Содержание материала

2. Примеры подъёмки вагонов при помощи приспособлений и накаточных башмаков

На одном из перегонов, вследствие того что на пути оказалась тормозная колодка, произошёл сход с рельсов четырёхосной порожней цистерны.
Дорожный мастер, он же бригадир аварийной команды, находился в это время на перегоне. Чтобы не допустить задержки движения поездов, он организовал подъёмку цистерны своими средствами.
После того как сошедшая с рельсов цистерна был отцеплена от состава, он положил на путь перед ней две шпалы и два рельса. Уложенные под углом рельсы направляли тележку, а шпалы обеспечивали вход колёсных пар на рельсы.
Характер схода цистерны, а также укладка рельсов и шпал показаны на фиг. 35.
Шпала, уложенная с левой стороны, была подобрана выше головки рельса примерно на 50 мм, а вторая несколько меньше. Это было сделано для того, чтобы поднять гребень колёсной пары выше головки рельса. Указанная высота шпал была принята с учётом упрессовки шпал при проходе по ним тележки цистерны. Концы уложенных шпал со стороны цистерны были сделаны клинообразными, что предупреждало их сдвиг при входе колёсных пар. Чтобы противоположные концы шпал не поднимались и не отклонялись в сторону, они были прикреплены к рельсу.
Этим способом цистерна была быстро поднята, и на участке не было допущено перерыва в движении поездов.

Фиг. 35. Сход цистерны и подъёмка сё на рельсы


Фиг. 36. Подъёмка развернувшегося двухосного вагона
В течение 15 —20 минут можно поставить на путь сошедший с рельсов и развернувшийся двухосный вагон. Для этого требуются накаточные башмаки, трос длиной 10—15 м и один кусок рельса.

Сразу поставить такой вагон на рельсы при помощи накаточных башмаков почти не удаётся. Тогда поступают следующим образом: для выправления вагона устанавливают под соответствующим углом отрезок рельса, между направляющим и основным рельсом укладывают деревянные распорки, а в конце направляющего рельса ставят накаточные башмаки. После такой несложной подготовки сошедший с рельсов вагон подтягивается к накаточным башмакам (фиг. 36). Затем для свободного прохода второй колёсной пары убирают междурельсовые распорки и вагон ставится на путь.

Фиг. 37. Подъём на двухосного вагона, сошедшего с рельсов обеими колёсными парами

Двухосный вагон, сошедший с рельсов обеими колёсными парами, также можно быстро поставить при помощи простых приспособлений. Положение сошедшего вагона и последовательность его подъёмки показаны на фиг. 37. Вначале этот вагон подтягивается к рельсам. Затем через уложенный башмак вагон вводится передней колёсной парой внутрь рельсовой колеи. После этого вагон локомотивом  или трактором продвигается ещё дальше вперёд. При этом обращается внимание на то, чтобы задняя колёсная пара тоже одной стороной попала внутрь рельсовой нити. Если же окажется, что колёсная пара не попадает на башмак, то последний укладывают в соответствии с положением, занимаемым колёсной парой. Как только вагон окажется около рельсов, на последние укладывают пару накаточных башмаков и затем накатывают вагон. При таком способе подъёмки повреждения вагона исключаются. Бригада в количестве 5 человек может поднять вагон за 20—30 минут.
Указанный способ подъёмки вагона, несомненно, не является единственным; вагон можно было бы поднять и домкратами, но в этом случае затрата времени на подъёмку значительно больше.