Содержание материала

Глава IV
СНЕГОУБОРОЧНАЯ МАШИНА КОНСТРУКЦИИ ЦУМЗ

Устройство машины

Снегопогрузочная машина конструкции ЦУМЗ предназначена для очистки станционных путей от снега и погрузки его на подвижной состав. В отличие от снегоуборочных машин других типов машина ЦУМЗ может грузить снег не только в специальные полувагоны, находящиеся сзади машин, но и в открытый подвижной состав, расположенный на соседнем пути, а также в отвал.
Машина ЦУМЗ (рис. 36) состоит из ходовой рамы, двух двухосных тележек, двух крыльев 8, продольного 2 и поворотного 3 транспортеров, цепного привода, подрезного ножа 7, двигателя 1 с коробкой передач, цепной передачи, льдоскалывателя 6 и будки с пультом управления.
Передняя часть рамы наклонного продольного транспортера 2 крепится шарнирно и вместе с ножом и крыльями поднимается в транспортное положение вверх пневматическим цилиндром 9 с рычажной системой. Оба транспортера приводятся в движение от двигателя внутреннего сгорания 1 цепными передачами. Задний транспортер опирается на поворотную пяту и может поворачиваться пневматическим цилиндром 5 поперек пути в любую сторону. Для изменения угла наклона к горизонту поворотного транспортера служит винтовой подкос 4.
Движение транспортеров не зависит от скорости передвижения машины. Это делает машину ЦУМЗ более маневровой и эффективной, чем другие снегоуборочные машины.
Ходовая рама машины сварной конструкции состоит из двух продольных боковых швеллеров, связанных поперечными швеллерами. По торцам рамы продольные швеллеры соединены буферным брусом, оборудованным автосцепкой. Рама опирается на две грузовые двухосные тележки Даймонда.
Снегопогрузочная машина ЦУМЗ
Рис. 36. Снегопогрузочная машина ЦУМЗ:
1 — двигатель; 2 — продольный транспортер; 3 — поворотный транспортер; 4 — подкос; 5 — цилиндр; 6 — льдоскалыватель; 7 — подрезной нож; 8 — боковые крылья; 9 — цилиндр; 10 — цилиндр подъема

В кабине управления установлен пульт с пятью кранами управления пневматическими цилиндрами машины и двигатель внутреннего сгорания с коробкой скоростей для привода транспортеров.
Продольный транспортер (рис. 37), расположенный наклонно, состоит из верхнего ведущего 5 со звездочками 6 и нижнего натяжного 1 валов, ленты с тяговыми цепями 4, подъемной передней части 2, рамы 3 и направляющего щитка 7. Продольный транспортер передает заброшенный на него снег и лед на задний поворотный транспортер. Рама продольного транспортера приварена к каркасу машины. Вдоль средней части рамы проложены три швеллера, по которым катятся ролики транспортера, а на кронштейнах установлены шесть промежуточных звездочек 8, поддерживающих ленту транспортера.
Натяжной вал установлен на передней подъемной части транспортера. На валу имеются две звездочки для перемещения тяговых втулочно-роликовых цепей транспортера. Натяжение ленты транспортера осуществляется винтовым устройством.
Лента из прорезиненной ткани соединена с тяговыми цепями специальными скобами, привернутыми болтами к концам поперечных уголков и стальных планок, расположенных поперек транспортера по всей длине ленты. К стальным планкам снизу прикреплены опорные ролики.


