Содержание материала

Глава V
СНЕГОУБОРОЧНЫЙ ПОЕЗД КОНСТРУКЦИИ М. Ф. ГАВРИЧЕНКО

Снегоуборочный поезд конструкции Μ. Ф. Гавриченко предназначен для механизированной очистки от снега станционных путей, погрузки его в полувагоны и выгрузки в отвал в отводимых для этого тупиках (в сторону от пути). Поезд Гавриченко, состоящий из головной машины, пяти-шести промежуточных и одного концевого полувагонов, перемещается локомотивом, прицепляемым в хвосте поезда. Головная машина грузит снег в прицепляемые к ней полувагоны. Разгрузка снега осуществляется концевыми полувагонами.
При движении снегоуборочного поезда головной машиной вперед находящийся на пути снег под напором образующегося впереди вала непрерывно переваливается через подрезной нож на первый ленточный транспортер, подается им на второй транспортер и разгружается в промежуточные полувагоны. После загрузки сне гом всех полувагонов снегоуборочный поезд подают для разгрузки.
Погрузку убираемого снега в зависимости от высоты его слоя на пути и плотности регулируют скоростью движения транспортеров полувагонов и углом раскрытия боковых крыльев.
Выгружают снег на ходу через концевой саморазгружающийся полувагон, оборудованный щитами и крыльями для отвалки снега на месте выгрузки. Разгрузочный щит концевого полувагона позволяет выгружать снег на одну или обе стороны пути.
Управление машиной пневматическое. Сжатый воздух поступает от насоса локомотива.

Устройство головной машины

Головная машина конструкции Гавриченко (рис. 40) представляет собой двухосный полувагон с наклонной рамой 7, оборудованный двумя боковыми крыльями 1, подрезным ножом 2 и двумя наклонными транспортерами 4 и 8, перекрывающими один другой. Оба транспортера приводятся во вращение от колесных пар 5 и 9 при движении машины.                
Рама полувагона состоит из нижнего и верхнего поясов, связанных рядом вертикальных стоек и раскосов, образующих каркас машины. В верхней части боковые стойки связаны поясом. На этом обвязочном поясе установлена будка управления с площадкой и основные механизмы машины.
Передняя часть рамы представляет консольную ферму, соединенную с передним буферным брусом и верхним обвязочным поясом угловыми стойками и раскосами. На буферном брусе закреплена автосцепка.

Колесные пары м ашины разных диаметров. Передняя пара с колесами диаметром 750 мм установлена на надрессорной балке, прикрепленной к поперечным швеллерам нижней части рамы. Рессоры каждой стороны колесной пары выполнены из трех вставленных одна в другую пружин и двух пружин тележки Даймонда, скомбинированных со средней пружиной грузовой тележки Фетте.
Задняя пара машины нормального вагонного типа с колесами диаметром 1050 мм.
На осях колесных пар на двух направляющих шпонках посажены разъемные звездочки с кулачковыми муфтами их включения. Каждая муфта вращается вместе с осью и может перемещаться вдоль нее. Включают муфты пневматическим цилиндром при помощи торцовых кулачков, закрепленных на муфте и звездочках.

Передний транспортер имеет ленту из прорезиненной ткани, прикрепленную с боков к двум тяговым цепям 6, которые приводятся в движение двумя звездочками ведущего вала транспортера от передней колесной пары 5 через редуктор и две цепные передачи. Рама переднего транспортера 4 выполнена из передней качающейся части 3, соединенной шарниром с задней неподвижной частью. Ведущий вал транспортера установлен в подшипниках на неподвижной части транспортера, ведомый — на качающейся.
Во избежание провисания ленты транспортера на продольных швеллерах рамы предусмотрены поддерживающие ролики.
Неподвижная часть рамы переднего транспортера состоит из поперечных и приваренных к ним двух продольных швеллеров с уголками, по два с каждой стороны рамы. Ролики между уголками служат опорами для верхней тяговой цепи транспортера. По продольным швеллерам катятся опорные ролики, смонтированные на ленте транспортера. Два верхних поперечных швеллера рамы перед ведущим валом приварены к верхнему поясу машины.

