Техническое содержание и поверку весоизмерительных приборов, а также контроль за правильной эксплуатацией весов на сети дорог осуществляют органы ведомственного метрологического надзора МПС. Контролирует деятельность органов надзора за весоизмерительными приборами на сети дорог Главное грузовое управление МПС.
Техническое руководство и контроль за состоянием весоизмерительных приборов на железной дороге возложено на старшего ревизора весового хозяйства грузовой службы, а в отделении дороги — на ревизора-инструктора грузового отдела.
На отделениях дорог организуются весовые участки, границы которых устанавливаются начальником отделения дороги исходя из объемов основных видов ремонтно-поверочных работ. Объем работы одного весового участка должен быть от 800 до 1000 чел.-дней в год. Участок, обслуживаемый ревизором-инструктором, включает два или несколько весовых участков. При этом протяженность ревизорского участка должна быть не более 1500 км, а объем основных видов ремонтно-поверочных работ этого участка должен быть не менее 1800 чел.-дней, но не более 3000 чел.-дней в год.
Все работы на весовом участке выполняются весовой бригадой (5—6 слесарей). Руководит ею наиболее квалифицированный слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, являющийся и непосредственным исполнителем работ на вверенном ему участке.
На весовом участке каждой весовой бригаде предоставляются специально оборудованный вагон-весовая мастерская (а на крупных узлах — стационарная весовая мастерская), контрольно-весовая платформа или весоповерочный вагон. Вагоны-весовые мастерские и стационарные весовые мастерские подлежат обязательной регистрации в органах Госстандарта СССР.
Для государственной поверки и клеймения образцовых весоизмерительных приборов и гирь 3-го разряда, находящихся в стационарных и передвижных весовых мастерских, в ведении грузовой службы находится специально оборудованный вагон-весоизмерительная лаборатория. Последняя должна иметь регистрационное удостоверение, а контрольновесовые платформы и весоповерочные вагоны — свидетельства органов Госстандарта СССР.
Весоизмерительные приборы приобретаются и размещаются по станциям и предприятиям Министерства путей сообщения в количестве, необходимом для обеспечения нормальной работы станций и предприятий в соответствии с «Инструкцией по проектированию станций и узлов на железных дорогах Союза ССР» (ВСН 56-78).
Каждый весоизмерительный прибор должен иметь технический паспорт установленной формы и порядковый номер, причем нумерация устанавливается с отличительным подразделением для вагонных, врезных и передвижных весов:
В целях обеспечения правильного взвешивания грузов МПС принимает на метрологический надзор исправные весоизмерительные приборы отправителей и получателей грузов, предназначенные для расчетов с потребителями и имеющие действующие государственные поверительные клейма.
Типы весов | Железнодорожные | Приписные |
Вагонные | С 1 по 300 | С 01 по 0300 |
Врезные | 301-400 | 0301-0400 |
Передвижные | 401-1000 |
|
Нумерация принятых на обслуживание приписных передвижных и элеваторных (ковшовых) весов устанавливается грузовой службой управления дороги. Порядковый номер весов обозначается на металлической пластинке размером 80х100 мм, прикрепляемой к шкафу промежуточного механизма или колонке весов. На пластинке, помимо номера, должны быть указаны наименование дороги, максимальная нагрузка весов, отношение плеч рычагов, наименование и число гирь при весах.
Правильность определения массы груза зависит от исправности весоизмерительных приборов, а также правильного пользования ими. Приемосдатчики грузов обязаны содержать весы и гири в образцовой чистоте и порядке, периодически поверять весы согласно «Должностной инструкции приемосдатчику груза».
Уход за весами и гирями, принятыми на метрологическое обслуживание железной дорогой, и содержание их в чистоте лежит на обязанности владельца весов. Ответственность за невыполнение правил содержания весоизмерительных приборов, принадлежащих железной дороге, а также за порядок взвешивания грузов несет заместитель начальника станции по коммерческой работе, а там, где его нет,— начальник станции. Ответственность за правильность содержания, ухода и порядок взвешивания грузов на весах, принятых на метрологическое обслуживание железной дорогой, несет владелец весов.
Все весоизмерительные приборы, применяемые для взвешивания грузов, перевозимых по железным дорогам, относятся к группе весов, предназначенных для «расчетов с потребителями» (ГОСТ 8.002—71) и подлежат: государственной поверке и клеймению, осуществляемыми органами Госстандарта СССР;
плановой периодической осмотр-поверке, выполняемой органами ведомственного надзора МПС, а также дополнительной ревизионной поверке силами ведомственного надзора того министерства и ведомства, которому принадлежат весоизмерительные приборы.