Содержание материала

ГлаваХ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ СНЕГОУБОРОЧНЫХ МАШИН

Содержание машин и уход за ними

Для уборки снега на станциях применяются преимущественно снегоуборочные машины типа СМ-2 со щеточным и ножевым заборным органом, снегоуборщики конструкции Гавриченко и снегопогрузочные машины ЦУМЗ.
Машины с ножевым заборным органом конструкции Гавриченко и ЦУМЗ, как показывает опыт, целесообразнее применять в случае, когда снег лежит выше уровня головки рельса на 5—10 см. Однако даже такое незначительное накопление снега на станции резко снижает темпы поездной и маневровой работы, препятствует роспуску и формированию поездов.
Головная машина этих снегоуборщиков забирает снег с путей при движении поезда и передает его по транспортам в полувагоны. После заполнения всех полувагонов снегом снегоуборочный поезд отправляют на выгрузку в отведенные для этой цели места. . В процессе подготовки машин к бесперебойной работе во время снегопадов и метелей необходимо еще с осени очистить станционные пути от посторонних предметов, мусора и шлака во избежание поломок машин при наезде на препятствия. Над неубранными препятствиями следует поставить опознавательные знаки. До начала работ надо обследовать и взять на учет все препятствия, попавшие в габарит, для принятия механиками снегоуборочных машин мер предосторожности при работе.
Выгрузку снега нужно организовать в ближайших пунктах, пригодных для этого, но не далее 2—3 км от станции. Выгружать снег следует при тех же скоростях, при которых его загружали.
Опыт показал, что наиболее рациональна загрузка вагонов: рыхлым снегом слоем толщиной до 1,7 м при емкости состава около 350 м3; плотным снегом — до 1,5 м при емкости состава 300 м и мокрым снегом — до 1 м при емкости 200 м3. Поступательная скорость машин должна быть в пределах от 8 до 12 км/ч. Обычно загружают состав снегом до заполнения концевого полувагона, оставляя незаполненным 1,5—2 м его длины. Затем загрузку прекращают и состав останавливают.
В процессе работы механик должен тщательно наблюдать за состоянием путей и при встрече с препятствиями своевременно принимать меры к подъему ножа с крыльями или остановке  поезда.

Особо тщательно надо следить за исправным состоянием воздушной магистрали головных машин и полувагонов; проверять перед выездом на работу воздушную сеть с кранами управления на пропуск сжатого воздуха и все неплотности устранять; проверять работу цилиндров, муфт, манометра, обратного клапана. Следует также спускать влагу из водоотделителей воздушной магистрали.
Щеточные снегоуборочные машины СМ-2 и конструкции ЦНИИ, модернизированные машины Гавриченко и ЦУМЗ, а также самоходные снегоуборочные машины СМ-3 и СМ-4 позволяют механизировать уборку снега со станционных путей без предварительной перевалки его и подготовки снежного вала на одном пути. Эти машины, кроме того, убирают снег не только со станционных путей, но и со стрелочных переводов и горловин, так как они оборудованы щеточными рабочими органами.  
Щеточный снегоуборщик конструкции ЦНИИ производит в основном профилактическую очистку и уборку снега высотой до 150 мм. Применение этой машины позволяет не допускать образования большого слоя снега.
Снегоуборочной машине СМ-2 как головной машине придают минимум два полувагона. Машина может убирать глубокий снег (высотой до 900 мм) и неглубокий (высотой до 150 мм). Наличие боковых щеток позволяет убирать снег с междупутий.
Новые самоходные машины — одновагонный снегоуборщик СМ-4 и секционный СМ-3, оборудованные дизель-генераторными установками, — маневренные и эффективные в эксплуатации, так как снижаются простои из-за несвоевременной подачи локомотивов, сокращаются капиталовложения и эксплуатационные расходы. Значительно увеличивается емкость секционной снегоуборочной машины СМ-3 за счет использования для загрузки головного полувагона.
Работа этих машин и загрузка полувагонов не зависят от скорости передвижения, так как все их механизмы имеют индивидуальные приводы.
В процессе эксплуатации машины должны содержаться в чистоте, в исправном и отрегулированном состоянии, всегда готовыми к выполнению работ. Перед выездом на работу обслуживающая бригада должна произвести тщательный наружный осмотр всех узлов машины: ходовых частей, тормозного оборудования, трансмиссии, рабочих органов, металлоконструкций, сварных швов, а также проверить состояние клеммовых соединений и контакторов, изоляции проводов, исправность предохранителей, работу кнопок управления, концевых выключателей, рубильников, наличие горюче-смазочных материалов, комплекта запасных частей, инструмента, сигнальных принадлежностей и т. п.
Осмотр и проверку электростанций производят в соответствии с инструкцией по уходу за электростанциями. Инструкция предусматривает очистку двигателей от пыли и грязи, проверку наличия в двигателях и редукторах масла, в радиаторах — воды, в баках — топлива; в генераторах должно быть отрегулировано нажатие щеток; контакты в рубильниках должны быть зачищены. Выявленные неисправности необходимо устранить — подтянуть крепления, добавить смазку в редукторах, буксах, заменить неисправные элементы и т. д.                                                                                    

