Содержание материала

Подготовка груза к перевозке.

Большое влияние на потери грузов оказывают влажность продукта, температура, однородность гранулометрического состава и другие физико-механические свойства. Влага способствует растворению и вымыванию питательных веществ, слипанию, комкованию, усиленной слеживаемости и смерзаемости. Поэтому большинство видов минеральных удобрений согласно стандартам должно предъявляться к перевозке с пониженной влажностью. Влажность некоторых видов удобрений может изменяться в ту или иную сторону в силу присущей им гигроскопичности. Она существенно влияет на изменение физико-механических свойств груза, таких, как плотность, сопротивление  первоначальному сдвигу, статическое уплотнение и др. Это обстоятельство вызывает ряд трудностей при эксплуатации технических средств при перевозках и перегрузках удобрений. Так, максимальная влажность хлористого калия допускается до 1 %. Увеличение влаги от 1 до 5 % приводит к повышению его слеживаемости, уплотнению и даже превращению в монолиты, а это значительно затрудняет выгрузку из вагона. Поэтому очень важным требованием при приеме груза к перевозке является соблюдение стандартов на влажность.
Большое значение имеет соблюдение установленных температурных и технологических режимов при погрузке и затаривании удобрений. Установлено, что если при погрузке температура хлористого калия выше 30 °C, то наблюдается повышенная слеживаемость груза, а в случае перевозки затаренных удобрений — порча бумажных мешков. Аналогичные явления наблюдаются при погрузке суперфосфата непосредственно с технологической линии с температурой свыше 50 оС. В процессе перевозки происходит выделение паров фтора, который способствует разрушению мешочной тары. Наиболее эффективный способ борьбы со слеживаемостью — введение соответствующих присадок, которые устраняли бы причины связности насыпного груза при сохранении его качества. Соблюдение норм присадок антислеживателя, в качестве которого, в частности, используются амины жирных кислот, необходимо при производстве галургического и флотационного хлористого калия.
Промышленные опыты по кондиционированию нитрофоски Новомосковского химкомбината также показали, что обработка ее 1,5%-ным диатомитом приводит к получению неслеживающегося продукта.
Значительное влияние на размеры потерь оказывает гранулометрический состав. Так, при перевозке мелкозернистого калия потери от просыпания в зазоры кузова вагона вдвое больше по сравнению с крупнозернистым и гранулированным. Однородность гранулометрического состава гранулированного и крупнозернистого хлористого калия при весьма малом содержании пылевидных частиц способствует сохранению сыпучих свойств груза, а остатки его в вагоне после выгрузки в этом случае бывают минимальными.
С целью сокращения потерь при транспортировке целесообразно осуществить ряд мероприятий на предприятиях химической промышленности по дальнейшему улучшению качества удобрений. В частности, увеличить выпуск аммофоса в гранулированном виде, повысить прочность гранул простого гранулированного суперфосфата, осуществлять поверхностную нейтрализацию двойного суперфосфата аммиаком, что приведет к уменьшению пыления продукта и увеличению прочности гранул.

Подготовка вагонов.

При перевозке минеральных удобрений в крытых вагонах, особенно насыпью, значительные потери происходят из-за просыпания груза в зазоры и неплотности кузова вагона. Для предотвращения этих потерь отправители заделывают щели кузова вагона перед каждой погрузкой с помощью подручных материалов: пакли, крафт- бумаги, обтирочных концов, деревянных реек, лент и т. п. Однако эффективность применения таких способов незначительна.
Для перевозки удобрений насыпью и в таре в крытых вагонах целесообразно: специально подбирать вагоны с зазорами в полу, не превышающими 2 — 3 мм; на станциях массовой погрузки минеральных удобрений создавать специальные пункты подготовки крытых вагонов под погрузку удобрений, обеспечив их современными техническими средствами ремонта и необходимым количеством запасных частей; грузоотправителю перед погрузкой уплотнять зазоры кузова вагона специальными составами в соответствии с Техническими условиями.