Подвижной состав.
При выборе типа подвижного состава важное значение имеют грузоподъемность, конструкция с точки зрения удобства выполнения погрузочно-разгрузочных операций и обеспечения сохранности груза, возможности последующего использования под различные народнохозяйственные грузы. Перевозка в крытых универсальных вагонах навалом имеет существенные недостатки, заключающиеся в сложности и трудоемкости выгрузки, а также в связи с потерями минеральных удобрений. Различные виды минеральных удобрений наиболее целесообразно перевозить в следующих типах вагонов:
в обычных крытых универсальных вагонах (в мешках и пакетах), в цельнометаллических крытых с увеличенной шириной дверного проема грузоподъемностью 62 т, более приспособленных для погрузки-выгрузки пакетов. Для транспортировки удобрений и ядохимикатов в таре на поддонах могут быть использованы также крытые вагоны с раскрывающейся крышей;
в цистернах-цементовозах с аэропневматической разгрузкой грузоподъемностью 58 т (минеральные аэрируемые удобрения), в нефтебензиновых и аммиачных цистернах (жидкие);
в крытых вагонах «хоппер» с гравитационной выгрузкой (гранулированные исслеживающиеся удобрения). Могут быть также использованы вагоны хопперы-цементовозы грузоподъемностью 64 т, вагоны для перевозки сырья грузоподъемностью 64 т с объемом кузова 55 м3 и вагоны- минераловозы модели 11-740, специально созданные для перевозки минеральных удобрений грузоподъемностью 64 т с объемом кузова 73 м.
Основные конструктивные особенности нового вагона-минераловоза следующие.
Область применения специализированных контейнеров
Кузов вагона цельнометаллический, бункерного типа. Для обеспечения высыпания груза торцовые стены бункера наклонены под углом 65о к горизонту. Кузов вагона опирается на две типовые двухосные тележки ЦНИИ-Х3-О. Верхняя часть крыши выполнена по дуге малой кривизны, что обеспечивает хороший сток атмосферных осадков. Вдоль продольной оси крыши располагаются четыре щелевых загрузочных люка, что позволяет загружать удобрения самотеком. В Нижней части кузова по обеим сторонам вагона расположено по два щелевых разгрузочных люка, обеспечивающих разгрузку на обе стороны железнодорожного пути. В среднем проеме вагона под поперечным коньком расположены приводы двух механизмов разгрузки, предназначенные для открывания и закрывания, а также блокирования спаренных в поперечном направлении крышек разгрузочных люков попарно или всех четырех одновременно. Механизм разгрузки приводится в действие сжатым воздухом (давление до 5 кгс/см2). Для предотвращения самопроизвольного открывания установлено блокирующее устройство. При отсутствии сжатого воздуха или в условиях аварийной ситуации предусмотрено открывание разгрузочных люков вручную, закрывание же их возможно лишь от источника сжатого воздуха.
На основе экспериментальных исследований и наблюдений в натурных условиях рекомендуется такая группировка, удобрений по степени высыпаемости из вагонов «хоппер»:
к первой группе можно отнести удобрения, легко высыпаемые и не требующие применения ручного труда или вибровозбудителей при выгрузке из минераловоза и цементовоза.