Обслуживание снегоуборочных машин

Подготовку машин к работе начинают с тщательного осмотра всех агрегатов и деталей, крепления и смазки их. Обязательно следует осмотреть и смазать ведущие и натяжные валы, их подшипники, транспортеры, цепи, муфты включения, цилиндры, редукторы. Двигатели внутреннего сгорания, дизель-генераторные установки подготавливают к эксплуатации, учитывая требования инструкции по уходу за ними и их содержанию.
При подготовке головной машины конструкции Гавриченко и полувагонов той же системы подлежат проверке осевые звездочки и муфты включения их.
Каждую машину после проверки и регулировки следует испытать вхолостую и устранить все обнаруженные неисправности. Надо подтянуть болты и смазать все трущиеся детали, особенно цепи, последние — лучше подогретым маслом.
Полувагоны можно включать в снегоуборочный поезд только после их осмотра и устранения обнаруженных дефектов.
Цепи транспортеров должны быть натянуты до устранения провисания (сборок нижней ветви). При невозможности такого натяжения одно звено изымают из цепи и устанавливают переходное звено.
Пластины транспортерной ленты соединены на шарнирах и перекрывают одна другую на 10 мм с зазором 1—5 мм. Концы пластинчатой ленты заходят под лоток не менее чем на 80 мм с каждой стороны, с зазором между лентой и низом бокового лотка 10—15 мм. Перед работой все крепящие детали пластин к цепи и ролики необходимо подтянуть и закрепить, а подшипники смазать.
В редукторах, как правило, вскрывают отработанную смазку, при необходимости сливают ее и редуктор заполняют свежим маслом: зимой — нигролом с добавлением 50% солярового масла, летом — чистым нигролом. В процессе работы машин не реже одного раза в 10 дней во время осмотра редукторов следует обязательно проверять наличие и уровень смазки и при необходимости добавлять ее. Особое внимание обращают на смазку подшипников.
Смазку вилок включения и трущихся мест кулачковых муфт головной машины конструкции Гавриченко и полувагонов конструкции Балашенко и Федотова производят капельными масленками. Вырезы в муфтах промазывают солидолом через 3—5 рейсов.
Проточки на осях колесных пар, по которым перемещаются кулачковые муфты, смазывают зимним мазутом не реже одного раза в смену.
Втулки осевых звездочек и других деталей смазывают через штауферы перед каждым выездом.

