Содержание материала

Подъёмка двухосных вагонов реечными домкратами

Сошедший с рельсов двухосный порожний вагон можно поднять при помощи только двух домкратов.
Если сошла с рельсов одна колёсная пара, то другая пара, оставшаяся на рельсах, с обеих сторон заклинивается. Между буксами и буксовой стрункой забивают клинья. Далее первый домкрат устанавливают наклонно в сторону необходимого перемещения вагона, а второй — вертикально. При этом под головки и подошвы домкратов подкладывают деревянные подкладки. Собачки домкрата закладывают на тормозной храповик и производят подъёмку вагона
При подъёмке обращается внимание на то, чтобы колесо, расположенное внутри рельсовой колеи, не поднималось гребнем бандажа выше головки рельса, в противном случае может произойти сход вагона в другую сторону рельса. Поднятый вагон устанавливают на рельсы.

Подъемка четырёхосных вагонов 45-ти краном

В случаях схода четырёхосного порожнего вагона одной тележкой его целесообразнее поднимать 45-т краном (фиг. 38). Если поднимать этот вагон при помощи домкратов, то на эту операцию потребуется не менее часа, так как обычно при таких сходах тележка отходит от рельсов и развёртывается. При использовании 45-т крана подъёмка вагона занимает не более 15 минут, в том числе:

подноска троса, строповка вагона и приведение крана в рабочее положение без аутригеров — 8 минут;
подъёмка вагона, установка его на рельсы и приведение крана в транспортное положение — 7 минут.
Преимущество применения крана очевидно, но это не значит, что во всех случаях следует использовать только кран. Если кран находится на значительном расстоянии от места схода и на его доставку потребуется много времени, то в таких случаях выгоднее использовать другие средства.

Фиг. 38. Подъёмка четырёхосного вагона 45-т краном

Подъёмка четырёхосных вагонов пневмогидравлическими домкратами

Для подъёмки четырёхосных гружёных вагонов часто применяют пневмогидравлические домкраты. Если вагон, например, сошёл с рельсов одной тележкой и отошёл этой стороной от оси пути приблизительно на 1 м, то для подъёмки вагона проделывают следующие операции.
Для того чтобы тележка, сошедшая с рельсов, поднималась вместе с кузовом вагона, её надо укрепить к вагонной раме; для этой цели лучше пользоваться специальным приспособлением, но можно применить также трос или цепь.
Одновременно под вагон подстраивают пневмогидравлические домкраты, затем его поднимают. При этом подъёмка вагона производится на такую высоту, чтобы под ним можно было выложить шпальную клетку и установить горизонтальный домкрат.
Под вагон, опирающийся одной стороной на шпальную клетку, устанавливают пневмогидравлический домкрат уже с горизонтальной балкой. Вагон несколько поднимают и перемещают в сторону пути, затем ставят на рельсы. После этого раскрепляют тележки, и поднятый вагон готов к передвижению.
При использовании пневмогидравлических домкратов особенно важное значение имеет своевременная подготовка места для установки домкратов. От этой операции зависит быстрота подъёмки.
Для недопущения срыва домкрата на верх штока надо положить прокладку (кусок фанеры). 
При сходе вагона обеими тележками вторая сторона вагона поднимается на рельсы в той же последовательности.


Фиг. 39. Подъёмка четырёхосного вагона при помощи контррельса и накаточных башмаков

Комбинированные способы подъёмки вагонов

В практической работе широкое применение имеют также следующие комбинированные способы подъёмки на рельсы двухосных и четырёхосных вагонов.
Двухосный вагон, оказавшийся после схода на междупутье, реечными домкратами передают одной стороной к ближайшему рельсу. Затем вагон, установленный в требуемом направлении, подтягивают локомотивом ещё ближе к рельсам. После этого обычным порядком, при помощи накаточных башмаков, вагон ставят на рельсы.
Такого вида подъёмка облегчается в зимнее время и в тех случаях, когда нет повреждений пути. В другое время года и при неисправном состоянии пути приходится устраивать шпальный настил.
Четырёхосный вагон, сошедший с рельсов одной тележкой, которая отошла от оси пути на 1—1,5 м, можно поднять при помощи одного контррельса и комплекта накаточных башмаков.
Контррельс укрепляется по диагонали с тем, чтобы дать нужное направление вагону. Затем он пришивается к шпалам костылями и распирается отрезками шпал. Под колёсную пару, вышедшую из рельсовой колеи, подкладывают деревянный брус, который должен одним концом упираться в шпалу, и для этого 2—3 соседние шпалы сдвигают в сторону (фиг. 39). Междушпальные пространства заполняют полушпалками. Сплошная постель из шпал уменьшает сопротивление продвижению сошедшей с рельсов тележки, а главное путь при этом не будет разрушаться. Как только тележка будет придвинута к рельсам настолько, что её уже можно накатывать, для этой цели используют башмаки.
Оба описанных способа являются довольно эффективными: они позволяют бригаде рабочих в количестве 8 — 10 чел. поставить на место вагон за 12 — 15 минут.