Перед запуском дизеля следует проверять заправку баков топливом, маслом и водой.
Заправка топливом летом производится дизельным топливом марки ДЛ, зимой — дизельным топливом марки ДЗ. При заправке баков следует пользоваться чистой посудой, предназначенной только для этой цели (ведро, воронка с сетчатым фильтром). Заливают топливо через двойное шелковое полотно, а если его нет, через сукно или фланель, положив их ворсистой стороной вверх. Лучше заливать топливо в баки за несколько часов до работы, чтобы оно успело отстояться. В топливные баки не должна попадать вода или механические примеси. Перед заправкой сетку заливной горловины бака нужно снять и очистить от грязи. Во время работы двигателя баки должны быть всегда закрыты.
Заправка маслом в летнее время производится авиационным маслом марки МК-22 или МС-20, зимой — авиационном маслом МС-14. Масло заливают обязательно через сетчатый фильтр. При температуре окружающего воздуха +5°С в бак заливают только горячее масло (температура его примерно 80°С). Заполнять бак нужно не более чем на 80% его емкости (около 50 л масла). Регулятор топливного насоса заливают смесью из 50% дизельного топлива и 50% масла МС-14.
Напряжение на аккумуляторах проверяют по вольтамперметру (оно не должно быть ниже 23 в; нормальное напряжение 24 в). Затем проверяют крепление проводов к электростартерам и аккумуляторам.
Перед пуском дизель-генератора в начале работы необходимо:
а) осмотреть узлы крепления дизель-генератора, его вспомогательные агрегаты, пусковые устройства, устранить все обнаруженные неисправности, убедиться в отсутствии посторонних предметов около открытых вращающихся частей;
б) проверить наличие охлаждающей жидкости, масла и топлива в системах;
в) убедиться в отсутствии течи в топливной системе и системах смазки и охлаждения, при необходимости подтянуть гайки, зажимы, хомуты на дюритовых шлангах и др.;
г) включить выключатель батарей и проверить по вольтамперметру напряжение на клеммах аккумуляторных батарей. Номинальное напряжение аккумуляторных батарей № 1 —24 в, допускаемое — до 23 в. Номинальное напряжение аккумуляторных батарей № 2 — 75 в, допускаемое — до 70 в;
д) убедиться в отсутствии воздуха в топливной системе. В случае необходимости — выпустить воздух, поддерживая давление масла маслозакачивающим насосом в главной магистрали не менее 2 кГ/см2, отвернув пробку объединенного выпуска воздуха. При этом также необходимо создать топливопрокачивающим насосом давление топлива — 1—1,5 кГ/см2, но не более 2 кГ/см2.
е) убедиться в том, что запорный вентиль масляного бака открыт и вентилятор охлаждения выключен. Поставить рукоятку контроллера машиниста в нулевое, а рукоятку реверсора в нейтральное положение.
Запуск дизеля производят в такой последовательности: включают рубильник аккумуляторной батареи;
открывают ключом кнопочный выключатель поста;
нажимают кнопку «Управление общее»;
нажимают кнопку «Топливный насос»;
ручным маслопрокачивающим насосом создают в масляной системе дизеля давление 1,5—2 кГ/см2;
дают предупредительный сигнал о пуске дизеля;
включают кнопку «Пуск двигателя» и отпускают ее при первых вспышках в цилиндрах.
При этом нужно следить за давлением масла и кнопку держать включенной до момента, когда давление масла по манометру достигнет 2,5 ат. При пуске дизеля кнопку держат выключенной не более 5 сек и, если дизель не запустился, кнопку выключают, устанавливают причины отсутствия запуска и устраняют их. Нельзя разряжать аккумуляторную батарею повторными пусками. Между каждым повторным пуском следует выдерживать интервал 1—2 мин. Падение напряжения аккумуляторной батареи ниже 55 в требует перезарядки ее на зарядной станции.
