Содержание материала

Промежуточные полувагоны конструкции Гавриченко первых выпусков, снабженные деревянными транспортерами, заменены более совершенными полувагонами конструкции Балашенко с транспортерами, оснащенными металлической лентой, и наиболее распространенными полувагонами с перекрывающимися транспортерами конструкции Федотова.

Промежуточный полувагон конструкции Балашенко (рис. 43) представляет собой двухосный полувагон без торцовых стенок, построенный на базе 20-тонной платформы. На боковых швеллерах рамы платформы полувагона установлены вертикальные стойки. Вверху стойки скреплены продольными и поперечными швеллерами и раскосами.
Межбуферное пространство перекрыто переходной площадкой 3 для предотвращения просыпания снега при перемещении его из одного полувагона в другой.
Переходная площадка шарнирно прикреплена к каркасу полувагона. Для более плотного перекрытия полувагонов со стороны возвышения на металлическую площадку накладывается откидной фартук, а межбуферное боковое пространство закрывают боковыми фартуками.
В кузове 8 вагона вместо пола на раме 9 установлен наклонный пластинчатый транспортер 7 с приводом от колесных пар. На раме 9 расположены также переходная площадка 3, боковые щиты 1, привод с редуктором 5, резиновые рукава 4, тормозные устройства 6 и автосцепка 11.
Лента транспортера выполнена из металлических пластин волнистого сечения. При соединении края соседних пластин перекрываются. Для натяжения ленты транспортера служит винтовое устройство.
Промежуточный полувагон конструкции Балашенко
Рис. 43. Промежуточный полувагон конструкции Балашенко:
1 — боковой щит; 2 — ведущий вал; 3 — переходная площадка; 4 — рукав; 5 — редуктор; 6 — тормозное устройство; 7 — транспортер; 8 — кузов; 9 — рама; 10 — ведомый вал; 11 — сцепные приборы

На ведущем валу, установленном в подшипниках качения, жестко посажены две звездочки для привода в движение ленты транспортера.
Ведомый вал транспортера смонтирован на двух подшипниках, которые могут перемещаться при помощи натяжного устройства вместе с валом.
Редуктор полувагона имеет два вала с шестернями и звездочками на консолях. Одна пара шестерен жестко закреплена на ведущем валу. Вторая пара сдвоенных шестерен на ведомом валу перемещается по валу под действием специальной вилки и винта. При перемещении сдвоенной шестерни скорость движения транспортера уменьшается при одном включении в 10, а при противоположном — в 20 раз по сравнению с поступательной скоростью снегоуборочного поезда.
На одном конце вала редуктора размещена муфта, которая при перемещении входит в зацепление с кулачками звездочки, свободно сидящей на этом же валу. При включении она передает вращение от оси колесной пары редуктору. Включается кулачковая муфта со звездочкой пневматическим цилиндром. Неподвижная звездочка на втором валу редуктора передает вращение валу транспортера.

Концевой полувагон (рис. 44) состоит из основной рамы, транспортера 6, ведущего 8 и ведомого 7 валов, привода с редуктором 4, разгружающего щита 3 с рассекателем, лотка 2, отвальных крыльев 1, служебного помещения 9 и пневматического тормозного устройства 5.
Кузов полувагона — сварной с удлиненной в одну сторону рамой. Лента транспортера, ведущий и ведомый валы и привод с редуктором концевого полувагона устроены так же, как и у промежуточных полувагонов. Только длина транспортера несколько меньше.
Разгружающий щит с рассекателем представляет собой два крыла, которые можно устанавливать под углом в одну или в обе стороны полувагона. Это позволяет выгружать снег в одну или одновременно в обе стороны.                                                                                                            
Отвальные крылья — плоские щиты, установленные в хвостовой части полувагона на шарнирах, служат для отвалки снега у мест выгрузки, а также для очистки междупутий.
Величина раскрытия крыльев пневматическими цилиндрами ограничена съемной скобой. Управляют крыльями при помощи трехходовых кранов.


Рис. 44. Концевой полувагон конструкции Балашенко:
1 — отвальное крыло; 2 — лоток; 3 — разгружающий щит; 4 — редуктор; 5 — тормозное устройство; 6 — лента транспортера; 7 — ведомый вал; 8 — ведущий вал; 9 — служебное помещение

Полувагоны конструкции Федотова в принципе аналогичные полувагонам конструкции Балашенко, незначительно отличаются от последних. Так, транспортеры полувагонов конструкции Федотова удлинены и перекрывают один другой, что позволило отказаться от переходных площадок.
Для уменьшения зазора между соседними полувагонами боковые стенки кузова выполнены выступающими вперед за раму полувагона. С этой же целью установлены съемные щиты, которые  прикреплены болтами к передней стойке каркаса и швеллеру рамы транспортера. В стойках кузова предусмотрены запасные отверстия для крепежных болтов. Хвостовая часть рамы транспортера закреплена шарнирно, чем достигается возможность изменения угла наклона транспортера, которое необходимо при погрузке шлака. Рама транспортера концевого полувагона закреплена неподвижно.
Разгрузочное устройство концевого полувагона состоит из среднего и двух боковых щитов и наклонных плоскостей.
Сзади разгрузочного устройства к раме платформы приварены под углом вертикальные листы, а к ним — наклонные листы. Вертикальные листы не дают снегу проникать в заднюю часть вагона, а наклонные листы служат как бы продолжением разгрузочного устройства: по ним снег, не попавший на щиты разгрузочного устройства, сразу же выгружается на путь.


Рис. 45. Пульт управления:
1 и 4 — краны управления левым и правым крыльями; 2 — кран управления ножом; 3 — кран управления муфтами

Управление головной машиной и полувагонами

Управление рабочими органами машины пневматическое. Пульт управления (рис. 45), к которому прикреплены болтами четыре крана, расположен в кабине управления. Крайний левый кран 1 предназначен для управления левым боковым крылом, крайний правый 4 — правым крылом; средний кран 2 слева — подрезным ножом, средний кран 3 справа-—муфтами включения головной машины и полувагонов.
Все краны соединены с трубой, подводящей воздух от магистрали. Каждый кран отдельным трубопроводом связан с воздушным цилиндром. На пульте установлен манометр, показывающий давление воздуха в запасных резервуарах.
Через все полувагоны и головную машину проходят главная магистраль и две другие — к воздушным цилиндрам включения и выключения муфт.
Все краны управления двустороннего действия.
Для фиксирования трех положений пробки: среднего, открытия крыла (подъема ножа, включения муфт) и закрытия крыла (опускания ножа, выключения муфт) на секторе, по которому перемещается рукоятка, сделаны три углубления, а в рукоятке установлен фиксатор, поджимаемый пружиной. При переводе рукоятки в одно из трех положений стержень фиксатора под действием пружины заскакивает в углубление и не допускает самопроизвольного повертывания рукоятки.