Содержание материала

Средствами пакетирования (СП) груза называются приспособления, с помощью которых формируется пакет. Средства пакетирования должны обеспечивать:
сохранность пакета и груза на всех этапах транспортировки, включая перегрузочные операции, складирование и хранение;
комплексную механизацию и автоматизацию погрузочно-разгрузочных работ с применением автоматических или полуавтоматических грузозахватных приспособлений;
выполнение требований охраны труда и техники безопасности работников, занятых на переработке пакетов, а также безопасности движения поездов.
Выбор СП зависит от рода груза, принятой схемы механизации погрузочно-разгрузочных работ и условий перевозки. В зависимости от конструкции и условий эксплуатации СП классифицируют по:
назначению: универсальные (предназначаются для пакетирования грузов широкой номенклатуры) и специальные (для пакетирования определенных грузов);
эксплуатации: многооборотные (длительного, многократного использования) и разовые (предназначены для разового использования);
конструкции: несущие (воспринимают нагрузку от груза при подъемно-транспортных операциях) и скрепляющие (предназначены только для скрепления груза в пакете);
характеру работы: жесткие (из элементов, не меняющих форму и размеры в процессе обращения), полужесткие (состоящие из жестких и гибких элементов) и гибкие (из эластичных элементов);
исполнению: разборные (конструкция позволяет разобрать их на отдельные части и вновь собрать), неразборные и складные (конструкция позволяет сложить их для сокращения объема при возвращении в пункт погрузки).
В соответствии с ГОСТ 21391-75 применяют следующие СП:
поддоны, имеющие площадку для укладки груза, с надстройками или без них, предназначенные для механизированного перемещения штучных грузов:
пакетирующие кассеты — специализированные несущие многооборотные, состоящие из рам или обоймы;
пакетирующие стропы — многооборотные несущие, состоящие из жестких и (или) гибких элементов;
пакетирующие сетки — гибкие многооборотные для крепления пакета груза на поддоне или без него;
обвязки — скрепляющие СП полужесткой или гибкой конструкции; пакетирующие пленки — скрепляющие разовые СП, плотно облегающие транспортный пакет.
При пакетных перевозках хрупких штучных грузов в элементах СП должны предусматриваться амортизирующие устройства, обеспечивающие сохранность груза не только в случаях развала пакета, но и от действия монотонных динамических нагрузок при высоких скоростях движения поездов, а также ударных при производстве погрузочно-разгрузочных работ. Наиболее опасны вертикальные динамические нагрузки, возникающие при резонансе (совпадении частот собственных колебаний груза и подвижного состава), поэтому амортизирующие устройства размещают в местах соприкосновения груза с опорной поверхностью кассеты или поддона, а также полом вагона.
Средства пакетирования и специализированные контейнеры для перевозки хрупких штучных грузов показаны на рис. 12.1 — 12.15, а их параметры приведены соответственно в табл 12.1 и 12.2.

Таблица 12.1
Параметры пакетов для перевозки хрупких штучных грузов

 
Таблица 12.2
Параметры специализированных контейнеров для перевозки хрупких штучных грузов


Рис. 12.1. Пакет огнеупоров

Пакеты силикатного кирпича
Рис. 12.3. Пакеты силикатного кирпича организаций-разработчиков :
а — «Мяннику» Эстонской ССР; б — Леноргстрой; в — Оргтехстрой
Рис. 12.2. Пакеты глиняного кирпича (разработчик «Главленстройматериалы»)


Рис. 12.4. Пакеты плиток:
а — керамических; б — цементно-мозаичных

Рис. 12.7. Контейнер для огнеупоров: а - СК-Ш-1; б - КШМК-5М

Рис. 12.5. Пакет керамических трубок («Рокай»)
Рис. 12.6. Пакет асбестоцементных листов