После пуска дизеля надо установить минимально устойчивые обороты и на них прогреть дизель. Прогрев дизеля на больших оборотах запрещается, допускается лишь кратковременная (на несколько секунд) проба дизеля на больших оборотах. Дизель считается прогретым, если температура масла на выходе будет 55°С, а воды — 60—65°С. Переходы с одного режима работы на другой осуществляют плавно. Нужно внимательно следить за показаниями приборов на пульте управления машиниста и особенно за давлением масла. Нормальное давление масла при минимальных оборотах дизеля должно быть не менее 2,5 кГ/см2.
После того как дизель начнет работать, необходимо проверить, нет ли течи во всех соединениях трубопроводов топливной, масляной и водяной систем. Проверяют также работу топливного насоса и форсунок (по пульсации топлива в нагнетательных трубках), равномерность работы дизеля (на слух), а также работу компрессора и подачу им воздуха в главные резервуары. Одновременно проверяют работу прямодействующего тормоза (с контролем нажатия тормозных колодок), включение и выключение фрикционной муфты вентилятора. Следует убедиться, что отключатели тяговых электродвигателей, находящиеся в кабине машиниста против высоковольтной камеры, включены и происходит зарядка аккумуляторных батарей. И обязательно нужно спустить конденсат из главных резервуаров.
Запуск дизеля при низких температурах (ниже +5°С) производят после прогрева воды и масла подогревателем ПЖД-600. Для работы зимой систему охлаждения заправляют этиленгликолевыми охлаждающими жидкостями марок «40» или «65» (ГОСТ 159—52). При заправленной антифризом системе охлаждения розжиг подогревателя производят в следующем порядке:
а) проверяют наличие топлива в топливном бачке подогревателя и открывают топливный кран. На щитке управления подогревателя, установленном на дизеле, включают переключатель электродвигателя в положение «Работа» на 10—15 сек. Выключатель электромагнитного клапана должен быть в положении «Продув»;
б) включают свечу накаливания поворотом рукоятки выключателя свечи влево; при этом контрольная спираль на щитке, включенная последовательно со свечой накаливания, должна накалиться до ярко-красного цвета;
в) по истечении 30—60 сек переводят выключатель электромагнитного клапана из положения «Продув» в положение «Работа», а переключатель режима работы электродвигателя в положение «Пуск». Когда пламя в котле начинает гудеть, подогреватель переводят переключателем двигателя в положение «Работа» и отпускают рукоятку выключателя свечи. При температуре окружающего воздуха выше —20°С допускается перевод переключателя режима работы двигателя сразу в положение «Работа», минуя положение «Пуск»;
д) при неудавшемся розжиге подогревателя (отсутствие характерного гула горения) переводят переключатель режима работы двигателя в нейтральное положение, а выключатель - электромагнитного клапана — в положение «Продув». Процесс розжига повторяют. Если подогреватель не удалось разжечь за 2—3 попытки, следует проверить наличие топлива в топливном насосе. Для этого отвертывают нагнетающий топливопровод, выпускают возможные воздушные пробки и при появлении топлива топливопровод привертывают и повторяют розжиг. Если розжиг вновь не удался, необходимо проверить распыл — подачу топлива в камеру сгорания и накал свечи.
После розжига подогревателя производят прогрев дизеля. Запускать дизель можно при температуре охлаждающей жидкости и масла не ниже 35—40°С.
Для прекращения работы подогревателя нужно перекрыть подачу топлива в камеру сгорания, переведя выключатель электромагнитного клапана в положение «Продув». По истечении 1—2 мин работы электродвигателя без горения в котле выключить его переводом переключателя в нейтральное положение. Продувку камеры и газохода подогревателя делают с целью удаления остатков продуктов сгорания и исключения возможного выхлопа газов при последующем пуске. Продувка необходима также и после 2—3 неудачных розжигов подогревателя.
Оптимальную подачу топлива в камеру сгорания во время эксплуатации определяют по равномерному гулу горения и голубоватому цвету выхлопных газов. Появление открытого пламени на выходе газов недопустимо.