Рис. 8.1. Общий вид контейнера: а - в развернутом виде; б — в сложенном виде
Таблица 8.4
Характеристики мешков, используемых для упаковки минеральных удобрений
Вид мешка | Тип | Размеры | Материалы | Назначение |
Полиэтиленовый | С открытой горловиной | Размеры должны соответствовать ГОСТ 17811-78 | Для продукции: | Для упаковки, транспортировки и хранения сухой химической продукции массой до 50 кг |
Бумажный | С открытой горловиной и закрытой горловиной (с клапаном) | Размеры должны соответствовать ГОСТ 2226-75 | Мешочная бумага (ГОСТ 2228 — 75), а также ламинированная полиэтиленово-мешочная бумага по технической документации | То же |
Мешки-вкладыши пленочные | С открытой горловиной: | Внешние размеры должны соответствовать ГОСТ 19360-74. Внутренние размеры мешков устанавливают в зависимости от внутренних размеров транспортной тары | Пленка полиэтиленовая толщиной не более 0,100 мм (ГОСТ 16337-77Е); пленка поливинилхлоридная пластифицированная техническая (ГОСТ 16272—79); пленка полиэтилен-целлофановая, соответствующая требованиям технической документации | Используется как вкладыш в транспортную тару |
Таблица 8.5
Техническая характеристика мягких контейнеров (ГОСТ 21045 — 75)
Тип | Размеры, мм | Размеры загрузочного и разгрузочного люков, мм | Рабочий объем в загрузочном состоянии, м | Тара контейнера, кг | Грузоподъемность, т |
ширина х длина х высота А х В х С | |||||
МК-0,5 | 940x940x950 | 400x690 | 0,51+0,10 | 20 | 1,5 |
МК-0,7 | 940 х 940 х 1250 | 400 х 690 | 0,67 + 0,15 | 25 | 1,5 |
МК-1,0 | 980 х 980 х 1250 | 600х1100 | 0,89 + 0,15 | 35 | 2,0 |
МК-1,5 | 1450х1450х1250 | 600х1100 | 1.72 + 0,15 | 50 | 2,0 |
мк-2,0 | 1450х1450х1650 | 600х1100 | 2,20+0,20 | 80 | 4,0 |
МК-3,0 | 1450 х 1450x2500 | 600х1100 | 3.35 + 0,25 | 95 | 4,0 |
ко второй относят удобрения, которые легко высыпаются из минераловоза, не требуют применения ручного труда при выгрузке из цементовоза (аммофос, карбамид, сульфат аммония, гранулированный и крупнозернистый хлористый калий);
к третьей относят удобрения, перевозка которых в цементовозах невозможна, но допустима в минераловозе при условии применения вибраторов (мелкозернистый хлористый калий, нитрофоска);
к четвертой относят удобрения, гравитационная выгрузка которых пока невозможна из всех указанных выше типов вагонов (смешанная калийная соль, простой порошковидный суперфосфат).
Тара.
Используют бумажные, полиэтиленовые и поливинилхлоридные мешки, герметичные и влагонепроницаемые. Мешки из синтетических материалов обеспечивают большую влагонепроницаемость, чем бумажные, и не разрушаются под воздействием паров фтора, выделяемых некоторыми видами удобрений. Однако они более подвержены механическим повреждениям.
Обязательное требование при транспортировке в мешках — это укладка их на поддон или в открытые решетчатые контейнеры грузоподъемностью 1 т.
Контейнеры.
Для транспортировки минеральных удобрений применяются специализированные контейнеры, позволяющие комплексно механизировать погрузочно-разгрузочные операции, значительно уменьшать потери груза, снижать простои вагонов под грузовыми операциями и улучшать условия труда. Для перевозки минеральных удобрений используется около 10 типов жестких и полужестких специализированных контейнеров.
Специализированные контейнеры предназначены для перевозки на платформах и в полувагонах, в автомобилях, автопоездах, речных и морских судах, а также для временного хранения на складских площадках. Однако такие недостатки, как большой объем контейнера в порожнем состоянии, сложность изготовления, высокий коэффициент тары, снижают эффективность их применения.
Одним из перспективных направлений в контейнеризации перевозок сыпучих грузов является применение мягких контейнеров (рис. 8.1).
Рис. 8.2. Схема размещения контейнеров МК-1,5 в полувагоне: а — 40 шт.; б — 31 шт.
Главные преимущества их перед жесткими: небольшая масса (менее 3 % массы транспортируемого материала) и незначительный объем в порожнем состоянии (7—10% объема в заполненном состоянии), что значительно снижает стоимость транспортировки и позволяет рационально использовать транспортные средства в порожнем направлении.
Мягкие контейнеры представляют собой закрытые резервуары прямоугольного сечения с двумя люками (загрузочным и разгрузочным) и несущими грузовыми проушинами или кольцами. Контейнеры изготовляются из невулканизированных резино-кордовых или резинотканевых материалов. Размеры контейнера выбирают с учетом лучшего использования грузоподъемности вагонов. Вместимость мягких контейнеров от 0,1 до 3,0 м3, грузоподъемность до 4 т.
В 1975 г. Министерство путей сообщения утвердило разработанный НИИЖТом проект сетевых Технических условий, устанавливающих способы размещения и крепления в полувагонах грузоподъемностью 61—63 т специальных мягких контейнеров массой брутто 0,7; 1; 1,5 т для перевозки сыпучей химической продукции. Схема размещения контейнеров в полувагонах представлена на рис. 8.2.