Контейнер CK-III-1 изготовляется из металла, имеет форму усеченной пирамиды и состоит из двух разъемных частей: корпуса и днища-поддона (см. рис. 12.7, а). Верхняя крышка корпуса, покрытая изнутри эластичной прокладкой, плотно прожимает пакет с огнеупорами и в сочетании со ступенчатыми замками обеспечивает их надежное крепление при перевозке и погрузочно-разгрузочных работах. Для застропки и подъема контейнера на корпусе предусмотрены четыре петли, поддон также снабжен четырьмя цапфами для застропки крюком и проемами для захода вил погрузчика. На складах хранения груженые контейнеры штабелируются в два яруса. В полувагоне и на платформе устанавливается 18 контейнеров. В порожнем состоянии колпаки контейнеров вставляются один в другой по 5 шт., поддоны формируются в отдельные пакеты.
Контейнер КШМК-5М представляет собой сварной металлический каркас с деревянной обшивкой (см. рис. 12.7,б). Контейнер загружается огнеупорами вручную через верхний люк, закрываемый съемной крышкой. Днище контейнера может отделяться и использоваться в качестве поддона для пакета огнеупоров. Шарниры в стенках позволяют перевозить контейнеры в сложенном состоянии. В верхней части контейнера расположены четыре петли для запирания груженого контейнера. Для подъема пакета из порожних контейнеров имеются четыре петли на нижней широкой металлической обвязке. В полувагоне и на платформе устанавливают 12 груженых или соответственно 70 и 126 порожних контейнеров.
Контейнер КГИ-2,5 изготовляется из металла и дерева в виде прямоугольного параллелепипеда. Три стенки шарнирно соединены с днищем, а четвертая стенка для удобства погрузки и выгрузки огнеупоров съемная:
Контейнер ВНИИЧермета представляет собой деревянно-металлическую конструкцию с разъемными днищами (поддонами) и корпусом. Корпус контейнера выполнен в виде усеченной пирамиды, что лучше сохраняет огнеупоры при погрузочно-разгрузочных операциях.
Контейнер КСС-2,85 представляет сборно-разборную конструкцию из металла и дерева, состоит из днища (поддона), двух торцовых и двух боковых стенок, съемной крышки. Стенки  контейнера шарнирно соединены с днищем, что позволяет складывать контейнер в пакет в порожнем состоянии, объем контейнера уменьшается при этом в 2 раза. Листовое стекло загружается в контейнеры без предварительной упаковки, поэтому для обеспечения сохранности стекла пол и боковые стенки контейнера покрываются резиновыми полосами (амортизаторами). От смещения листы стекла при транспортировке удерживаются одной из боковых стенок, которая с помощью винтового устройства плотно прижимается к торцам листов. Застропка контейнера при переработке краном происходит за четыре петли; возможно также применение погрузчика, для захода вил которого на днище контейнера приварены швеллеры.
Контейнер ПКС-2,85 (см. рис. 12.8, а) изготовляется из металла и дерева, имеет форму усеченной пирамиды. Торцовые стенки контейнера жестко соединены с крышей и днищем, боковые стенки съемные. Внутри контейнера в середине закреплена деревянная пирамидальная опора, к которой с обеих сторон устанавливаются наклонно листы стекла и с помощью винтов в боковых стенках прижимаются к ней двумя продольными досками. Для предохранения стекла от повреждений и смягчения ударов пол контейнера покрыт резиновыми прокладками, пирамида и внутренние стороны прижимных досок покрыты войлоком.
Контейнер CK-VIII-2 (см. рис. 12.8, б) изготовляется полностью из металла, имеет форму прямоугольного параллелепипеда и состоит из двух частей: корпуса с двумя двустворчатыми дверями, закрывающимися клиновыми замками, и поддона с пирамидальной стойкой, вставляемого внутрь корпуса. Поддон с боков огражден бортиками, которые вместе с откидными передвижными опорами удерживают листы стекла от продольного смещения. Кроме того, контейнер оборудован накладками, которые прижимают пакеты стекла к стойке.

Рис. 12.8. Контейнер для листового стекла: а - ПКС-2,85; б - CK-VIII-2


Рис. 12.9. Контейнер КСП-4,6 для стеклопрофилита

Рис. 12.10. Контейнер для асбестоцементных листов:
а — УВ, СВ; б — ВО; в - плоских

Контейнер для асбестоцементных труб
Рис. 12.11. Контейнер для асбестоцементных труб СТ-7