Рис. 37. Продольный транспортер:
1 — натяжной вал; 2 — подъемная часть транспортера; 3 — рама; 4 — цепи; 5 — ведущий вал; 6 и 8 — звездочки; 7 — щиток; 9 — ролик ·
Ведущий вал установлен в роликовых подшипниках в верхней части машины. На валу укреплена звездочка 6, которая через цепь передает вращение ведущему валу 5.
Подъемная часть транспортера шарнирно подвешена к кронштейнам рамы и соединена с вертикальными валами крыльев. В подъемной части установлен подрезной нож, опускающийся в рабочем положении на 50 мм ниже головки рельсов. С боков у подрезного ножа установлены щиты, перекрывающие пространство между крыльями и боковыми частями фермы подъемной части.
Подъем и опускание подъемной части транспортера с крыльями и подрезным ножом осуществляются пневматическим цилиндром.
При работе машины подъемный транспортер опирается на два ролика 9, которые катятся по рельсам. В транспортном положении подъемную часть транспортера поднимают и крепят к буферному брусу.
Подрезной нож представляет собой клинообразную металлическую плоскость коробчатого сечения. Он установлен впереди машины. Нож служит продолжением ленты транспортера. К швеллеру и боковым щекам подъемной части транспортера приварена основная часть подрезного ножа толщиной 10 мм, к которой на болтах прикреплены три сменные накладки.                                   
Вырезы для болтов в накладках выполнены овальными, что позволяет регулировать высоту закрепления передней режущей кромки накладного ножа в пределах 30—60 мм ниже головки рельсов.
Между ножом и носовой частью транспортера двумя планками закреплена резиновая лента, предохраняющая снег от просыпания при переходе с ножа на ленту транспортера.
Боковые крылья подвешены двумя петлями на вертикальных валах, которые также петлями прикреплены к вертикальным балкам каркаса машины. Оба боковых крыла машины выполнены из листовой стали коробчатым сечением. Для жесткости они укреплены стальными ребрами. В верхней и нижней частях крыла приварены петли, в отверстия которых вставлен вертикальный вал. Крылья с подкрылками предназначены для подгребания снега с междупутий к подрезному ножу машины. Крылья поднимаются вместе с качающейся частью транспортера пневматическим цилиндром через систему рычагов и тяг. Каждое крыло можно открывать и закрывать самостоятельно от отдельного пневмоцилиндра с качающейся подвеской, установленного непосредственно у крыльев на буферном брусе. Качающаяся подвеска позволила присоединить шток цилиндра прямо к крылу без системы рычагов. Величина открытия каждого крана ограничена цепью, прикрепленной одним концом к скобе крыла, а другим — к кронштейну буферного бруса. Эта цепь воспринимает также давление снега на крыло.
При транспортировке машины крылья закрепляют пальцами, удерживающими их от опускания и разворота.
Льдоскалыватель, шарнирно подвешенный в средней части рамы машины, выполнен в виде наклонной рамы, на опущенном конце которой установлены ролики, опирающиеся на рельсы. Внизу льдоскалывателя укреплены в три ряда зубья для скалывания льда.
Льдоскалыватель опускают и поднимают пневматическим цилиндром, установленным под рамой машины. Сколка льда с пути происходит при движении машины задним ходом, а очистка путей от сколотого льда и его погрузка — при движении вперед, когда  передняя часть продольного транспортера опущена и боковые крылья открыты. В транспортном положении льдоскалыватель закрепляют штырем, вставляемым в отверстие направляющего швеллера.
Поворотный транспортер смонтирован на раме машины и состоит из фермы, поворотной пяты с механизмом поворота, ленты с приводными цепями, ведущего и натяжного валов, натяжных и поддерживающих звездочек.                                                                
Лента, ведущий и натяжной валы с натяжным устройством поворотного транспортера аналогичны по конструкции соответствующим деталям продольного транспортера.
Поворотная пята (рис. 38), на которой транспортер поворачивается в любом направлении вокруг вертикальной оси, состоит из двух основных частей: нижней неподвижной и верхней поворотной. Нижняя часть укреплена непосредственно на раме машины, а верхняя — на опорно-поворотных катках 1.
Вращение ленты поворотного транспортера передается от средней звездочки цепной передачей, размещенной сбоку каркаса машины, на звездочку 2 горизонтального вала нижней неподвижной части пяты. Звездочка 2 через две пары конических шестерен 3 передает крутящий момент с вертикального вала на горизонтальный вал 6 с ведущей звездочкой 4 привода транспортера на конце. Консольная часть поворотного транспортера поддерживается винтовым телескопическим подкосом для его подъема и установки под углом до 14° к горизонту.


