Загруженные крытые вагоны (в том числе изотермические) и цистерны должны быть опломбированы: пломбами железной дороги, когда груз погружен железной дорогой; пломбами грузоотправителя, когда груз погружен отправителем.
Навешиваемые на вагоны и контейнеры пломбы по своей конструкции не должны допускать снятия их с вагона (контейнера) без нарушения целостности конструкции пломбы.
Без пломб, но с обязательным наложением проволочных закруток допускается перевозка грузов, перечисленных в приложении к разделу 5 Правил перевозок грузов. Перевозка в вагонах (цистернах) без пломб грузов, следующих на экспорт через пограничные станции, не допускается.
В случаях, предусмотренных Правилами перевозок отдельных видов грузов, пломбируются также и порожние вагоны после выгрузки этих грузов. Перед пломбированием обе дверные накладки вагона укрепляются закрутками из отожженной проволоки длиной 250—260 мм, диаметром 4—6 мм (при перевозке грузов за пломбами) или диаметром 2 — 6 мм (при перевозке грузов без пломб). Закруткой должны быть охвачены дверная накладка и ушко стойки вагона, после чего проволока закручивается (концами вверх) вплотную к ушкам стойки таким образом, чтобы было невозможно снять ее без инструмента.
Для закручивания проволоки применяется державка с двумя отверстиями диаметром 7—10 мм и расстоянием между ними 35 мм; до его начала на оба конца проволоки надевается предохранительная металлическая пластина.
Укрепление дверных накладок проволочными закрутками производится железной дорогой или отправителем в зависимости от того, чьими средствами был погружен груз.
Пломбы навешиваются:
на дверях крытых вагонов — с каждой стороны вагона по одной пломбе;
у изотермических вагонов — на дверях с каждой стороны вагона по одной пломбе; у ледников с пристенными карманами пломбируются также льдозагрузочные люки, а у ледников с потолочными баками — вентиляционные люки;
на крышке люка цистерны — по одной пломбе, за исключением случаев, когда особый порядок пломбирования предусмотрен Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах.
Для пломбирования вагонов применяются свинцовые пломбы с камерой или с двумя параллельными отверстиями, полиэтиленовые пломбы с камерой, с навеской их на термически обработанной (отожженной) проволоке по ГОСТ 3282 — 74 диаметром 0,6—0,7 мм, а также полиэтиленовые пломбы с эластичным лепестком, изготовленные в соответствии с Техническими условиями.
Проволока, применяемая для навешивания свинцовых пломб, предварительно скручивается в две нити из расчета четырех витков на каждые 10 мм длины. Свинцовые пломбы с двумя параллельными отверстиями навешивают на вагоны в следующем порядке. Сначала через каждое отверстие пломбы продевают один из концов отрезка пломбировочной проволоки. Свободный длинный конец проволоки пропускают в два оборота сквозь ушки дверной накладки двери вагона, а затем через одно и другое отверстие пломбы. После этого пломба зажимается тисками.
При навешивании свинцовых пломб с камерой концы проволоки пропускают через входные отверстия пломбы, скручивают в два-три витка, и витки втягивают в камеру пломбы с последующим зажимом пломбы тисками.
При навешивании полиэтиленовых пломб с камерой концы проволоки пропускают через входные отверстия пломбы, затем эти концы скручивают между собой двумя витками следующим образом: первый конец проволоки закручивается вокруг второго, а затем второй — вокруг первого (в последовательном порядке). После этого образовавшийся узел втягивается до упора в камеру пломбы, и пломба зажимается пломбировочными тисками.
При пломбировании вагонов образуемая между ушками дверной накладки вагона и пломбой петля из проволоки должна быть длиной не более 45 мм, а при пломбировании крышки колпака цистерны и контейнеров — не более 25 мм. Концы проволоки должны выходить из пломбы на 10—15 мм.
Для пломбирования крытых вагонов и вагонов-ледников, кроме того, может применяться полиэтиленовая пломба с эластичным лепестком, с помощью которого пломбу навешивают на вагон. Внутри корпуса пломбы имеется глухая камера и металлическая армировка в виде скобы. Вместе с пломбой отливается эластичный лепесток, на конце которого имеются пазы. При пломбировании вагонов этой пломбой лепесток со стороны стены вагона продевают в ушко дверной стойки и накладки и изгибают так, чтобы головка его плотно вошла в камеру корпуса пломбы до упора, после чего пломба зажимается тисками.