Снегоуборочная машина конструкции Гавриченко
Рис. 40. Снегоуборочная машина конструкции Гавриченко:
1 — боковые крылья; 2 — подрезной нож; 3 — носовая часть транспортера; 4 и 8 — транспортеры; 5 и 9 — колесные пары; 6 и 10 — цепные передачи; 7 — рама; 11 — промежуточный полувагон; 12 — цилиндр раскрытия крыльев; 13 — лебедка; 14 — цилиндр подъема подрезного ножа 

Все три прорезиненные полосы (шириной 2400 мм) ленты транспортера скреплены сверху и снизу металлическими полосами на болтах. Эти же полосы вместе с угольниками, приваренными к боковым щекам каждого шестого звена цепи, скрепляют транспортерную ленту с цепями.
Пространство между лентой и боковыми стенками полувагона перекрыто резиновой полосой, а зазоры между боковыми крыльями и лентой качающейся части транспортера — шарнирными фартуками.

Задний транспортер принимает снег, поступающий с переднего, и передает его в полувагоны. Конструктивно задний транспортер отличается от переднего тем, что его рама жестко прикреплена к основной раме машины. С обеих сторон заднего транспортера установлены опорные ролики: внутренние — для ведущей ветви ленты, наружные — для ведомой. Все ролики катятся при движений ленты по направляющим полосам.
Натяжное устройство заднего транспортера смонтировано на ведомом валу.
Передний транспортер перекрывает задний на 200 мм, что предотвращает просыпание снега. Верхняя часть заднего транспортера приподнята на 2500 мм над головкой рельсов. При. таком положении в полувагоны поступает наибольшее количество снега.
Привод заднего транспортера осуществляется от оси колесной пары через цепную передачу и редукторы. Редукторы переднего и заднего транспортеров одинаковы и установлены на раме машины. У них две ступени передач, соответствующие двум скоростям движения транспортеров — 0,75 и 0,41 от поступательной скорости машины.
Смазка шестерен производится разбрызгиванием, для чего в коробку редуктора заливают жидкое масло выше уровня шестерен.

Подрезной нож, установленный в передней части качающейся рамы, представляет собой металлический лист толщиной 10 мм, к которому жестко прикреплены на болтах три накладки, легко сменяемые в случае поломки. Плоскость ножа является продолжением рабочей поверхности переднего ленточного транспортера.
С другой стороны к ножу двумя планками и болтами прикреплена резиновая лента для перекрытия свободного зазора между ножом и лентой транспортера. По обеим сторонам машины расположены два опорных ролика для передачи на рельсы нагрузки, воспринимаемой ножом и передним транспортером при работе машины. Ширина опорных роликов достаточна для прохождения по кривым без соскакивания с рельсов.
Подрезной нож поднимают пневматическим цилиндром и системой тяг и рычагов.
Для подъема подрезного ножа и крыльев служит также ручная лебедка.    

Боковые крылья с подкрылками подвешены на шарнирах к основной раме машины с обеих сторон подрезного ножа. Они вращаются вокруг вертикальной оси и предназначены для уборки снега с междупутий и подачи его на убираемый путь к подрезному  ножу. Оба боковых крыла и подкрылки изготовлены из листовой стали и усилены ребрами жесткости. Для лучшего подгребания снега подкрылки по бокам загнуты и подвешены к основному крылу на петлях. В средней части подкрылки имеют удлиненные отверстия, которые позволяют закреплять подкрылки к основному крылу болтами на разных уровнях по высоте в зависимости от условий работы.       
Каждое крыло открывают и закрывают самостоятельным пневматическим цилиндром через систему тяг и рычагов. Оба цилиндра двустороннего действия установлены на специальных опорах каркаса машины и прикреплены к ним болтами. Раздельное управление крыльями позволяет в зависимости от условий работы открывать оба крыла вместе или только одно из них.

