой — по балласту.
В случае надобности доставлять оборудование на значительное расстояние для этой цели может быть использован трактор. На трактор нагружаются пневмогидравлический насос, домкраты, накаточные башмаки, трос и реечные домкраты. Укомплектованный таким образом трактор (фиг. 85) может выполнить целый комплекс восстановительных работ.
Удобство этого способа заключается ещё и в том, что не требуется занимать перегон восстановительным поездом, и всё необходимое для работ может быть доставлено со станции трактором.
При производстве восстановительных работ необходимо иметь всегда «под руками» различные инструменты и аппаратуру для газовой резки. В большинстве случаев в восстановительных поездах инструменты хранятся на стеллажах, в шкафах или в специально устроенных пирамидах, причём на место работ различные инструменты доставляются по мере их потребности.
Фиг. 86. Инструментальные ящики
Фиг. 87. Носилки для переноски газорежущей аппаратуры
Однако целесообразно, чтобы наиболее ходовые инструменты (гаечные ключи, зубила, молотки, топор, кувалды и др.) хранились в специальных инструментальных ящиках и в них доставлялись на место работ (фиг. 86).
Для доставки баллона с кислородом, резака и резервуара с горючим необходимо применять специальные носилки (фиг. 87), что позволит сократить число рабочих для их переноски с четырёх до двух. Отдельно баллон с кислородом может доставляться на место работ одним рабочим при помощи специальной тележки (фиг. 88).