Оттиски с обеих сторон пломбы должны быть четкими и ясными, а проволока (эластичный лепесток) надежно зажата в корпусе пломбы. После сжатия тисками каждая пломба должна быть тщательно осмотрена и в случае обнаружения дефектов (например неясность знаков, срез знаков и т. п.) заменена другой пломбой. Расстояние между рабочими поверхностями плашек пломбировочных тисков после сжатия пломбы должно составлять 2 мм.
Пломбы, навешиваемые на вагон (контейнер), должны иметь следующие знаки при пломбировании пломбировочными тисками:
железной дороги — наименование станции, сокращенное наименование дороги, контрольные знаки, номер тисков;
грузоотправителя — наименование отправителя и станции, сокращенное наименование дороги, номер тисков.
Грузоотправитель может предусматривать нанесение на его пломбах контрольных знаков, которые содержат одно буквенное и три цифровых обозначения; нумерация последних от 001 до 999 (например, Β012). Пломбы, навешиваемые на один и тот же вагон (контейнер), должны иметь одинаковые контрольные знаки. Пломбирование разных вагонов (контейнеров) пломбами с одинаковыми контрольными знаками в течение данных суток не допускается. При наличии контрольных знаков на пломбировочных тисках отправителя вагоны (контейнеры) могут пломбироваться отправителем и без изменения контрольных знаков.
Отправление со станций погрузки вагонов и контейнеров с неясными оттисками установленных знаков на пломбах, а также с неправильно навешенными пломбами запрещается. При вскрытии вагона (контейнера) для проверки груза на станции отправления должен присутствовать представитель отправителя, который по окончании проверки должен вновь навесить пломбы.
О результатах проверки составляется акт общей формы с участием представителя отправителя.
Порядок хранения и пользования пломбировочными тисками устанавливает: на станциях — начальник станции; у грузоотправителя, транспортно-экспедиционной организации, не входящей в систему МПС, — руководитель указанного предприятия (организации, учреждения). Получатели, где выгрузка происходит своими средствами, обязаны возвращать железной дороге снятые с вагонов и контейнеров использованные свинцовые пломбы. Железная дорога оплачивает стоимость возвращаемых пломб по ценам, установленным для лома свинца.
Изготовление пломбировочных тисков для грузоотправителей и транспортно-экспедиционной организации, не входящей в систему МПС, выполняет железная дорога. Порядок оформления заказов на изготовление и переделку тисков, а также учета изготовленных дорогой тисков устанавливает МПС.
Знаки, наносимые пломбировочными тисками на пломбы отправителя и транспортно-экспедиционной организации, не входящей в систему МПС, устанавливаются этими организациями по согласованию с начальником грузового отдела отделения дороги отправления груза.
Загруженные универсальные контейнеры пломбируют пломбами отправителя, а контейнеры с домашними вещами, предъявляемые к перевозке граждана1ми, а также загруженные сельскохозяйственной продукцией, пломбируют в присутствии отправителя пломбами железной дороги, а при транспортно-экспедиционном обслуживании грузоотправителей средствами организации, не входящей в систему МПС, — пломбами транспортно-экспедиционной организации.
Для пломбирования универсальных контейнеров применяются свинцовые пломбы с камерой или двумя параллельными отверстиями, полиэтиленовые пломбы с камерой, с навеской их на термически обработанной (отожженной) проволоке диаметром 0,6 — 0,7 мм ГОСТ 3282-74.
Пломбы навешивают На запорные устройства универсальных контейнеров массой брутто:
3 и 5 т (замок шпингалетного типа) — по одной пломбе на рукоятку, вставленную в скобу (рис. 2.1, а) и укрепленную закруткой из отожженной стальной проволоки диаметром 4 мм, длиной 240 — 250 мм.
Рис. 2.1. Проволочная закрутка и пломба на правой створке двери контейнеров массой брутто 3 и 5 т:
а — с замком шпингалетного типа; 1 — проволочная закрутка; 2 — пломба; 3 — скоба; 4 — рукоятка; б —с замком кулачкового типа; 1 — проволочная закрутка; 2 —пломба; 3 — рукоятка; 4 — защелка
Проволока пропускается через горизонтально расположенные отверстия скобы над рукояткой (см. рис. 2.1,а) и закручивается вверх до конца: 3 и 5 т (замок кулачкового типа) — по одной пломбе на закрытую защелкой рукоятку правой створки двери (рис. 2.1,6 и 2.2). Проволока пропускается через два отверстия в правой части рукоятки и правое отверстие защелки (в закрытом положении) и закручивается вверх до конца (см. рис. 2.1,6);
10, 20 т и более — по одной пломбе на закрытую защелкой рукоятку, расположенную с левой стороны правой створки двери (рис. 2.3). Проволока пропускается через отверстия рукоятки и защелки (в закрытом положении) и закручивается с правой стороны вниз до конца (см. рис. 2.3).
