Содержание материала

Применение самоходных снегоуборочных машин для механизированной уборки снега зимой и засорителей летом со станционных путей осуществляют по утвержденному сетевому графику с учетом обеспечения бесперебойной работы станции. Интенсивное использование машин на станциях в течение смены позволяет до минимума сократить потребность в рабочей силе, чем достигается высокий уровень механизации снегоуборочных работ, резко повышается производительность труда и сокращаются общие расходы.
Снегоуборочные работы на каждой станции должны вестись без нарушения графика движения поездов и маневровой работы. Поэтому снегоуборочные машины, как правило, занимают станционные пути, освобождающиеся на небольшое время при маневрах от подвижного состава. В исключительно трудных метеорологических условиях пути преднамеренно освобождают от подвижного состава для проведения снегоуборочных работ по специальному графику.                       
Организация работы снегоуборочных машин на станциях —  общее дело всех служб транспорта и в первую очередь движенцев, путейцев. В современных условиях комплексную механизацию осуществляют по единому технологическому процессу эксплуатации станционных путей под руководством начальника станции. Этот принцип обеспечивает высокоэффективное использование самоходных снегоуборочных машин на уборке снега со стрелочных переводов, горловин и станционных путей и способствует бесперебойному движению поездов в сильные снегопады и метели.
Руководитель работ по уборке путей от снега связывается по радиостанции, имеющейся на машине, с диспетчером и ведет работы по мере предоставления путей. Для освобождения путей допускается передвигать отдельно стоящие вагоны или сцепы вагонов. Уборку снега и мусора по всей ширине захвата производят, как правило, за один проход. Причем летом включают боковые щетки на крыльях, а зимой работают как с боковыми щетками, так и без них с опущенными крыльями. При слое убираемого снега выше 50 см работу производят за два прохода. Первый проход с закрытыми крыльями, второй — с открытыми крыльями и работающими боковыми щетками. При уборке снега или мусора работой транспортера-накопителя управляет автомат контроля загрузки,· который включает или выключает транспортер в зависимости от веса материала, погруженного на ленту транспортера.
При полной загрузке кузова транспортер-накопитель автоматически останавливается, одновременно подается сигнал в кабину машиниста. Предусмотрена также возможность ручного управления транспортером.                                                                                  
Разгрузку машины производят, как правило, в специально отведенных местах. Управление процессом выгрузки может производиться из любой кабины управления.
Возможна также работа машины с выгрузкой материала из заранее загруженной машины на ходу или с одновременной уборкой и выгрузкой.
При уборке снега или мусора необходимо так выбирать режим работы (глубину очищаемого слоя снега, скорость передвижения и пр.), чтобы наиболее полно использовать мощность дизель-генераторной установки, так как длительная работа дизеля
на частичном режиме не рекомендуется, и в то же время не допускать ее перегрузки. 
Контроль загрузки дизеля осуществляют по приборам. Суммарная мощность, снимаемая с дизель-генератора при длительном режиме, не должна превышать 200 кВт для СМ-4 и 300 кВт для СМ-3. Мощность можно определить по показаниям амперметров и вольтметров цепей переменного и постоянного тока. При работе следует наблюдать также за показаниями частотомера п тахометра. Самопроизвольное уменьшение числа оборотов дизеля и частоты переменного тока свидетельствует о перегрузке дизеля. В этом случае для введения в нормальный режим работы следует уменьшить скорость передвижения машины или закрыть крылья и выключить боковые щетки.
Эксплуатационные условия механизированной уборки снега на горловинах и в парках совершенно разные. Требования к этим участкам станции также неодинаковые. На горловинах, играющих главную роль в обеспечении нормальной работы станций, снег необходимо убирать в первую очередь. При таких противоречивых требованиях обойтись снегоуборочной машиной одного типа нельзя. Секционной машиной затруднительно выполнять первоочередную уборку снега на горловинах из-за большой ее длины. При уборке же такой машиной горловинных концов путей последовательно при сквозной уборке снега в, парках процесс очистки горловин затягивается. Несвоевременная уборка снега с горловин становится препятствием для нормального движения поездов.
Следовательно, для комплексной механизации снегоуборочных работ на узлах и крупных станциях в условиях интенсивного движения поездов целесообразно применять два типа снегоуборочных машин: секционную — для уборки снега в парках, и одновагонную — на горловинах, причем работать они могут совместно и раздельно.
При комплексной механизации снегоуборочных работ важное значение имеет способ передвижения снегоуборочных машин. По сравнению со снегоуборочными машинами, перемещаемыми локомотивами, самоходные снегоуборщики эффективнее на 25—30%. Применение самоходных машин позволяет до 30% снизить непроизводительные простои снегоуборщиков, возникающие из-за несвоевременной подачи для них локомотивов. Уменьшается металлоемкость на единицу убираемого снега, капитальные вложения и эксплуатационные расходы.                                 
Важную роль в практике рационального использования снегоуборочных машин играет оперативный план очистки и уборки снега на станции, согласованный с графиком поездной и маневровой работы станции.
Как показал опыт, несвоевременная очистка и уборка снега на станциях затрудняют движение поездов и маневровую работу, в результате чего возможность выполнения грузовых операций резко снижается и, как следствие этого, увеличивается время оборота вагонов.