Содержание материала

Прием грузов к перевозке.

 Правилами перевозок грузов установлено, что рожь, пшеница, ячмень, овес, гречиха, просо, кукуруза в зерне и в початках, семена масличных и бобовых культур, рис в зерне, мучка, вика, мельничные и зерновые отходы, отруби, комбикорма перевозят по железным дорогам насыпью. При перевозке проса, семени льняного и горчичного, сорго, чумизы отправитель обязан обклеить стены вагона и щиты бумагой или другими материалами для предотвращения течи и порчи груза в пути следования. Другие зерновые грузы, муку, крупу и семена калиброванной кукурузы перевозят только в таре.
Особенность оформления перевозок хлебных грузов состоит в том, что к накладной должны быть приложены документы о качестве продуктов, выдаваемые организациями Министерства заготовок СССР, Министерства обороны или сертификаты Государственной хлебной инспекции. Эти документы составляются на основе лабораторного исследования образцов из продуктов, загруженных в вагон. О приложении таких документов отправитель обязан указать при заполнении накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя».
При отгрузке хлебопродуктов на экспорт отправитель имеет право документ о качестве не прикладывать к накладной. В этом случае он обязан в накладной в графе «Документы, приложенные отправителем» сделать отметку «Приложение сертификата не требуется».
В случае когда под погрузку подаются вагоны со съемными хлебными щитами, отправитель в накладной, а затем работники станции в дорожной ведомости и вагонном листе под наименованием груза делают запись «Два исправных хлебных щита».
Качество отгружаемого зерна должно соответствовать установленным кондициям в зависимости от указанного в нарядах целевого назначения (на выработку муки, крупы, комбикормов и т. д.). Отгрузка зерна с отклонениями от показателей качества, указанных в нарядах, может быть разрешена в исключительных случаях. При этом в удостоверениях о качестве указывают, кто разрешил отгрузку такой партии, номер и дату разрешения. Установлен следующий порядок отбора образцов: при загрузке вагонов до полной вместимости из складов и силосов элеваторов выемки отбирают из падающей струи с транспортерных лент, в специальных отводах труб — из силосов или из-под весов и в других местах перепада зерна или семян.

Схема размещения зерна в вагоне
Рис. 9.4. Схема размещения зерна в вагоне

Общая масса отобранных выемок должна быть не менее 100 г с каждой тонны зерна или семян; при загрузке способами, позволяющими выемку непосредственно из вагонов, поступают следующим образом. В четырехосных вагонах выемки отбирают в 11 точках поверхности зерна или семян. В каждой точке выемки отбирают с трех глубин: до 10 см от верха насыпи, на половине высоты насыпи зерна или семян и у пола вагона. Если отбор выемок указанными способами в процессе загрузки вагона невозможен, допускается отбирать выемки из вагона, загруженного на 3/4 его вместимости. Если зерно затарено, выемку берут либо щупом из расшитых мешков в трех местах (вверху, в середине и внизу), либо из зашитых мешков — из одного угла зерновым мешочным щупом. Количество выемок зависит от числа мешков в партии. До 10 мешков включительно пробы отбирают из каждого второго. Свыше 10 до 100 включительно из 5 мешков +5% количества мешков в партии; свыше 100 —из 10 мешков + 5% количества мешков в партии.
Хлебные грузы, как правило, отправляются с подъездных путей, поэтому перечисленные операции выполняет отправитель.

Погрузка, определение массы, пломбирование вагонов.

При использовании съемных хлебных щитов необходимо строго соблюдать установленную схему размещения зерна в вагоне. При загрузке ржи, пшеницы, ячменя, кукурузы в зерне оба торца вагона необходимо заполнять полностью, не допуская пустот. В дверном проеме зерно насыпают до уровня на 100 мм ниже верхней кромки щита. Дальше, отступая на 1000 мм от края хлебного щита (а при перевозке гороха, гречихи на 1500 мм), уровень насыпи поднимается в сторону торцовых стен вагона Под углом естественного откоса (рис. 9.4). Только при перевозке таких культур, как просо, семена льна, горчичника, высота уровня насыпи должна быть на 100 мм ниже щита по всему вагону без подъема к торцовым стенам. При таком размещении исключается выплеск и про- сыпка зерна через щит при следовании вагона в поезде и при маневровых передвижениях.
Для улучшения использования грузоподъемности вагонов при перевозке легковесных культур (семян подсолнечника, проса, овса и др.) наращивают хлебные щиты, поэтому необходимо до погрузки заделывать мешковиной места наращивания, а также люки вагонов.
Отправитель указывает и заверяет массу хлебных грузов в перевозочных документах. Только при отсутствии весов на хлебоприемном и зерноперерабатывающем предприятиях груз взвешивается на вагонных  весах станции отправления приемосдатчиком станции совместно с весовщиком отправителя и масса удостоверяется их совместными подписями в накладной.
Взвешивание хлебных грузов на вагонных весах возможно с остановкой вагонов и расцепкой. Взвешивать без расцепки, а большегрузные вагоны на весах малой грузоподъемности в два приема запрещается. Фактическая тара вагона определяется взвешиванием на весах. Масса съемного хлебного щита условно принята 70 кг. Масса зерна нетто устанавливается как разница между массой вагона брутто и тарой.
Погрешность взвешивания хлебных грузов не должна превышать + 0,1 % массы груза. Для ускорения процесса взвешивания и сокращения маневровой работы, связанной с дозировкой зерна, на некоторых дорогах (например, на Юго-Западной) используют специальные таблицы для предварительного определения высоты загрузки зерна в зависимости от его натурной массы и других параметров.
Масса хлебных грузов, перевозимых в таре, определяется по количеству мест и стандартной массе одного места с указанием об этом в накладной и других перевозочных документах. Согласно установленным Министерством заготовок СССР правилам отпуска, приема и перевозки для упаковки муки пшеничной, сортовой, ржаной сеяной, риса, пшена, гороха, крупы манной, перловой, пшеничной, кукурузной и гречневой (ядрицы) используют стандартные мешки массой 70 кг нетто в каждом. Разрешен также прием к перевозке муки и крупы в мешках стандартной массой нетто 50 кг.
Ответственность за соблюдение установленной стандартной массы муки, крупы и других хлебных грузов, перевозимых в мешках, возложена на руководителей хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятий. По условиям перевозки каждый мешок с мукой или крупой предъявляют к погрузке с маркировочным ярлыком, заверенным штампом отправителя. При перевозке в прямом смешанном железнодорожноводном сообщении, кроме ярлыков предприятия, к мешкам прикрепляют транспортную маркировку.
Вагоны, загруженные хлебными грузами, пломбируют пломбами отправителя. Во избежание открытия дверей вагона в пути следования и нарушения целости пломб обе дверные накладки укрепляют закрутками из проволоки диаметром не менее 6 мм, длиной 250 — 260 мм. Такие закрутки не требуются при перевозке грузов в вагонах с самоуплотняющимися дверями.