Рис. 2.2. Проволочная закрутка и пломба контейнера УУК-5:
1 — скоба; 2 —рукоятка; 3 — отверстия для пломбирования; 4 — отверстия для закрутки; 5 — штанга
Рис. 2.3. Проволочная закрутка и пломба:
а — на контейнере УУК-20; 1— скоба; 2 — отверстия для пломбирования и закрутки; 3 — рукоятка; 4 — штанга;
б — на контейнере массой брутто 10, 20 и 30 т; 1— защелка; 2 — рукоятка; 3 - проволочная закрутка; 4 — пломба
Порядок ввода проволочной навески в отверстия свинцовых и камеру полиэтиленовых пломб и закрепления ее в пломбах пломбировочными тисками аналогичен порядку, предусмотренному Правилами перевозок грузов при навешивании свинцовых и полиэтиленовых пломб на вагоны.
Во Всесоюзном научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) создана конструкция ленточной самозамыкающейся полимерной пломбы, которая состоит из двух основных частей — ленты и замыкающей муфты. На концах ленты находятся защелки с упругими зубьями и упорами, фиксирующими положение защелок в муфте. У одного из концов ленты расположена квадратная площадка для нанесения на нее контрольных знаков пломбировочными тисками.
Замыкающая муфта жестко соединена с лентой и служит для замыкания концов последней в единое неразъемное кольцо. Она изготовлена из прозрачного полимерного материала, что дает возможность визуально контролировать положение и состояние сцепленных зубьев ленты.
Пломбирование вагонов самозамыкающимися пломбами включает две операции: предварительное нанесение оттиска на пломбу (в помещении приемосдатчика) с помощью пломбировочных тисков (при этом площадку пломбы располагают симметрично относительно плашек тисков для получения четкого оттиска без среза) и непосредственное навешивание пломбы на вагон, которое заключается в следующем. Свободный конец муфты пломбы с зубом продевают через совмещенные отверстия дверного пробоя и закидки; при этом оттиск с контрольными знаками на площадке пломбы должен располагаться с наружной стороны. После этого вводят конец ленты с зубом в открытую часть канала замыкающей муфты и легким нажимом, продвигая конец ленты в муфту до упора, защелкивают зубья пломбы.
Опытная эксплуатация самозамыкающихся пломб ВНИИЖТа. впервые на сети дорог проведенная на Московско-Рижском отделении Московской дороги, показала, что их применение значительно упрощает процесс пломбирования, облегчает условия и повышает производительность труда приемосдатчиков, особенно в зимнее время.
Усовершенствованная конструкция пломбировочных тисков эксцентрикового типа с контрольными знаками разработана ВНИИЖТом совместно с Винницкими дорожными механическими мастерскими Юго-Западной дороги. Эти тиски достаточно просты по конструкции. Они состоят из верхнего и нижнего рычагов с рукоятками, шарнирно соединенных между собой фигурной щекой. На верхнем рычаге выполнен эксцентрик из инструментальной стали У8, с помощью которого усилие передается на нижний, снабженный пуансоном рычаг и пломбу. Фигурная щека имеет пуансон с прорезью, в которой размещены контрольные знаки, выгравированные на четырех барабанчиках, установленных в щеке.
Тиски небольшой массы (1,3 кг), технологичны в изготовлении (основные детали штампуются). В конструкции усовершенствованных тисков применены: фиксатор пломбы (в процессе пломбирования), ограничитель высоты сжатия пломбы, постоянные переключатели контрольных знаков, одновременно служащие и наружными указателями последних.
Технология пломбирования вагонов и контейнеров с применением указанных пломбировочных тисков следующая. Вначале с помощью переключателей на барабанах набирают необходимые контрольные знаки. В фиксируемых положениях переключатели указывают на знаки-дублеры, набитые на наружной поверхности щеки, аналогичные установленным переводным знакам. Между пуансонами вставляется пломба, которая сжимается до упора нижнего рычага в треугольный выступ — ограничитель на верхнем рычаге тисков.
Усовершенствованная система пломбирования, основанная на применении ленточной самозамыкающейся полимерной пломбы и улучшенной конструкции эксцентриковых пломбировочных тисков, значительно упрощает технологию пломбирования, способствует повышению сохранности грузов, перевозимых по железным дорогам.