Содержание материала

Степень уплотнения сыпучего груза зависит от способа погрузки его в полувагон; при бункерной погрузке, например, уплотнение больше, чем при конвейерной или крановой. Уплотнение сыпучего груза по площади кузова полувагона также неравномерно (оно больше по продольной осевой линии, нежели у бортов кузова).
Сыпучие грузы обладают различной способностью к уплотнению, которое выражается отношением массы уплотненного груза Оу к массе такого же объема его Qo до уплотнения, называемом коэффициентом уплотнения ку. Значение его для различных сыпучих грузов колеблется от 1,05 (зола) до 1,52 (гипс). Чем выше коэффициент уплотнения, тем более полно используется грузоподъемность вагона и снижаются потери груза.
Потери от выдувания сокращаются примерно на 10—15% при использовании специального равнителя поверхности груза. Равнитель представляет собой щит, изготовленный из листовой стали толщиной 6 — 8 мм; его длина 3000 мм и высота 400 мм. Форма выреза в нем соответствует конфигурации «шапки» груза и ее высоте. При продвижении полувагонов под бункером равнитель как скребок планирует поверхность сыпучего груза и придает его «шапке» форму трапеции (в поперечном сечении). Такие равнители эффективно используют на угольных шахтах.
При погрузке рудных и других грузов большой плотности, когда открытая поверхность их штабеля располагается ниже верхнего обвязочного пояса кузова полувагона, применяют простейшие устройства в виде лотков с ребордами, обеспечивающих равномерную засыпку груза в полувагон.

Таблица 5.2
Коэффициент уплотнении сыпучих грузов


Наименование груза

Плотность груза, кг/м3

Значение коэффициента уплотнения

Апатит порошкообразный

1580-1700

1,20

Гипс

810-1600

1,14-1,52

Глинозем

1,020-1,070

1,13-1,20

Земля формовочная

840-1300

1,13-1,34

Зола

450-900

1,05-1,08

Известняк мелкокусковой и порошкообразный

1190-1450

1,09-1,18

Криолит порошкообразный

840-1000

1,17-1,23

Мука

450 - 700

1,08-1,13

Опилки древесные

160-300

1,29-1,40

Отруби

180-440

1,30

Песок

1230-1500

1,16-1,29

Сода кальцинированная

400- 1250

1,08-1,17

Соль поваренная

720-1850

1,11-1,14

Торф

350-400

1,11-1,14

Уголь каменный

630-950

1,20-1,21

Цемент

900-1600

1,15-1,19

Шлак

600-900

1,20-1,28

Для разравнивания формовочного песка и других сыпучих грузов мелких фракций, погруженных на платформу, применяются откидные равнители. Рабочий орган такого равнителя также изготовляют из листовой стали толщиной 6—8 мм. Он имеет вырез, позволяющий придавать поверхности груза необходимую форму. Щит равнителя шарнирно закреплен на опоре на уровне бортов платформы и в рабочем положении ставится перпендикулярно оси пути.
Способ уплотнения углей мелких фракций при помощи накладного вибратора, разработанный канд. техн. наук Д. С. Поволоцким (ВНИИЖТ), заключается в том, что после погрузки угля в полувагон с «шапкой» высотой 500 — 600 мм на поверхность штабеля груза устанавливается накладной вибратор конструкции ВНИИЖТа с опорной плитой площадью 5,6 м. При его включении под действием вибрации уплотняется часть штабеля угля, находящегося под плитой. Перестановками вибратора уплотняют весь штабель угля в вагоне.
Конструкции навесных вибраторов для уплотнения сыпучих грузов в специализированных вагонах — минераловозах и цементовозах — разработаны Уральским отделением ВНИИЖТа.
Накладной вибратор с опорной плитой применяется и для таких легковесных грузов, как торф, технологическая щепа, для уплотнения которых требуется несколько более продолжительное вибрационное воздействие. За счет наращивания бортов полувагона и уплотнения торфа статическую нагрузку четырехосных полувагонов повышают на 30 — 40 %.