Загружают стекло сразу после выхода листов с технологической линии непосредственно на поддон, отделенный от корпуса контейнера. Это дает возможность сократить перегрузочные операции и парк контейнеров. Груженый контейнер может перегружаться краном или вилочным погрузчиком. На платформе устанавливается 21 контейнер.
Контейнер КСП-4,6 для стеклопрофилита (см. рис. 12.9) представляет собой жесткую металлическую конструкцию, состоящую из открытого контейнера (поддона) и четырех кассет, вставляемых в контейнер. Контейнер (поддон) состоит из нижней рамы и решетчатых торцовых стенок, оборудованных устройствами для соединения контейнеров между собой при погрузке в два яруса, а также для крепления кассет в контейнеры. Кассета выполнена в виде сварного металлического каркаса с деревянной обшивкой и четырехстворчатой крышкой. Для предохранения стеклопрофилита от повреждений внутренняя поверхность кассеты и прижимные доски оклеивают войлоком. Груженые кассеты, закрытые крышкой, устанавливаются в контейнер и скрепляются между собой. На платформе устанавливается 12 контейнеров (два ряда по три контейнера в два яруса).
Контейнер-кассета (СКШ) для крупноразмерного шифера представляет собой разъемную конструкцию, состоящую из двух металлических складывающихся рамок, надеваемых с торцов стопы шифера и стягиваемых между собой продольными тягами. Рамки выполнены в виде двух вертикальных стоек из уголковой стали, соединенных шарнирно с нижним основанием. Рамки защищают торцы стоп от повреждений. Вверху стойки скрепляются между собой поперечиной. На верхних полках вертикальных стоек с торцов приварены бортики для предотвращения сдвигов контейнеров, погруженных во второй ярус. Для застропки контейнеров краном имеются четыре грузовые петли—по две на каждой рамке. Стопы шифера пакетируются после выхода с технологической линии без дополнительной перекладки листов и хранятся на складе готовой продукции в два-три яруса. Перевозятся контейнеры в полувагонах и на платформах по 24 шт. в два яруса. Выгружают шифер из контейнеров целыми стопами без перекладки листов, что способствует лучшей их сохранности. В порожнем состоянии контейнеры складываются в пакет, для пакетирования используются рамки контейнеров. Комплект контейнеров на вагон (24 контейнера) формируется в два пакета.
Контейнер для шифера ВО изготовляется из металла; состоит из двух жестких полукоробок, надеваемых на торцы стоп и соединяемых между собой гибкими продольными тягами с натяжным устройством. Стопа шифера опирается на два деревянных бруска, закрепленных на нижних основаниях полукоробок. В полувагоне размещается 56 контейнеров.
Контейнер-кассета СТ-8 (см. рис. 12.10) представляет собой конструкцию из двух отдельных металлических рамок, изготовленных из швеллеров и полосовой стали. Рамки надеваются на стопу, уложенную горизонтально на две подкладки, после чего с помощью винтового устройства выбираются зазоры между листами и поперечиной. Всего в полувагоне устанавливается 15 контейнеров. В порожнем состоянии рамки складываются в пакет и обвязываются проволокой.

