РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ПОЕЗДА, АВАРИЙНЫЕ
КОМАНДЫ И МЕХАНИЗМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ПОДЪЁМКИ СОШЕДШЕГО С РЕЛЬСОВ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ГЛАВА I
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ПОЕЗДА И АВАРИЙНЫЕ КОМАНДЫ
На железнодорожном транспорте подъёмку сошедшего с рельсов подвижного состава, а также работы по ликвидации последствий крушений и аварий производят специальные восстановительные поезда, которые, в зависимости от материальной оснащённости и района их действия, разделяются на три категории.
Схемы типового формирования восстановительных поездов по категориям представлены на фиг. 1.
Восстановительные поезда для подъёмки сошедшего с рельсов подвижного состава за годы сталинских пятилеток были оснащены мощными техническими средствами — кранами, тракторами, пневмогидравлическими домкратами, электростанциями, накаточными приспособлениями. В поездах имеются набор слесарных и путейских инструментов, пожарное имущество, предметы путевого хозяйства, вагонные и паровозные запасные части, сигнальные принадлежности, приборы связи, горючее и смазочные материалы. Восстановительные поезда, как правило, базируются на крупных железнодорожных узлах и станциях с основным или оборотным депо.
Поезда I и II категорий обслуживают наиболее грузонапряжённые участки, а поезда III категории дислоцируются между станциями стоянок поездов I и II категорий или используются на малодеятельных направлениях.
Восстановительный поезд на станции размещается на таких путях, которые обеспечивают двусторонний выход без задержки.
Вблизи стоянки поезда целесообразно иметь свободную территорию, на которой можно было бы производить практические занятия с краном, тракторами и другим оборудованием.
В зависимости от задач, которые приходится выполнять восстановительным поездам, и наличия в них оборудования в постоянный штат включаются следующие работники: механики кранов, трактористы, машинисты электростанций, инструментальщики, автогенщики, мастера подъёмного оборудования, такелажники и др.
Основной состав работников в восстановительных поездах I категории предусмотрен в количестве 21 человека, П категории — 16 и III категории — 4 человека.
Штаты в зависимости от категории восстановительных поездов устанавливаются в следующем составе.
Обслуживающий персонал восстановительных поездов должен быть укомплектован работниками в возрасте не моложе 18 лет, прошедшими медицинское освидетельствование. Все работники восстановительного поезда должны иметь удостоверения о сдаче Правил техники безопасности. Проверка знаний механиков кранов, их помощников, мастеров гидропневматики, автогенщиков и такелажников производится ежегодно с обязательным участием инспектора по котлонадзору. МПС.
Работники восстановительного поезда должны знать спои обязанности, установленные внутренним распорядком, и чётко их выполнять.
Фиг. 1. Схемы восстановительных поездов:
1 — подъёмный кран грузоподъёмностью 75 т; 2 — то же 45 т или 18,5 т;
3 — гараж для тракторов; 4 — вагон-кладовая и мастерская; 5 — сцеп платформ для шпал и рельсов; 6 — вагон-электростанция; 7 — санитарный вагон; 8 — платформы для стрелы крана
Характер поручений, возлагаемых на работников поезда, будет зависеть от условий выполняемых работ, тем не менее каждый рабочий может привлекаться к выполнению только тех обязанностей, которые соответствуют его подготовке. Особенно это относится к таким категориям работников, как старший такелажник, мастер по пневматике, мистер подъемочного оборудования и механик поезда. Примерный перечень их обязанностей приводится ниже.
Старший такелажник следит за поддержанием в исправном состоянии всех стальных канатов и приспособлений к ним, производит смазку тросов, их сращивание, заделку петель и заготовку всех необходимых cтропов для подъёмки подвижного состава.
На месте работ он обязан убедиться в надёжности применяемых для крана и трактора тросов и подобрать их в зависимости от веса поднимаемого груза или условий подвижного состава. Старший такелажник обязан
знать правила испытания тросов, их применения при подъёмке грузов, а также устройство и эксплуатацию подъёмных механизмов восстановительного поезда.
Мастер по пневматике поддерживает в постоянной готовности насосы, домкраты, маслопроводы и предохранительные устройства; систематически, 1—2 раза в месяц, опробует пневмогидравлическое оборудование и убеждается при этом в его безотказном действии; производит весь необходимый текущий ремонт насосам и домкратам, следит за своевременным их испытанием и наличием достаточного количества рабочей смеси.