Особенно тщательно следует готовить рабочую пневматическую сеть. Воздухопроводная сеть считается исправной, если давление воздуха в ней уменьшается в течение 5 мин не более чем на 0,5 ат при отключенном компрессоре. Для наполнения сжатым воздухом запасных резервуаров машины их отключают от сети пневматического управления и перекрывают краны, включив главную магистраль, идущую к локомотивному компрессору. Затем наполняют сжатым воздухом под давлением до 6 кГ/см2 запасные резервуары и тормозную магистраль. Перед тем как накачать воздух, в особенности зимой, обязательно продувают пролетные трубы и запасные резервуары, чтобы удалить влагу, поступающую от компрессора локомотива с воздухом и ведущую к замерзанию и ржавлению воздухопроводной сети.  
После проверки и смазки всех деталей ходовых и рабочих механизмов механик должен убедиться в надежности действия основных рабочих органов, дизель-электростанции и электросилового оборудования (на снегоуборочных машинах СМ-2, СМ-3, СМ-4 и ЦНИИ).
При длительных остановках, когда температура воздуха ниже 0°С, надо обязательно сливать воду из радиаторов, аккумуляторные батареи должны быть утеплены, а электролит в них должен иметь повышенную плотность.
Для уменьшения износа роторных щеток, работающих на высоких окружных скоростях (до 19 м/сек), необходимо закреплять щетки в обоймах на резиновых прокладках, оставляя свободные концы тросовых прутков длиной до 300 мм. Трос щеток перегибают так, чтобы оба тросовых прутка одинаковой длины располагались в одной плоскости.                              
При длительной работе щетки из-за односторонней нагрузки получают остаточную деформацию изгиба. Для поддержания необходимого малого зазора между щетками и кожухом, т. е. постоянного диаметра ротора, обоймы со щетками следует время от времени повертывать на 180° и закреплять вновь.
Пределом износа щеток следует считать такое укорочение тросовых прядей, при котором зазор между жесткими вращающимися обоймами щеток и головками рельсов становится менее 50—60 мм. При достижении такого износа требуется сплошная смена щеток на всех лопастях ротора.
В процессе работы необходимо следить за бесперебойным действием пневматической сети и рабочих органов, за питанием и работой системы управления и показаниями контрольно-измерительных приборов.
На машинах с электросиловыми установками и электрооборудованием (СМ-2, СМ-3, СМ-4, ЦНИИ) необходимо следить за правильным режимом их работы и соответствием фактической нагрузке.
По окончании внешнего осмотра и устранения выявленных неисправностей производят опробование машины вхолостую. У машин с электрическим приводом (СМ-2, СМ-3, СМ-4) перед опробованием рабочих органов необходимо все рубильники поставить в выключенное положение. Опробование под током начинают с электростанции. Запускают двигатель внутреннего сгорания и, убедившись в исправности двигателя и генератора; включают рубильник главного распределительного щита, затем мотор-генераторной группы и т. д. Контроль за работой электростанции ведут по показаниям приборов. После пуска электростанции проверяют под током действие всех рабочих органов машин. При этом особое внимание обращают на плавное, без заеданий и рывков, движение винтовых приводов, равномерное, без биения, вращение роторов.
У ленточных транспортеров не допускается, чтобы лента скользила по приводному барабану и соскакивала с роликов. Сами ролики должны свободно вращаться при движении ленты. На криволинейном участке лента без груза должна касаться всех роликов. Надо обеспечить достаточный ход для натяжного устройства.
В пластинчатых транспортерах не должно быть перекоса параллельно движущихся цепей и рывков в работе цепи. Ход натяжного устройства должен быть не менее двух звеньев в цепи.
На всех машинах завершающим этапом по подготовке к выезду на перегон является приведение всех рабочих органов в транспортное положение так, чтобы ни одна деталь не выступала за габарит подвижного состава. До отправления машины механик ограждает ее соответствующими сигналами и инструктирует машиниста об условиях работы. При следовании по перегону бригада обязана следить за транспортным состоянием рабочих органов и при нарушении остановить машину для его устранения.
По окончании работы машина должна быть очищена от пыли и грязи, осмотрена, а появившиеся при работе неисправности устранены.