Контейнер-кассета для крупноформатных листов УВ, СВ состоит из двух жестких металлических рамок, соединенных между собой тросом или цепью с замком. На каждой рамке расположены две грузовые петли, которые одновременно являются упорами для предотвращения сдвига кассет с шифером, погруженных во второй ярус в продольном и поперечном направлениях. С целью предотвращения повреждения грузовых петель при соударении вагонов по торцам кассет приварены упоры-бортики. При формировании пакета на каждую стопу шифера, установленную на подкладки, надеваются с торцов рамки и стягиваются тягами. Контейнеры перевозятся в полувагонах в два яруса в количестве 24 шт. Порожние контейнеры укладывают стопами и увязывают проволокой.
Контейнер-кассета КТ-5 имеет вид открытых коробок, состоящих из двух несущих оснований и двух стоек, шарнирно соединенных между собой; шарниры позволяют кассете складываться только в одном направлении. В рабочем положении от складывания кассеты удерживаются фиксаторами. Кассеты в контейнеры соединяются между собой тросом или цепью. Для предохранения торцов труб от повреждений при транспортировке кассета КТ-5 имеет складывающуюся металлическую стенку. Несущее основание контейнера диафрагменного типа собирается из двух листов, серег и горизонтальных петель. Стойки трубчатого сечения. Трубы в кассету укладывают с помощью кондуктора, позволяющего формировать прямоугольный штабель размерами 1290 х 1330 мм. На выровненные торцы труб надевают кассеты, соединяют стяжкой, после чего краном контейнер с трубами вынимается из кондуктора и перемещается к месту складирования или погрузки. В полувагоне и на платформе размещается 12—16 контейнеров (в зависимости от диаметра труб) в комплекте с двумя контейнерами для муфт. Контейнер для муфт представляет собой жесткий металлический открытый сверху ящик, имеющий фиксаторы, инвентарные стяжки для крепления в вагоне.
После выгрузки труб порожние кассеты складываются в контейнеры из-под муфт, в двух контейнерах размещается полностью вагонный комплект порожних кассет.
Koнтeйнеp-кассета СТ-7 для перевозки четырехметровых труб представляет собой металлический каркас, состоящий из двух рам (верхней и нижней), которые соединяются шарнирно двумя жесткими боковыми рамами (см. рис. 12.11). Для удержания труб от сдвигов в продольном направлении служат торцовые щиты, присоединяемые к нижней и верхней (съемной) перемычке рам с помощью тяг, пальцев и цепей. Муфты укладывают в металлические ящики. Перед загрузкой порожний контейнер устанавливают в специальный кондуктор, верхние поперечные перемычки убирают, торцовые щиты укладывают на площадку. После укладки последнего ряда труб поперечные съемные перемычки контейнера соединяют с боковыми, торцовые щиты устанавливают в вертикальное положение с помощью тяг и соединяют с верхней рамой контейнера. В полувагоне и на платформе размещаются 12—16 контейнеров в два яруса, в третьем ярусе укладывают ящики с муфтами.


Рис. 12.12. Контейнер для медицинского стекла СКМС-1
Рис. 12.13. Контейнер Промтрансниипроекта для газобетона



Рис. 12.14. Контейнер НИИЖТа для газобетона


Рис. 12.15. Контейнер типа Азери для дренажных трубок

Контейнер СКМС-1 (см. рис. 12.12) имеет форму прямоугольного параллелепипеда, конструкция его жесткая, неразборная, деревометаллическая. Три верхние доски передней стенки съемные.
Контейнер для перевозки газобетона, разработанный ПромтрансНИИ- проектом (см. рис. 12.13), металлический, имеет форму поддона со стойками, съемной бортоснасткой и заградительной сеткой. Съемная бортоснастка состоит из откидывающихся бортов, рамы и поворотного вала с серьгой. Борта оборудованы замками для жесткою крепления к стойкам поддона. На верхнем и нижнем концах стоек имеются устройства для объединения контейнеров в блоки. В раме поддона сделаны пазы для ввода вил погрузчика. При транспортировке газобетона по железной дороге контейнер сверху покрывается заградительной сеткой.
Контейнер для перевозки газобетона, разработанный НИИЖТом, состоит из металлического поддона, двух продольных и двух торцовых бортов, соединенных шарнирно (см. рис. 12.14). Вверху по периметру газобетонные блоки в контейнере охватываются поясом и прижимаются подкладками с помощью грузовых петель, закрепленных на болтах. Натяжение цепей фиксируется в накладках стопорными устройствами. При складировании груженых контейнеров в несколько ярусов опорные выступы поддона верхнего яруса входят в гнезда на поясе и накладки нижнего контейнера. На платформе контейнеры с газобетоном размещаются длинной стороной поперек вагона в один ряд по ширине, в два яруса по высоте (всего 12 контейнеров). Пять порожних контейнеров в сложенном виде вмешаются в шестой контейнер между торцовыми бортами, находящимися в рабочем положении (продольные борта складываются). Один вагонный комплект (12 контейнеров) размещается в двух контейнерах.
Контейнер-кассета типа Азери (см. рис. 12.15) представляет собой сборно-разборную конструкцию из двух металлических рамок трапециевидной формы, скрепленных между собой вверху и внизу четырьмя соединительными цепями с запорными скобами. Рамки изготовлены из уголковой стали. В контейнер вмещается до 900 труб диаметром 45 мм.
Контейнеры-кассеты с дренажными трубками перевозятся на платформах в один ярус по 34—35 шт. и в полувагонах в два яруса по 63—64 шт.