На месте подъёмки подвижного состава мастер по пневматике наблюдает за своевременной выгрузкой насосов и домкратов и доставкой их к месту работы; руководит бригадой рабочих, производящих подъёмку при помощи пневмогидравлического оборудования, и обеспечивает выполнение этих работ в соответствии с общим планом работы.
Мастер подъемочного оборудования обеспечивает содержание в исправности винтовых и реечных домкратов, накаточных башмаков и крестовин, а также всех приспособлений, применяемых для подъёмки подвижного состава. Он обучает работников, выделяемых от служб и восстановительного поезда, правилам подъёмки локомотивов и вагонов в случаях их простейшего схода. На месте работ мастер подъемочного оборудования руководит бригадами, производящими подъёмку подвижного состава при помощи накаточных устройств, винтовых и реечных домкратов.
Механик восстановительно го поезда, он же заместитель начальника поезда, ведает всеми техническими вопросами. Он осуществляет на месте производства работ техническое руководство, направленное на быстрейшее устранение последствий схода подвижного состава. Механик поезда следит за правильным содержанием всего оборудования и вагонов, принимает их из ремонта, ведёт всю техническую отчётность по поезду, планирует все виды ремонта оборудования, производит проверку и инструктаж аварийных полевых команд.
Механик поезда вместе с начальником поезда распределяет рабочих по бригадам и по видам работу назначает руководителей работ, на отдельных участках выделяет им технические средства и следит за их правильным использованием.
В тех случаях, когда постоянного штата восстановительного поезда оказывается недостаточно для подъёмки сошедшего с рельсов подвижного состава, выделяются работники от различных служб: слесари-паровозники и вагонники, путейцы, связисты.
На работников восстановительных поездов возлагается и восстановление повреждённого пути в результате происшедшего крушения или аварии. Они также обязаны после открытия движения поездов убирать оставшийся на месте крушения повреждённый подвижной состав.
Во время производства работ по ликвидации последствий крушений и по уборке подвижного состава начальник восстановительного поезда лично руководит всем ходом работ, принимая соответствующие меры к ограждению места работы и к обеспечению техники безопасности. Он является единственным распорядителем работ по ликвидации последствий крушения.
. Для восстановительного поезда, выезжающего на ликвидацию последствий крушения или аварии, вне всякой очереди выдаётся имеющийся в депо локомотив. При отсутствии его в депо для этой цели используется локомотив от любого поезда.
Восстановительный поезд пропускается на место работ с максимальной скоростью, без задержек, с преимуществом перед всеми поездами.
До прибытия восстановительного поезда к месту крушения подъёмку подвижного состава могут производить организованные на линейных станциях аварийные команды., Аварийная команда должна состоять из 20 человек и комплектоваться из работников станции, имеющих опыт подъёмки подвижного состава; во главе команды должен стоять бригадир.
Аварийная команда имеет следующее оборудование, инструменты и материалы:
Реечные домкраты ... 2 шт.
Винтовые домкраты 2 ... »
Накаточные башмаки . 1 пара
Трос диаметром 30—40 мм .. 15 м
Молотки слесарные . 2 .. шт.
Зубила слесарные . 2 ... »
Зубила кузнечные ... 2 ... »
Кувалда . 1 ... »
Ломы остроконечные . 2 ... »
Лопаты .. 4 ... »
Ключи гаечные .. 3 .. шт ..
Факелы .. 4 ... »
Рамка для реечного домкрата .. 1 ... »
Приспособления для подвешивания тележек ... 2 комплекта
Оборудование и инструмент аварийной полевой команды должны всегда содержаться в постоянной готовности к работе и храниться в помещении, обеспечивающем их сохранность.
Начальник восстановительного поезда, его заместитель или мастер подъёмного оборудования должны систематически проводить с аварийной полевой командой практические занятия по изучению способов подъёмки подвижного состава при сходе с рельсов.
Работники аварийной полевой команды должны уметь самостоятельно пользоваться накаточными приспособлениями, реечными и винтовыми домкратами.
Во всех случаях схода подвижного состава аварийная команда с оборудованием должна быть доставлена в максимально короткий срок к месту подъёмочных работ. Для этой цели может быть использован любой вид транспорта, имеющийся на станции—паровоз, дрезина, автомашины и пр. На месте крушения аварийная команда должна принять все необходимые меры для быстрейшего открытия движения поездов.