Поезд — сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, а также локомотивы без вагонов, моторные вагоны, автомотрисы и дрезины несъёмного типа, отправляемые на перегон и имеющие установленные сигналы. На отечественной железной дороги требования к формированию, движению, приёму и отправлению, обслуживанию поездов установлены действующими Правилами технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ). В соответствии с назначением (по т. н. старшинству) поезда делятся на внеочередные — восстановительные, пожарные, снегоочистители и др.; очередные — пасс, (скорые, дальние, местные и пригородные), почтово-багажные, воинские, грузопассажирские, людские и ускорительные грузовые, грузовые (сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные), хозяйственные поезда и локомотивы без вагонов.
Поезда формируются главным образом на крупных станциях в соответствии с ПТЭ, графиком движения поездов и планом формирования поездов. Масса и длина грузовых поездов по направлениям и каждому участку устанавливаются по нормам в графике движения и плане формирования в зависимости от типа локомотива, профиля пути на участках и полезной длины приёмо-отправочных путей на станциях. Масса и длина поездов определяются по таблицам, утверждённым МПС и помещённым в расписаниях движения поезда Ср. масса грузовых поездов на отечественных железных дорог к началу 90-х гг. была более 3000 т, ср. число вагонов — более 50. Формируются также грузовые длинносоставные поезда, длина которых превышает макс, норму, установленные графиком движения; повыш. длины (350 осей и более); повышение массы (более 6 тыс. т); тяжеловесные, масса которых для соответствующей серии локомотива на 100 т и более превышает установл. графиком движения норму, а также соединённые поезда, составленные из двух и более сцепленных между собой грузовых поездов с действующими локомотивами в голове каждого поезда. Из пассажирских вагонов также формируют длинносоставные, повыш. длины (20 вагонов и более) и соединённые поезда
В поезда не ставят следующие вагоны: технически неисправные, угрожающие безопасности движения; загруженные сверх грузоподъёмности и допускаемого МПС перегруза; с нарушениями технического условий погрузки и крепления грузов на открытом подвижном составе; имевшие сход с рельсов или находившиеся в поезда, потерпевшем крушение; не имеющие трафарета, свидетельствующего об установлении виде ремонта, за исключением вагонов, следующих по особым документам (как груз на своих осях); с негабаритными грузами, если о следовании таких вагонов не дано особых указаний; с незакрытыми бортами, люками, дверями, крышками загрузочно-выгрузочных устройств. В пасс, и почтово-багажные поезда не ставят вагоны с разрядными грузами (т. е. требующими соблюдения специальных условий и принятия мер предосторожности при перевозке и хранении), сжатыми и сжижающими газами и др. опасными, а также легкогорючими и зловонными грузами; с истекшими сроками периодического ремонта или единой технического ревизии, если нет соответствующей отсрочки; грузовые (за редкими исключениями).
Пассажирские поезда дальнего и местного сообщения формируют только из цельнометаллических вагонов. В исключит, случаях к пассажирские поездам дальнего сообщения допускается прицеплять не более одного, к поездам местного или пригородного сообщения — не более трёх, а к почтово-багажному — не более шести грузовых вагонов. Размещение вагонов в почтово-багажных поездах производится в порядке, установленном для пассажирских поездов, а в грузопассажирских — в порядке, установленном для грузовых поездов Порядок постановки в поезда вагонов с грузами, требующими особой осторожности, и спец. подвижного состава определён действующей Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах.
Все вагоны поезда включаются в автотормозную сеть. Перед рейсом производятся полное опробование автотормозов в поездах с проверкой состояния тормозной магистрали и действия тормозов всех вагонов, а также сокращённое опробование с проверкой действия тормоза хвостового вагона. После полного опробования автотормозов поездах осмотрщик вагонов вручает машинисту ведущего локомотива справку об обеспеченности поездов тормозами и их исправном состоянии.
Поезда обслуживается локомотивной бригадой, состоящей из машиниста и его помощника, а на паровозах — и кочегара. Пассажирские поезда, кроме того, обслуживается проводниками вагонов, а в необходимых случаях и др. работниками. Каждый поезд находится в распоряжении только машиниста ведущего локомотива. Движением поездов на участке (длиной в среднем 130—140 км) руководит только поездной диспетчер (см. Организация движения поездов). На станциях машинист ведущего локомотива поезда подчиняется указаниям дежурного по станции.
Действующие электровозы и тепловозы ставятся в голове поезда и управляются машинистом из передней кабины. Паровозы ставятся также в голове поезда При маневровых передвижениях управление локомотивом разрешается из любой кабины. Недействующие локомотивы ставятся в поезда вслед за ведущим локомотивом. Макс, допускаемые скорости движения поезда на отечественных железных дорог: пассажирских— 160 км/ч (на отд. участках — 200 км/ч и более), ускорении грузовых — 120 км/ч, грузовых — от 90 (гружёные) до 100 (порожние) км/ч. Каждому поезду присваивается номер: поезда одного направления имеют чётные номера, противоположного — нечётные.