Кулачковые муфты 3 (рис. 41) служат для включения приводов всех транспортеров. Муфты перемещаются по шпонкам оси 4 колесных пар. Кулачковые муфты и осевые звездочки транспортеров машины и полувагонов выполнены одинаковой конструкции. Для получения разной скорости движения переднего и заднего транспортеров головной машины, а значит разных скоростей обоих редукторов, звездочки передней и задней колесных пар имеют разные диаметры.
Кулачковая муфта при работе входит в зацепление со ступицей звездочек 7, свободно посаженных на оси каждой колесной пары. При включении кулачковой муфты движение от колесной пары через звездочку передается цепи 2 и далее валу редуктора 9, а от него шестернями редуктора — валу 1 и через звездочку 8 и цепь 10 —  на звездочку 11 ведущего вала 12 транспортера.         
В связи с тем что подрезной нож не позволяет использовать машину конструкции Гавриченко на уборке снега со стрелочных переводов, крестовин и на горловинах станций, в последние годы эти снегоуборочные машины стали модернизировать.


Рис. 41. Схема приводов транспортеров:
1 — вал; 2 и 10 — цепи; 3 — муфта; 4 — ось колесной пары; 5 — цилиндр; 6 — рычажная вилка; 7 — осевая звездочка; 3 — звездочка; 9 — редуктор; 11 — звездочки ведущего вала транспортера; 12 — вал транспортера

Рис. 42. Снегоуборочная машина конструкции Гавриченко со щеточным заборным органом:
1 — щеточный питатель; 2 — боковые крылья; 3 — рыхлитель; 4 — лебедка; 5 — двигатель; 6 — транспортер

Модернизированная машина конструкции Гавриченко (рис. 42) снабжена взамен переднего транспортера с ножом щеточным барабаном-питателем 1 (на маятниковой подвеске), поднимаемым пневматическим цилиндром и цепью в транспортное положение. Привод барабана во вращение осуществляется цепной передачей от двигателя внутреннего сгорания 5 с редуктором, расположенных в кабине. Верхний транспортер 6 удлинен с тем, чтобы его верхний конец перекрывал переднюю часть прицепного полувагона. Это предотвращает просыпание снега при загрузке промежуточного полувагона. Транспортер приводится в движение цепной передачей от оси задней колесной пары.
Перед ротором размещены боковые крылья 2, поднимают и раскрывают которые пневматическими цилиндрами с рычажной системой. Крылья перенесены назад, что обеспечивает лучшую подачу снега из междупутья к щеточному питателю.                                              
Спереди снегоуборщика установлен рыхлитель 3 плотного снега и льда, перемещаемый в рабочее и транспортное положение ручной лебедкой 4.         
При модернизации у каркаса срезали спереди наклонную раму и верхний пояс, а сам каркас усилили. В передней части снегоуборщика на вагонной раме устроен настил из досок, на котором установлена червячная лебедка для подъема и опускания рыхлителя плотного снега.
Передняя колесная пара с уменьшенным диаметром колес заменена колесами нормального типа. Для установки этой колесной пары нормального типа в каркас машины встроена новая рама.
Щеточный барабан-питатель выполнен в виде шестигранного барабана с шестью направляющими, в которые вставлены шесть тросовых лопастей, закрепленных болтами с прижимными планками.
Корпус барабана-питателя в собранном виде с подшипниками на валу подвешен на болтах к нижнему поясу каркаса машины, усиленного швеллером. Впереди ротора установлен кожух.
В последующем при модернизации машин корпус ротора закрепили в двух щеках, которые можно регулировать по высоте совместно с ротором-питателем при помощи пневмоцилиндра.