Содержание материала

СПОСОБЫ УПЛОТНЕНИЯ ЗАЗОРОВ КУЗОВА ВАГОНА
7.1. ОПЫТ УПЛОТНЕНИЯ ЗАЗОРОВ КУЗОВА ВАГОНА
На Соколовско-Сарбайском горно-обогатительном комбинате для устранения щелей в местах прилегания крышек к хребтовой балке полувагонов наваривают по всей длине вагона металлические полосы шириной 80 см. Конструкторское бюро Абагурской аглофабрики предложило перекрывать зазоры в местах прилегания крышек люков к раме (по периметру) транспортерной лентой шириной 276 мм, прикрепленной болтами. Оба способа частично предотвращают утрату груза от просыпания.
Заслуживает внимания разработанный научно-исследовательской лабораторией Свердловской дороги способ ремонта крытых вагонов с помощью мастик на основе клеевых синтетических материалов, выпускаемых отечественной промышленностью.
Для ремонта вагонов, тщательного и надежного уплотнения щелей и зазоров их кузовов перед погрузкой сыпучих грузов можно использовать полимерные материалы. Применение полимеров значительно сокращает сроки простоя вагонов перед погрузкой сыпучего груза. Кроме того, для ремонта не требуется громоздкого и стационарного оборудования: небольшая переносная аппаратура может быть размещена на период работ в самом вагоне или в непосредственной близости от него.
Современные способы применения полимерных материалов для ремонта грузовых вагонов:
заделки щелей и трещин с помощью рулонных, листовых и пленочных материалов, при этом широко используются пластики на основе фенолоформальдегидных смол с наполнителями: древесным гипоном, фанерой или различными сортами упаковочной бумаги (для вагонов с деревянной обшивкой);
применение паст и мастик;
уплотнение с помощью связующего и длинноволокнистых наполнителей.
НИИЖТ рекомендует использовать дешевые и массовые остаточные продукты химической промышленности (битуминозные материалы, глицериновый гудрон, кубовые остатки синтетических жирных кислот, отходы целлюлозно-бумажной промышленности и талловый пек) в качестве исходных веществ для получения уплотнителей.
Уплотнительные материалы приготовляют и наносят на щели и зазоры кузова полувагона перед погрузкой с помощью специальной установки.

Таблица 7.1
Рецептура мастик для ремонта крытых вагонов

*1 Керосиновый контакт Петрова.
*2 Параформ.
*3 Гипериз.
*4 Полиэтиленполиамин.
*5 Дибутилфталат.
*6 100%-ный раствор нефтената кобальта в стироле.
Таблица 7.2
Рецептура уплотнительных материалов

Технология производства глинисто-битумной пасты заключается в следующем. Предварительно очищенную от мусора глину загружают в бункер, растворяют водой по рецептуре, приведенной в табл. 7.2 и выдерживают 1—2 сут. до набухания эмульгирующих частиц и оседания песка. По мере надобности из бункера глинистое тесто при температуре 80 °C загружают в барабан пастосмесителя и перемешивают до полной однородности в течение 1—2 мин. В глинистое тесто при непрерывном вращении лопастей смесителя поочередно вводят битум и воду, 15 — 20 мин перемешивают, затем готовую пасту выгружают в резервуар и во избежание высыхания заливают водой. По мере надобности пасту подают в шнековый питатель по гибкому шлангу при температуре 40 — 50 оС и выдавливают на щели кузова через наконечник площадью сечения 7х75 мм. После затвердения паста образует прочную эластичную ленту, которая предохраняет груз от просыпания при транспортировке.
Процесс приготовления и нанесения пасты на основе таллового пека аналогичен описанному выше.
Для уплотнения щелей кузова одного полувагона требуется глинистобитумной пасты 60 кг или сульфитных щелоков и сульфат-лигнита соответственно 40 и 50 кг или смеси на основе глицеринового гудрона с жирными кислотами 60 — 70 кг. Время, затрачиваемое на уплотнение кузова вагона, составляет 3 — 5 мин. Эти уплотнители не загрязняют подвижной состав, но при выгрузке разрушаются массой высыпающегося груза. Поэтому НИИЖТ продолжил изыскания новых уплотнительных материалов.
С целью снижения расходов по уплотнению кузова вагонов и сокращения попадания инородных примесей в перевозимый груз была изучена возможность использования самого перевозимого груза как наполнителя, а в качестве связующего — сульфитно-спиртовой барды, концентратов сульфитно-дрожжевой бражки, жидкое стекло калиевое, крепитель ГТФ, которые при выгрузке легко разрушаются.
Крепители ГТФ широко применяются в литейном производстве в качестве связующего в формовочных и стержневых смесях. Жидкое стекло используется в фасадных красках и в качестве красителя грунтов, фундаментов. Наиболее целесообразно применять в качестве связующего отходы целлюлозно-бумажного производства. Это даст возможность использовать один и тот же продукт для приготовления защитных пленок для предупреждения выдувания груза и для герметизации кузова вагона.
Достаточными прочностными характеристиками обладают уплотнительные материалы, в которых в качестве связующего используется КБЖ 20 %-ной концентрации. Наполнителем может служить перевозимый груз размером фракций от 0 до 6 мм. При этом отсев мелких частиц недопустим.