Допускается перевозка хлебных грузов в крытых вагонах всех типов: с объемом кузова 90 и 106 м3, ограждением дверных проемов съемными хлебными щитами и в вагонах с увеличенным объемом кузова 120 м3 и самоуплотняющимися дверями.
Часть вагонов с объемом кузова 120 м3 выпускают с уширенным дверным проемом — размером в свету 3973 х 2300 мм.
Четырехосные крытые вагоны с объемом кузова 120 м3, оборудованные гофрированными самоуплотняющимися цельнометаллическими дверями. Алтайский вагоностроительный завод выпускает с 1963 г. (рис. 9.1). Это позволяет перевозить зерно насыпью без хлебных щитов. Крыша вагона цельнометаллическая, в ней четыре загрузочных люка диаметром 400 мм каждый.
Таблица 9.2
Деление зерновых культур на классы
Таблица 9.3
Качественные показатели остальных зерновых и некоторых зернобобовых культур
Продолжение табл. 9.3
Целевое назначение и наименование культуры | Влажность, %, не более | Засоренность, %, | ГОСТ | |
сорной примесью | зерновой примесью | |||
Горох | 16,0 | 5,0 | 15,0 |
|
Вика | 17,0 | 5,0 | 15,0 | 7067-74 |
Сорго | 15,0 | 5,0 | 15,0 | 8759-74 |
Нут | 16,0 | 3,0 | 15,0 | 8758-76 |
Для крахмало-паточной промышленности
Кукуруза в зерне | 15,0 | 3,0 | 7,0 | 13634-68 |
Сорго | 15,0 | 3,0 | 7,0 | 8759-74 |
Длz фуражных целей | ||||
Ячмень | 15,5 | 4,0 | 5,0 | 16470 - 70 |
Овес | 15,5 | 5,0 | 15,0 | 12770-73 |
Для переработки на солод и пивоварения | ||||
Рожь | 15,5 | 2,0 | 4,0 | 16991-71 |
Ячмень: |
|
|
|
|
на солод | 15,5 | 2,0 | 3,0 | 7510-70 |
на пивоварение | 15,0/15,5 | 1,0/2,0 | 3,0/5,0 | 5060-67 |
I кл/II кл |
|
|
|
|
Овес | 16,0 | 2,0 | 3,0 | 7757-71 |
Просо | 15,0 | 4,0 | 4,0 | 22983-78 |
* Данные взяты из справочника по качеству зерна и продуктов его переработки Составители Б. М. Машков, В. Т. Тевосян. М., Колос, 1971. 328 с.
Влажность приведена максимальная для зерна средней сухости; засоренность — для зерна средней чистоты.
Таблица 9.4
Состояние зернобобовых и семян масличных культур, перевозимых насыпью
Продолжение табл. 9.4
Примечание. Семена мака, кунжута, сурепицы перевозят только в мешках.
Рис. 9.1. Крытый четырехосный вагон с самоуплотняющейся дверью с объемом кузова 120 м3
Люки оборудованы запорными устройствами, которые можно открывать только изнутри вагона с помощью специальной штанги. Боковые люки оборудованы вентиляционными решетками. Увеличенный дверной проем у этих вагонов дает возможность более широко использовать механизмы при выполнении погрузочно- разгрузочных операций. Вагоны с самоуплотняющимися дверями специализируют для перевозки хлебных грузов. Их можно использовать для перевозки продовольственных грузов, товаров народного потребления и других, не загрязняющих подвижной состав, только в период снижения размеров перевозок зерна или при следовании под погрузку зерна в порожнем состоянии.
Для перевозки зерна, комбикормов, отрубей, масличных семян, сахара-сырца и других сыпучих грузов, не загрязняющих подвижной состав, будут широко использоваться крытые хопперы-зерновозы грузоподъемностью 65 т, объемом кузова 93 м3 тара 22 т, длина по осям автосцепок 14,72 м. На крыше четыре загрузочных, а в нижней части кузова шесть разгрузочных люков. Торцовые стены хоппера наклонены под углом 40 — 45°. Время разгрузки одного хоппера не более 5 — 6 мин.
Для бестарной перевозки муки предусматриваются специализированные цистерны. Котел цистерны состоит из двух секций с наклоном к середине под углом 6 градусов к горизонту. Каждая секция имеет сверху три загрузочных люка. Грузоподъемность цистерны 55 т. Цистерну разгружают сжатым воздухом под давлением 2 кгс/см2. Производительность разгрузки 50 т/ч, дальность подачи муки 50 м на высоту 25 м.