Перед остановкой двигателя следует сбавить обороты коленчатого вала до 600—800 об/мин и проработать на них вхолостую, пока двигатель не охладится (температура воды должна быть 55—70°С). Нельзя останавливать сразу горячий двигатель, так как это может вызвать недопустимое повышение температуры. Для остановки двигателя следует медленно переводить рукоятку подачи топлива в положение прекращения подачи.
При установившемся тепловом режиме дизель-генераторной установки и номинальной нагрузке приборы должны показывать напряжение 400 в, ток 360 а, частоту его 50 гц; давление масла в главной магистрали 6—10,5 кГ/см2; температуру воды и масла 75—90°С (максимально допустимая температура масла 100°С, охлаждающей жидкости 95°С).
Амперметр зарядного генератора должен показывать зарядку. При заряженных аккумуляторных батареях ток зарядки равен 15—20 а, а при большой разрядке доходит до 43 а.
Для уменьшения выброса несгоревшей смеси масла и топлива из выпускного трубопровода при малых нагрузках следует температуру масла и охлаждающей жидкости поддерживать ближе к верхним рекомендуемым пределам, независимо от температуры окружающего воздуха, а также не допускать работу дизель- генераторной установки на малых нагрузках (менее 40% номинальной мощности).
С целью очистки выпускного тракта дизеля от несгоревшего топлива, масла и смол рекомендуется периодически (через 2—3 ч работы с малыми нагрузками) прогревать дизель работой при 100—110%-ной нагрузке в течение 1—2 ч) при этом температуру охлаждающей жидкости и масла в системах поддерживают в пределах 100—105°С.
В случае перегрева дизель-генераторной установки, ненормальных стуков и шумов или искрения контактных колец генераторов необходимо снять нагрузку, остановить дизель и устранить причины неисправности.
Немедленная остановка дизеля требуется при:
падении давления масла ниже 5 кГ/см2 (не дожидаясь срабатывания устройства остановки);
стуках в дизеле;
увеличении вибрации всей дизель-генераторной установки;
«вое» стартера (после запуска дизеля шестерня стартера не вышла из зацепления с венцом маховика);
сильной течи масла, топлива и охлаждающей жидкости из системы.
При резком скачке температуры охлаждающей жидкости и масла выше верхних пределов следует снять нагрузку и, работая на режиме 1200—1300 об/мин, охладить дизель, остановить его, а затем установить причины повышения температуры и устранить их.
Для остановки генераторов необходимо отключить нагрузку и перевести регулирование напряжения с автоматического на ручное, затем постепенно увеличить сопротивление регулятора возбуждения, чтобы понизить напряжение на генераторе и остановить первичный двигатель.
В процессе эксплуатации генераторов необходимо следить за чистотой их и особенно обмоток контактных колец, коллекторов и питающих проводов. В машину не должны попадать вода и масло. Периодически, не реже одного раза в месяц, следует останавливать машину, продувать и прочищать ее.
Надо постоянно контролировать работу щеток. Допускаемая минимальная высота щеток после их износа должна быть не менее 18 мм, иначе они должны быть заменены новыми. Радикальное биение контактных колец не должно превышать 0,04 мм, коллектора — 0,03 мм. Если миканитовые прокладки между коллекторными пластинами в результате износа коллектора начнут выступать над поверхностью, коллектор необходимо продорожить на глубину 1 мм.
Один раз в год генератор следует разбирать, очищать от пыли и грязи, промывать подшипники и заменять смазку.
Электрические машины, подготовляя к работе, осматривают через открытые смотровые люки.
Поверхности якоря, полюсов, шин и других элементов должны быть чистыми, хорошо изолированными, не иметь следов масла, влаги, а шины надежно соединены.