Рис. 38. Поворотная пята:                                 
1 — каток; 2 — звездочка горизонтального вала нижней неподвижной оси; 3 — конические шестерни; 4 — ведущая звездочка привода транспортера; 5 — муфта; 6 — горизонтальный вал
Транспортер поворачивают пневматическим цилиндром двойного действия, шток которого шарнирно соединен с зубчатой рейкой, входящей в зацепление с шестерней, закрепленной внизу на вертикальном валу. В верхней части этого вала установлена звездочка, приводящая во вращение цепь, приваренную по окружности диска верхней части поворотной пяты транспортера. При повороте вала верхняя часть пяты поворачивается вместе с транспортером.
Для затормаживания ленты при повороте транспортера служит ленточный тормоз, установленный на вертикальном валу поворотного механизма и приводимый в действие воздушным цилиндром и рычагом, шарнирно соединенным со штоком цилиндра одинарного действия. Рабочая полость цилиндра при помощи находящегося в его крышке золотникового клапана и двух трубок соединена с рабочими полостями воздушного цилиндра поворота поперечного транспортера. При повороте транспортера в поперечное или продольное положение тормоз автоматически выключается.
Торможение поворотного механизма при нейтральном положении ручки крана управления происходит под действием пружины, установленной со стороны, обратной рабочей полости цилиндра.
Привод ленты обоих транспортеров осуществляется от двигателя внутреннего сгорания ЗИЛ-120 приводными цепями, снабженными натяжными звездочками.
С целью более эффективного использования машины ЦУМЗ, т. е. обеспечения уборки снега до верхней постели шпал на станционных путях и стрелочных переводах, ее модернизировали (рис. 39) и оснастили щеточным питателем 2 в носовой части впереди ножа 1. Привод щеточного барабана-питателя и обоих транспортеров машины осуществляется цепными передачами от дизеля 4 ЯМЗ-236 мощностью 180 л. с., установленного взамен двигателя внутреннего сгорания ЗИЛ-120. Питатель поднимается пневматическим цилиндром 3. Кинематическая схема силовой передачи и рабочих органов машины осталась неизменной.
Щеточный питатель представляет собой металлический барабан, на поверхности которого закреплены семь рядов щеток, набранных из отрезков троса. Щетки закреплены болтами в направляющих на барабане.

Снегопогрузочная машина ЦУМЗ с щеточным заборным органом
Рис. 39. Снегопогрузочная машина ЦУМЗ с щеточным заборным органом:
1 — подрезной нож; 2 — щеточный питатель; 3 — цилиндр; 4 — двигатель

Барабан на цапфах укреплен на траверсе. Для подъема траверсы предусмотрен пневматический цилиндр. Во избежание дополнительного .прижатия щеточного питателя к обрабатываемой поверхности, что может вызвать увеличенный износ щеток и перегрузки двигателя, питатель опускается в рабочее положение под действием собственного веса.
Питатель имеет три основных положения: нижнее — рабочее, среднее— при работе с подрезным ножом и верхнее — транспортное. Регулировку заглубления питателя и фиксирование в верхнем и среднем положении осуществляют пневматическим реечным стопором. 
На машине установлен механизм подъема носовой части, позволяющий поднимать раздельно носовую часть транспортера от боковых крыльев.   
В кузове машины перегородка отделяет машинное помещение от кабины механика. Для отопления кабины механика служит воздушный отопитель типа ОВ-65, работающий на дизельном топливе.
Машина оборудована автоматическим и ручным тормозами.

Управление машиной ЦУМЗ

Управление рабочими органами машины пневматическое. В кабине управления на пульте имеется пять кранов для управления цилиндрами раскрытия крыльев, поворота транспортера, включения кулачковых муфт полувагонов, подъема льдоскалывателя и боковых крыльев с ножом и подъемной части наклонного транспортера. Шестой кран управления цилиндром поворота транспортера расположен вблизи поворотной пяты транспортера. При транспортировке снегопогрузочной машины в составе поезда на раме машины предусмотрена пролетная труба.
Кроме кранов управления, на пульте размещены стоп-кран, привод воздушного сигнала и манометр, показывающий давление воздуха в магистрали.
Для регулирования работы двигателя внутреннего сгорания служит ручка управления дроссельной заслонкой, педаль сцепления, рычаг перемены скоростей.
Запуск двигателя можно производить только после тщательной проверки исправности приборов, состояния силовой передачи, наличия смазки в агрегатах, воды в системе охлаждения и топлива в баках. Запуская двигатель, нужно прикрыть воздушную заслонку для обогащения смеси и убедиться, что рычаг переключения скоростей стоит в нейтральном положении. Затем включают зажигание, запускают двигатель стартером или заводной ручкой и прогревают его на минимальных оборотах.
Если вследствие низкой температуры двигатель не заводится, следует обогатить смесь и резко включить сцепление на первую передачу, а затем постепенно увеличивать число оборотов двигателя для перехода на следующую скорость.
При переключении скоростей необходимо выключать сцепление. Переключение скоростей должно быть бесшумным.

Для того чтобы при переходе с низших скоростей на высшие уравнять окружные скорости включаемых шестерен, нужно уменьшить число оборотов первичного вала коробки скоростей, а при переходе с высших скоростей на низшие, наоборот, увеличить число оборотов первичного вала. 
Для остановки двигателя следует выключить зажигание.