Содержание материала

Для таких расчетов можно пользоваться номограммой (рис. 6.4), по которой достаточно легко определить нагрузки, действующие на защитное покрытие при движении поезда, а также количественные и стоимостные параметры рекомендуемых защитных пленок. По оси абсцисс нанесены значения скорости движения поездов νп и стоимости продукта, расходуемого на один четырехосный полувагон сп, по оси ординат — значения разрушающей силы Т. Рассмотрены случаи погрузки сыпучего груза с «шапкой» трапецеидальной формы (сплошные линии) и с шапкой сегментной формы (пунктирные линии). Высота «шапки» при погрузке груза выше уровня бортов принята от 0,10 до 0,55 м с интервалом 0,15 м.
Слева от оси абсцисс нанесены значения толщины пленки b. Представлены графики зависимости толщины пленки b от разрушающей силы T, т. е. b=f(T).

Рис. 6.4. Номограмма определения стоимости защитной пленки на покрытие одного полувагона сп в зависимости от условий погрузки и вида пленки при различных скоростях движения поезда νп

Графическая зависимость построена для рекомендуемых видов пленок: 1 — из раствора полимера КБЖ; 2 — из остаточных продуктов нефтеперерабатывающей промышленности; 3 — из смеси КБЖ с крекинг-остатком; 4 — из раствора КБЖ; 5 — на основе глицеринового гудрона; 6 — на основе кубовых остатков диметилдиоксана.

В третьем квадранте определяется расход раствора на один вагон в зависимости от высоты погрузки и необходимой толщины пленки. Окончательный результат, т. е. стоимость защитной пленки на один вагон, находится в четвертом квадранте по оси абсцисс.

Пример. Определить расход исходного продукта и стоимость защитной пленки из раствора полимера КБЖ для покрытия сыпучего груза при перевозке его в полувагоне с «шапкой» сегментной формы: Н = 0,55 м, νп = 95 км/ч.
Решение. По оси абсцисс (см. рис. 6.4) находим скорость движения поезда, равную 95 км/ч (точка А), и восстанавливаем перпендикуляр до пересечения с кривой, соответствующей данной высоте и конфигурации погрузки (точка Б). Из точки пересечения проводим линию, параллельную оси абсцисс, которая в пересечении с осью ординат (точка В) определит величину разрушающей силы Т, равную 39 кгс. Продолжаем линию БВ до пересечения с прямой данного вида пленки (точка Г). Проекция точки Г на ось абсцисс (точка Д) определит толщину пленки, равную 2,1 мм. При такой толщине пленки и высоте погрузки 0,55 м расход исходного продукта на один полувагон равен 90 кг (точка Ж, расположенная ниже 0 на оси ординат), а стоимость защитной пленки из раствора полимера КБЖ для одного вагона равна 1,3 руб. (точка К на оси абсцисс справа).

Аналогично можно определить расход исходного продукта (раствора) и стоимость покрытия сыпучего груза в одном полувагоне в случаях применения других видов пленок, а также изменения условий перевозки. Пользуясь номограммой, можно достаточно точно найти требуемый расход исходных продуктов и их стоимость для конкретного бассейна, комбината, шахты или карьера.
Вид защитных покрытий выбирает отправитель в зависимости от расположения сырьевых баз исходных продуктов, на основании техникоэкономических расчетов.