Необходимость перевозки зерна повышенной влажности обычно возникает в период уборки хлебов при недостаточной перерабатывающей способности имеющегося зерносушильного хозяйства. Перевозки эти могут осуществляться только на основе особых распоряжений Министерства заготовок и Министерства путей сообщения СССР.
Для обеспечения сохранности такого зерна при перевозке должны быть приняты особые дополнительные меры, а именно:
- Перевозки организуют преимущественно отправительскими или ступенчатыми маршрутами с тем, чтобы обеспечить ускоренное продвижение до пункта назначения. Возможные участки отгрузки сырого зерна, пункты формирования, распыления и станции назначения маршрутов определяются заранее.
- Вагоны, загруженные влажным зерном, следуют при открытых люках, зарешеченных отправителем. При этом предварительно устанавливается порядок размещения зерна в вагонах, не допускающий его потери от выдувания во время движения поезда.
- В пути следования должен быть установлен особый контроль за сохранностью и состоянием зерна, чтобы не возникло самовозгорание и слеживание его. В связи с этим должны быть заранее определены пункты проверки состояния зерна инспекторами Государственной хлебной инспекции. Эти пункты размещают на станциях, где предусмотрены стоянки поездов по техническому обслуживанию.
- Запрещается оставлять составы с влажным зерном на промежуточных станциях без поездных локомотивов. Для охраны этих поездов заблаговременно извещают работников военизированной охраны.
- Маршрутные перевозки влажного зерна оформляются отдельными накладными на каждый вагон, поскольку возможны отцепки вагонов в пути следования.
- Для усиления внимания работников железных дорог к этим маршрутам отправитель в накладной должен делать отметку «Перевозка на особых условиях; разрешена Министерством заготовок СССР и Министерством путей сообщения».
В верхней части накладной красным цветом наносят пометку «Зерно влажное на просушку».
На досмотровых пунктах Государственной хлебной инспекции обнаруженные в поезде вагоны с техническими неисправностями или с греющимся зерном отцепляют и подают на ближайшие хлебоприемные предприятия, которые должны обеспечивать беспрепятственный прием, разгрузку вагонов и приводят зерно в состояние, обеспечивающее надежное хранение и перевозку.
К перевозке могут быть предъявлены зерновые грузы, зараженные амбарными вредителями. Для переработки такого зерна выделяются карантинные предприятия, для которых установлены особые правила приемки и переработки зерна, реализации продуктов помола и обязательной очистки и дезинсекции вагонов, хлебных щитов и погрузочно- разгрузочных механизмов.
Дезинсекцию вагонов и хлебных щитов после перевозки зараженного зерна проводят средствами организаций хлебопродуктов или средствами железных дорог в порядке, устанавливаемом договорами между управлениями дорог и управлениями хлебопродуктов. После дезинсекции организации хлебопродуктов обязаны выдать станции справку о том, что вагоны и щиты обеззаражены.
Складывать хлебные щиты после перевозки зараженного зерна вместе с другими щитами, а также использовать под погрузку хлебных грузов без предварительной дезинсекции категорически воспрещается.
При введении Государственной инспекцией по карантину растений ограничений на вывоз подкарантинного зерна к перевозочным документам прикладывают карантинный сертификат, который выдают на всю партию зерна, отгружаемого одним отправителем на одну станцию назначения. Прием к перевозке зерна из пунктов и хозяйств, объявленных Государственным ветеринарным надзором неблагополучными по заразным заболеваниям животных, разрешается лишь по предъявлении ветеринарного свидетельства.
Наиболее характерный вид несохранности перевозок хлебных грузов — это так называемые весовые недостачи. Причины их возникновения могут быть разные: неправильное определение массы груза и тары в пункте отправления; течь зерна из-за неисправности кузова вагона; неправильная установка и некачественное закрепление дверных заграждений; неправильное размещение массы зерна в вагоне с нарушением установленной для данной культуры схемы. В некоторых случаях масса может измениться в связи с изменением влажности зерна в процессе транспортирования. Например, возможно уменьшение влажности зерна, когда его перевозят в районы с низкой относительной влажностью воздуха и, наоборот, увеличение влажности зерна при перемещении в районы страны с влажным климатом.
Наиболее частой причиной порчи зернопродуктов при перевозках является загрузка с отступлениями от установленных кондиционных требований по влажности и сорности. В этих условиях зерно выходит из анабиотического состояния, усиливаются дыхательные процессы, повышается температура, происходит постепенное разложение органического вещества в зерне. Самосогревание зерна возможно также при значительной зараженности его вредителями — клещами и долгоносиками.
Таблица 9.5
Распределение обязанностей по обеспечению сохранности перевозок между дорогой и грузовладельцами
Окончание табл. 9.5
Наименование операции | Ответственный за исполнение | Примечание |
| На станции назначения | |
1 Технический и коммерческий осмотры прибывших вагонов. Обработка документов по прибытии, подготовка вагонов к подаче на подъездные пути | Дорога | В соответствии с технологией работы станции. Получатели заранее уведомляются о подаче вагонов |
2 Подача под выгрузку вагонов, прибывших за исправными пломбами без следов течи, хищений | Дорога | При обслуживании подъездного пути локомотивом предприятия вагоны подаются его средствами |
3 Проверка массы, выгрузка. | Получатель | Снятие пломб и проверку массы производят в присутствии приемосдатчика дороги |
4 Оформление коммерческих актов или актов общей формы в случае прибытия вагонов, неисправных в коммерческом отношении, или при наличии следов течи, порчи, хищения | Работники станции совместно с получателем | Коммерческие акты на недостачу, излишки, порчу хлебопродуктов должны рассматриваться совместно руководителями станции и предприятия |
Порча продукта может произойти и при погрузке в недостаточно очищенный, промытый, продезинфицированный вагон, не пригодный для перевозки данного груза. Порчу груза может вызвать длительное нахождение в пути следования из-за нарушения сроков доставки.
Претензии по перевозкам хлебопродуктов предъявляются порядком и в сроки, установленные Правилами перевозок. К железным дорогам претензии и иски за недостачу и порчу хлебных грузов предъявляют в случае прибытия грузов в неисправных вагонах со следующими признаками: наружные заделки стен, пола и крыши вагона; неисправность крыши; неисправность или повреждение дверей, дверных накладок и штырей; забитые снаружи или открытые люки, кроме случаев перевозок с открытыми люками по специальным разрешениям; утечка зерна через щели в кузове и полу вагона, обнаруженная в пути следования или на станции назначения.
Претензии или иски при поступлении груза в неисправном вагоне предъявляют независимо от исправности пломб отправителя. Если ухудшение качества или порча зерна и продукции произошли в пути следования, то об этом должен быть составлен коммерческий акт. Его прикладывают к перевозочным документам.
Выявленные при поступлении грузов в прямом железнодорожном сообщении излишки хлебопродуктов относят за счет отправителя и списывают их в расход как перегруз. Излишки импортных хлебопродуктов зачисляют в доходы предприятия-получателя.
Споры организации хлебопродуктов с органами транспорта и других ведомств по претензиям за недостачи хлебопродуктов сверх норм естественной убыли на сумму свыше 100 руб. рассматриваются органами Государственного арбитража.