Уборка снега машинами

При использовании снегоуборочных машин систем конструкции Гавриченко и ЦУМЗ станционные пути очищают от снега обычно подрезным ножом и боковыми крыльями. В отдельных случаях при больших скоплениях снега или больших снегопадах возможна уборка снега снегоуборочной или снегопогрузочной машиной с предварительной перевалкой снега снегоочистителем или стругом на один путь.
Начав работу по уборке снега, надо предварительно двигаться вперед тихим ходом со скоростью 1—2 км/ч, чтобы убедиться в нормальной работе транспортера и органов управления. Затем можно перейти на нормальную рабочую скорость, которая должна быть в пределах 5—15 км/ч.
Работой снегоуборочных машин должен руководить дорожный мастер, который согласовывает перемещение машины в пределах станции. Непосредственно управление машиной осуществляют механик и один-два его помощника.                                                                     
Машинами конструкции Гавриченко и ЦУМЗ, не оборудованными щеточным заборным органом, снег убирают, как правило,
при раскрытых крыльях и опущенном подрезном ноже. К снежному валу подъезжают на малой скорости и включают муфты сцепления привода транспортеров. Снегоуборочный состав подталкивают локомотивом.
Забираемый с путей снег по транспортерам поступает в полувагоны, транспортеры которых имеют меньшую скорость передвижения, поэтому снег равномерно заполняет весь состав. Когда загрузка окончена, поезд останавливают, отключают муфты привода транспортеров и отправляют состав на выгрузку.
Машина конструкции ЦНИИ производит уборку небольшого по высоте слоя снега с раскрытыми крыльями щеточным ротором. Машина передвигается и получает электроэнергию для индивидуальных электродвигателей рабочих органов от мотовоза-электростанции мощностью 200 кВт.
Снегоуборочная машина СМ-2 оборудована щеточным барабаном-питателем, подрезным ножом и боковыми щетками. Если снег на путях неглубокий, то крылья оставляют в транспортном положении, а снег с междупутий убирают боковыми щетками, которые снимают с транспортных подвесок и приводят в рабочее положение соответствующими кранами управления. Боковые щетки должны вращаться только «на себя»; при работе щеток снегоуборочный поезд передвигается задним ходом.
Дорожному мастеру необходимо следить, чтобы боковые щетки при работе не зацеплялись за имеющиеся на междупутьях воздушные колонки, предельные столбики, стеллажи и другие препятствия, могущие вызвать поломку щеток, и заранее перед препятствием подавать сигнал механику о приведении щеток в транспортное положение.
Следующим заходом (при езде вперед) снег, отложившийся внутри колеи, и снег, наметенный с междупутья боковыми щетками, убирают щеточным питателем и грузят транспортером в полувагоны.
При уборке глубокого снега или подготовленных снежных валов питатель должен быть поднят в верхнее положение и вращаться «под себя»; снег в этом случае убирают только ножом, с которого он поступает на транспортер. При уборке неглубокого снега питатель прикрывают подвижным козырьком.
На путях с сильно, утоптанным снегом и покрытыми льдом участками первый проход следует делать с поднятыми питателем и транспортером, но с опущенными льдоскалывателями для того, чтобы разрыхлить плотный снег. При ходе вперед льдоскалыватели поднимают, боковые щетки приводят в рабочее положение, сметают ими разрыхленный снег с пути и транспортерами погружают его в полувагоны. Стрелки очищают от снега опущенным щеточным барабаном при поднятом подрезном ноже.
Загрузку полувагонов производят импульсами, т. е. транспортеры полувагонов периодически включают и выключают; такой способ позволяет накапливать снег или мусор на лентах транспортеров и хорошо заполнять полувагоны.                                                                              

При работе самоходных машин СМ-3 и СМ-4, оборудованных боковыми щетками на крыльях, уборка снега с пути и междупутья производится за один проход. Кроме того, СМ-3 может работать и раздельно только с подрезным ножом или только щетками.

Выгрузка снега

На месте выгрузки снега в разгрузочном полувагоне конструкции Федотова или Балашенко раскрывают люки, открывают боковые крылья и включают в рабочее положение кулачковые муфты привода транспортера. Из каждого полувагона выгружают в среднем до 50 м3 снега. Движением лент транспортеров снег с полувагонов передается в концевой полувагон и из него высыпается через открытые боковые люки. При разгрузке снега на обе стороны или на одну снег в случае необходимости можно отваливать на следующие пути или за бровку боковыми крыльями снегоочистителя.
В процессе выгрузки снега бригада должна следить за работой транспортеров полувагонов. При отказе одного из транспортеров поезд останавливают и механик устраняет причину неисправности. При запрессовке снега в концевом полувагоне, т. е. при прекращении выброса его из боковых и заднего люков или провертывании транспортеров вхолостую, поезд останавливают, и механик устраняет неисправность.
Машины СМ-4 и ЦНИИ разгружают снег при помощи выбросного ротора, установленного в конце кузова, в любую сторону от пути (в зависимости от направления вращения) на расстояние до 20 м.
Снегоуборочный состав с головной машиной СМ-2 или СМ-3 и полувагонами конструкции ПКБ ЦП выгружает снег поперечным выбросным транспортером на расстояние 8—10 м от пути. Разгружать снег можно на стоянке и при движении, так как ленты всех транспортеров концевого и промежуточных полувагонов получают движение от независимых электроприводов, что обеспечивает большую маневренность при загрузке и разгрузке полувагонов.
Машина СМ-3, оборудованная выбросным ротором, выгружает снег на любую сторону пути на расстояние до 20 м.