Нужно регулярно проверять состояние коллекторов, щеток щеткодержателей (и их крепление на кронштейнах), бандажей и петушков. Коллекторы всех электрических машин должны иметь гладкую полированную поверхность без цветов побежалости, задиров и следов нагара. Коллектор может быть коричневым. Этот цвет не следует путать с цветом побежалости, который является следствием перегрева коллектора. Темные следы от щеток на рабочей поверхности коллекторов не допускаются и должны удаляться продувкой и промывкой чистой тряпочкой, смоченной в бензине.
После очистки коллекторы продувают сжатым воздухом. Следует обратить особое внимание на чистоту и глубину продорожки изоляции между коллекторными пластинами, при необходимости производят продороживание коллектора. Запрещается производить очистку коллекторов наждачной шкуркой, напильником и прижимать шкурку рукой. Щетки должны свободно перемещаться в своих обоймах и не иметь люфта. Рабочая поверхность щеток должна быть гладкой, без трещин и отколов, а высота щеток — обеспечивать, соответствующее нажатие. Новые щетки должны быть притерты к коллектору. Следует проверять состояние и крепление кронштейнов щеткодержателей, наплывы меди и поджоги, особенно в щеточных гнездах, зачищать или заменять эти детали.
При осмотре машин необходимо проверить надежность крепления контактов силовых проводов во всех доступных местах, а также надежность укладки и бандажировки кабелей в колодках, состояние полюсов и их соединение и крепление в корпусе. Следует убедиться в отсутствии повреждений изоляции и изоляторов, которые должны быть чистыми и не иметь трещин.
После осмотра электрических машин смотровые люки нужно закрыть, убедившись предварительно, что внутри электрических машин нет посторонних предметов (гаечных ключей, отверток и др.).
Электрическая аппаратура высоковольтной камеры требует проверки надежности крепления всех катушек сопротивлений и особенно чистоты блокировочных контактов всех реле и контакторов. Контакторы с подгарами необходимо зачистить. Все скользящие контакты реверсора и контакторов покрывают тонким слоем технического вазелина.
Работу контроллера проверяют, включив рубильник аккумуляторной батареи. Затем осматривают контактные пальцы, ножи и ламели, чтобы убедиться в отсутствии слабины, пригаров и т. д., и проверяют исправность освещения машины.
При наличии воздуха в системе проверяют работу реверсора. Если воздуха нет, запускают дизель и накачивают воздух в главный резервуар, но самую проверку производят при остановленном дизеле. Если электрические части влажные, их необходимо протереть чистой салфеткой и продуть сжатым сухим воздухом.
Обязательно проверять состояние аккумуляторных батарей: уровень электролита в каждой банке должен быть на 15 мм выше предохранительного щитка. При пониженном уровне нужно добавить в отдельные банки чистую дистиллированную воду, если плотность электролита повышена. Опасно применять дистиллированную воду, полученную в железных холодильниках или хранившуюся в железных банках, так как в ней всегда содержится примесь железа, которая может вывести батарею из строя. Выводные клеммы и наконечники должны быть покрыты тонким слоем технического вазелина. Категорически запрещается соединять между собой зажимы батареи для испытания на «искру». Нормальное напряжение батареи должно быть не ниже 55 в. Осматривая всю ходовую часть машины, следует обратить особое внимание на состояние поверхностей по кругу катания колесных пар, которые должны удовлетворять всем требованиям ПТЭ. При наличии масла на поверхности катания бандаж необходимо протереть насухо. Далее нужно осмотреть брезентовые рукава для подвода воздуха к тяговым электродвигателям и их крепление.
Проверяют также и болты крепления моторно-осевых подшипников и кожухов зубчатой передачи. По контрольной пробке можно убедиться в наличии смазки в кожухах. При необходимости следует добавить осерненную смазку и закрепить верхнюю и нижнюю пробки. Затем осматривают подвешивание тяговых электродвигателей и проверяют крепление силовых кабелей. И, наконец, проверяют состояние прямодействующего тормоза, звукового сигнала, песочниц, стеклоочистителя, привода реверсора и электропневматического сервомотора управления дизелем на всех положениях рукоятки контроллера машиниста.