Содержание материала

Необходимость перевозки зерна повышенной влажности обычно возникает в период уборки хлебов при недостаточной перерабатывающей способности имеющегося зерносушильного хозяйства. Перевозки эти могут осуществляться только на основе особых распоряжений Министерства заготовок и Министерства путей сообщения СССР.
Для обеспечения сохранности такого зерна при перевозке должны быть приняты особые дополнительные меры, а именно:

  1. Перевозки организуют преимущественно отправительскими или ступенчатыми маршрутами с тем, чтобы обеспечить ускоренное продвижение до пункта назначения. Возможные участки отгрузки сырого зерна, пункты формирования, распыления и станции назначения маршрутов определяются заранее.
  2. Вагоны, загруженные влажным зерном, следуют при открытых люках, зарешеченных отправителем. При этом предварительно устанавливается порядок размещения зерна в вагонах, не допускающий его потери от выдувания во время движения поезда.
  3. В пути следования должен быть установлен особый контроль за сохранностью и состоянием зерна, чтобы не возникло самовозгорание и слеживание его. В связи с этим должны быть заранее определены пункты проверки состояния зерна инспекторами Государственной хлебной инспекции. Эти пункты размещают на станциях, где предусмотрены стоянки поездов по техническому обслуживанию.
  4. Запрещается оставлять составы с влажным зерном на промежуточных станциях без поездных локомотивов. Для охраны этих поездов заблаговременно извещают работников военизированной охраны.
  5. Маршрутные перевозки влажного зерна оформляются отдельными накладными на каждый вагон, поскольку возможны отцепки вагонов в пути следования.
  6. Для усиления внимания работников железных дорог к этим маршрутам отправитель в накладной должен делать отметку «Перевозка на особых условиях; разрешена Министерством заготовок СССР и Министерством путей сообщения».

В верхней части накладной красным цветом наносят пометку «Зерно влажное на просушку».
На досмотровых пунктах Государственной хлебной инспекции обнаруженные в поезде вагоны с техническими неисправностями или с греющимся зерном отцепляют и подают на ближайшие хлебоприемные предприятия, которые должны обеспечивать беспрепятственный прием, разгрузку вагонов и приводят зерно в состояние, обеспечивающее надежное хранение и перевозку.
К перевозке могут быть предъявлены зерновые грузы, зараженные амбарными вредителями. Для переработки такого зерна выделяются карантинные предприятия, для которых установлены особые правила приемки и переработки зерна, реализации продуктов помола и обязательной очистки и дезинсекции вагонов, хлебных щитов и погрузочно- разгрузочных механизмов.
Дезинсекцию вагонов и хлебных щитов после перевозки зараженного зерна проводят средствами организаций хлебопродуктов или средствами железных дорог в порядке, устанавливаемом договорами между управлениями дорог и управлениями хлебопродуктов. После дезинсекции организации хлебопродуктов обязаны выдать станции справку о том, что вагоны и щиты обеззаражены.
Складывать хлебные щиты после перевозки зараженного зерна вместе с другими щитами, а также использовать под погрузку хлебных грузов без предварительной дезинсекции категорически воспрещается.
При введении Государственной инспекцией по карантину растений ограничений на вывоз подкарантинного зерна к перевозочным документам прикладывают карантинный сертификат, который выдают на всю партию зерна, отгружаемого одним отправителем на одну станцию назначения. Прием к перевозке зерна из пунктов и хозяйств, объявленных Государственным ветеринарным надзором неблагополучными по заразным заболеваниям животных, разрешается лишь по предъявлении ветеринарного свидетельства.
Наиболее характерный вид несохранности перевозок хлебных грузов — это так называемые весовые недостачи. Причины их возникновения могут быть разные: неправильное определение массы груза и тары в пункте отправления; течь зерна из-за неисправности кузова вагона; неправильная установка и некачественное закрепление дверных заграждений; неправильное размещение массы зерна в вагоне с нарушением установленной для данной культуры схемы. В некоторых случаях масса может измениться в связи с изменением влажности зерна в процессе транспортирования. Например, возможно уменьшение влажности зерна, когда его перевозят в районы с низкой относительной влажностью воздуха и, наоборот, увеличение влажности зерна при перемещении в районы страны с влажным климатом.
Наиболее частой причиной порчи зернопродуктов при перевозках является загрузка с отступлениями от установленных кондиционных требований по влажности и сорности. В этих условиях зерно выходит из анабиотического состояния, усиливаются дыхательные процессы, повышается температура, происходит постепенное разложение органического вещества в зерне. Самосогревание зерна возможно также при значительной зараженности его вредителями — клещами и долгоносиками.

Таблица 9.5
Распределение обязанностей по обеспечению сохранности перевозок между дорогой и грузовладельцами

Окончание табл. 9.5


Наименование операции

Ответственный за исполнение

Примечание

 

На станции назначения

1 Технический и коммерческий осмотры прибывших вагонов. Обработка документов по прибытии, подготовка вагонов к подаче на подъездные пути

Дорога

В соответствии с технологией работы станции. Получатели заранее уведомляются о подаче вагонов

2 Подача под выгрузку вагонов, прибывших за исправными пломбами без следов течи, хищений

Дорога

При обслуживании подъездного пути локомотивом предприятия вагоны подаются его средствами

3 Проверка массы, выгрузка.
Возврат исправных хлебных щитов

Получатель

Снятие пломб и проверку массы производят в присутствии приемосдатчика дороги

4 Оформление коммерческих актов или актов общей формы в случае прибытия вагонов, неисправных в коммерческом отношении, или при наличии следов течи, порчи, хищения

Работники станции совместно с получателем

Коммерческие акты на недостачу, излишки, порчу хлебопродуктов должны рассматриваться совместно руководителями станции и предприятия

Порча продукта может произойти и при погрузке в недостаточно очищенный, промытый, продезинфицированный вагон, не пригодный для перевозки данного груза. Порчу груза может вызвать длительное нахождение в пути следования из-за нарушения сроков доставки.
Претензии по перевозкам хлебопродуктов предъявляются порядком и в сроки, установленные Правилами перевозок. К железным дорогам претензии и иски за недостачу и порчу хлебных грузов предъявляют в случае прибытия грузов в неисправных вагонах со следующими признаками: наружные заделки стен, пола и крыши вагона; неисправность крыши; неисправность или повреждение дверей, дверных накладок и штырей; забитые снаружи или открытые люки, кроме случаев перевозок с открытыми люками по специальным разрешениям; утечка зерна через щели в кузове и полу вагона, обнаруженная в пути следования или на станции назначения.
Претензии или иски при поступлении груза в неисправном вагоне предъявляют независимо от исправности пломб отправителя. Если ухудшение качества или порча зерна и продукции произошли в пути следования, то об этом должен быть составлен коммерческий акт. Его прикладывают к перевозочным документам.
Выявленные при поступлении грузов в прямом железнодорожном сообщении излишки хлебопродуктов относят за счет отправителя и списывают их в расход как перегруз. Излишки импортных хлебопродуктов зачисляют в доходы предприятия-получателя.
Споры организации хлебопродуктов с органами транспорта и других ведомств по претензиям за недостачи хлебопродуктов сверх норм естественной убыли на сумму свыше 100 руб. рассматриваются органами Государственного арбитража.