Содержание материала


Весы и гири портовых элеваторов, механизированных амбаров и пр., применяемые для взвешивания экспортных продовольственных—грузов, поверяются органами ведомственного надзора МПС один раз в месяц.
Стационарные весы (вагонные, автомобильные, врезные, элеваторные бункерные и автоматические), передвижные весы после монтажа и установки, а также все без исключения весы и гири, выходящие из среднего и капитального ремонтов, подлежат обязательной государственной поверке и клеймению.
Государственные поверительные клейма наносятся на коромысло промежуточного механизма циферблатных весов и на коромысло шкальных и гирных весов, а также на гири, дополнительные шкалы и закрепительные пробки, препятствующие смещению ответственных деталей весов. Циферблатные указатели весов должны быть опломбированы пломбами органов ведомственного надзора МПС. Клеймение весов и гирь выполняется один раз в год. При обнаружении неисправности весоизмерительных приборов или по окончании срока действия клейм последние гасятся знаком «X» представителем местного органа Госстандарта СССР или ведомственного надзора МПС. Пользоваться весами и гирями с погашенными клеймами запрещается.
Метрологические характеристики весоизмерительных приборов при поверке должны соответствовать требованиям государственных стандартов (ГОСТ 14004 — 68. «Весы рычажные общего назначения. Пределы взвешивания. Нормы точности». С 1982 г. вводится ГОСТ 23776—79. «Весы для статического взвешивания. Пределы взвешивания. Метрологические параметры»).
Государственная поверка и клеймение включают осмотр всех механизмов весоизмерительных приборов госповерителем, поверку весоизмерительных приборов и гирь, наложение клейм. Государственная поверка весоизмерительных приборов и ведомственная поверка при подготовке весоизмерительных приборов к государственной поверке и клеймению выполняются в соответствии с требованиями государственных стандартов на методы и средства поверки:
ГОСТ 8.076—73 «Весы вагонные рычажные общего назначения. Методы и средства поверки»;
ГОСТ 8.126 — 74 «Весы автомобильные стационарные. Методы и средства поверки»;
ГОСТ 8.077 — 73 «Весы вагонеточные и врезные рычажные общего назначения. Методы и средства поверки»;
ГОСТ 8.225 — 76 «Весы товарные. Методы и средства поверки»;
ГОСТ 14018 — 68 «Весы элеваторные (бункерные) рычажные. Методы и средства поверки»;
ГОСТ 13703 — 68 «Гири образцовые 2 —4-го разрядов. Методы и средства поверки».
При ведомственном надзоре выполняются:
средний ремонт — один раз в два года, осмотр и поверка весов перед ремонтом, подъем платформы, разборка механизмов, детальный осмотр, очистка и крепление частей весов, исправление, а в некоторых случаях и замена пришедших в негодность деталей, шлифовка и заточка призм, подушек и серег с перекалкой, с изготовлением и заменой изношенных; осмотр и устранение неисправностей фундамента, будки, водоотводов и путей, двойная окраска всех частей механизмов в разобранном виде; сборка механизмов, регулировка весов, юстировка циферблатного указателя; поверка товарных весов на 1/10 и полную предельную нагрузку; поверка вагонных весов весоповерочным вагоном; поверка передвижных гирь; поверка условных гирь на контрольных весах; государственная поверка и клеймение весов и гирь;
годовой ремонт — один раз в год, выполняются все виды среднего ремонта, но без замены изношенных деталей и окраски частей механизма в разобранном виде.
При осмотре-поверке выполняются следующие работы: поверка показаний весов; подъем платформы; разборка механизмов; осмотр и очистка всех деталей, шлифовка и заточка призм, подушек и серег; сборка механизмов; регулировка весов, поверка товарных весов на 1/10 предельной нагрузки; поверка передвижных гирь; осмотр и чистка условных гирь; поверка вагонных весов контрольно-весовой платформой.
Ревизионная поверка выполняется по плану работ старшим ревизором или ревизором весового хозяйства дороги и ревизором-инструктором весового хозяйства отделения дороги один раз в 3 месяца между осмотрами-поверками. Ревизионная поверка весов для взвешивания экспортных продовольственных грузов один раз в три месяца совмещается с осмотром-поверкой, проводимой весовой бригадой. При ревизионной поверке предусматривается внешний осмотр весоизмерительных приборов. Товарные весы поверяются на 1/10 максимальной нагрузки ; вагонные весы — механизированной контрольно-весовой платформой (или весоповерочным вагоном).
Технический осмотр-поверку выполняет ревизор-инструктор весового хозяйства отделения дороги или слесарь-руководитель весовой бригады участка для предварительного технического освидетельствования весоизмерительных приборов, сдаваемых весовладельцем на метрологическое обслуживание железной дороге. При этом выполняется осмотр всех механизмов весоизмерительных приборов, поверка товарных весов на 1/10 и полную нагрузку, поверка вагонных весов механизированной контрольновесовой платформой (весоповерочным вагоном).
Виды и сроки ремонта и поверки весов устанавливаются при заключении соглашения на обслуживание весов в соответствии с Инструкцией о порядке приема на метрологическое обслуживание весов клиентуры.

При возникновении конфликтов по вопросам применения мер и измерительных приборов и сомнения в их верности при расхождении в массе продуктов и материалов, измеренных разными приборами, назначается экспертиза мер и измерительных приборов.
Для экспертизы (испытания) мер и измерительных приборов заинтересованная организация должна вызвать представителя из ближайшего местного органа Госстандарта СССР. Экспертиза весов и гирь обычно происходит на месте их эксплуатации. При экспертизе могут присутствовать представители заинтересованных сторон. О произведенной экспертизе составляется акт с подробным заключением.
При установлении фактов умышленной порчи мер и весоизмерительных приборов или преднамеренного обвешивания эти меры и весы опечатываются и виновные привлекаются к ответственности в установленном порядке.