Обеспечение сохранности в пути следования.

На попутных технических станциях выполняются технический и коммерческий осмотры вагонов с целью обнаружения и устранения неисправностей, которые могут послужить причиной порчи, хищения хлебных грузов в пути следования. Наиболее часто встречающиеся коммерческие неисправности: течь или порча грузов из-за неисправностей кузова вагона; повреждение или отсутствие пломб; неясные оттиски на пломбах.
Обнаруженные неисправности, угрожающие безопасности движения или сохранности груза, оформляют актами общей формы. Один экземпляр прикладывают к грузовым документам. В тех случаях когда по условиям обеспечения безопасности движения и сохранности грузов вагон
дальше следовать не может, допускается перегрузка в другой вагон с одновременной проверкой груза. При обнаружении порчи или недостачи составляется коммерческий акт, о чем делается отметка в грузовых документах и к ним прилагается копия акта.
В случаях когда дорога по каким-либо причинам не может доставить принятые к перевозке грузы в пункт назначения и выдать получателю, указанному в накладной (порча груза, отсутствие наименования получателя и др.), грузы передаются другой организации. Передача хлебных грузов, семян, масличных и бобовых культур, комбикормов и отрубей другому получателю выполняется по указанию Министерства заготовок СССР или подведомственной ему организацией на местах.
Порядок оформления передачи грузов другим организациям устанавливается Правилами перевозок.
Своевременная доставка хлебных грузов в пункт назначения является одним из важных условий сохранной перевозки. Порядок исчисления сроков доставки устанавливается Правилами перевозок. Железные дороги несут материальную ответственность за невыполнение сроков доставки в размерах, установленных Уставом железных дорог Союза ССР.

Выдача в пункте назначения.

По прибытии на станцию назначения вагоны осматривают в техническом и коммерческом отношениях. Снятие пломб и вскрытие вагонов происходит при обязательном присутствии приемосдатчика дороги. Случаи неисправности пломбы или вагона оформляют актом общей формы, а при недостаче или порче груза — коммерческим актом. Расхождения между фактическим качеством полученных в пункте назначения хлебопродуктов и качеством, указанным в документах отправителя, превышающие нормы допустимых отклонений, должны быть подтверждены Государственной хлебной инспекцией в установленном порядке. Хлебные грузы, перевозимые насыпью, выдают с обязательной проверкой массы. Муку, крупу, перевозимые в стандартных мешках, выдают с проверкой количества мест.
Количество хлебопродуктов считается доставленным полностью, если разность в массе, определенной на станции отправления и на станции назначения, не превышает установленных норм расхождения в показаниях весов и норм естественной убыли массы.
При перевозках хлебных грузов в смешанном железнодорожно-водном сообщении нормы естественной убыли исчисляют отдельно за протяжение перевозки по каждому виду транспорта. Кроме того, при перевозках в смешанном железнодорожно-водном сообщении, а также при перевозках по железнодорожным линиям разной колеи нормы повышают на 30% за каждую перевалку и за каждую перегрузку из вагона в вагон. Норму повышают по отношению к норме убыли, примененной к перевозке, предшествовавшей перевалке или перегрузке.
По импортным хлебопродуктам, поступившим из социалистических стран в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении, норма естественной убыли при перевозках установлена в размере 0,5%. По остальным импортным хлебопродуктам, а также поступившим в смешанном сообщении применяют нормы естественной убыли, установленные при перевозках по территории СССР, исходя из фактического расстояния перевозки. В тех случаях когда убыль при перевозках оказывается ниже принятых норм, принимают убыль в фактических размерах. Недостачи в пределах норм естественной убыли списывают по указанию директора хлебоприемного или зерноперерабатывающего предприятия на основании отметок на обороте накладной.
Зерно выгружают на элеваторах, мельничных комбинатах, механизированных складах, реализационных базах. Все эти предприятия обязаны обеспечить бесперебойный прием, своевременную и полную выгрузку прибывших грузов.
После выгрузки зерна получатель обязан вернуть съемные щиты дороге в исправном состоянии.