Содержание материала

Качественная подготовка вагонов — одно из важнейших условий обеспечения сохранной перевозки данных грузов. Вагоны, предоставляемые железной дорогой под перевозку хлебных грузов, должны быть исправны в техническом и коммерческом отношении; не иметь щелей и отверстий, через которые может произойти утечка или подмочка зерна; соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям. Подаваемые вагоны должны быть тщательно очищены, промыты, просушены. а в отдельных случаях (после перевозки живности или зараженного зерна) подвергнуты дезинфекции или дезинсекции.
Для подготовки вагонов под погрузку на дорогах оборудуют постоянно действующие пункты комплексной подготовки вагонов (ПКПВ). В период массовых перевозок зерна дополнительно организуют временные пункты подготовки. Как правило, ПКПВ размещаются на сортировочных и участковых станциях. Временные пункты подготовки вагонов организуют по мере необходимости на станциях с достаточным путевым развитием. В отдельных случаях формируют промывочно-ремонтные поезда в составе паровоза-котельной, вагонов с оборудованием, цистерны с водой и др.
До подачи на пути пунктов подготовки вагонов крытые порожние вагоны должны быть предъявлены техническому и коммерческому осмотру. При этом особое внимание должно быть обращено на исправность крыш, печных разделок, кузова, пола, дверей, люков, люковых запоров, дверных закидок и штырей. Вагоны, признанные годными, подбирают в группы в зависимости от степени их загрязнения.
В первую группу входят вагоны после перевозки зерна, муки, сахара, крупы и других продовольственных грузов, а также фуража, жмыхов, комбикормов и гарных грузов. Подготовка таких вагонов обычно заключается в простой промывке и необходимом ремонте. Вторая группа — это вагоны после перевозки минеральных строительных материалов (цемент, алебастр, известь), минеральных удобрений, химикатов, угля и других загрязняющих грузов. Их тщательно очищают и в ряде случаев два раза промывают. К третьей группе относят вагоны после перевозки живности, рыбы и сырья животного происхождения. Эти вагоны обрабатывают только на дезинфекционно-промывочных пунктах и станциях, где выполняется не только очистка и промывка, но и специальная ветеринарно-санитарная обработка (дезинфекция, дезинсекция и дезодорация).
В пунктах подготовки (постоянных и временных) вагоны готовят не только для собственной погрузки, но и других станций узла или участка. Вагоны, предназначенные для погрузки на других станциях, отправляют группами или маршрутами по натурному листу, подписанному дежурным по станции и бригадиром комплексной бригады.
Хлебные грузы грузят на подъездных путях средствами отправителя, который окончательно решает вопрос о пригодности вагонов для перевозки данного груза. Поэтому в соответствии с действующими Правилами перевозок грузов отправитель обязан перед погрузкой убедиться  в том, что вагоны и щиты исправны в коммерческом отношении, очищены, не заражены вредителями, не имеют отверстий и щелей, через которые может произойти утечка зерна.
Во избежание излишних пробегов вагонов из-за брака целесообразно, чтобы в пунктах подготовки в осмотре вагонов участвовали представители отправителя и инспекторы Государственной инспекции по качеству сельскохозяйственной продукции.