Снегоуборочная машина СМ-4 (рис. 16, см. вклейку в конце книги) представляет собой полувагон длиной 30 м, оборудованный дизель-генераторной установкой, которая обеспечивает передвижение машины и питание электроэнергией рабочих органов.
Летом машина может убирать засорители или использоваться в качестве локомотива с силой тяги до 7 т, а также — передвижной электростанции мощностью 200 кВт.
Спереди на раме 8 машины размещен заборный орган, а сзади — разгрузочное устройство. Емкость кузова 100 м3. Основной рабочий орган состоит из боковых крыльев 1 с активными щетками, щеточного барабана-питателя 4 с механизмом подъема и загрузочного ленточного транспортера 5, при помощи которого снег грузят в кузов полувагона. Внутри полувагона вместо пола смонтирован металлический транспортер-накопитель 10 для заполнения кузова снегом. В кузове установлен скребковый транспортер 19, дозирующий поступление снега в выбросной ротор 11.
В передней кабине 21 размещен пульт 20 управления рабочими органами, радиостанция ЖР-3М, приборы дистанционного управления дизель-генераторной установкой и передвижением машины. В задней кабине 15 расположен пульт управления дизель-генераторной установкой и передвижением машины. Здесь же находится аппаратный отсек 18, краны управления гидравлической 16 и пневматической систем, компрессорная установка 13 и поливочное устройство. В аппаратном отсеке размещена пускорегулирующая аппаратура постоянного и переменного тока.
Под аппаратной сзади на раме машины расположена дизель- генераторная установка 17 с двумя генераторами постоянного и переменного тока. Первый питает тяговые электродвигатели трехосной тележки от тепловоза ТЭЗ, используемые для передвижения машины. Генератор переменного тока питает электродвигатели приводов рабочих органов машины.
Дизель-генераторная установка снегоуборочной машины СМ-4 по конструкции аналогична описанной выше установке машины СМ-3 и отличается от нее только мощностью. Она состоит из дизеля типа 1Д12В (300 л. с.), тягового генератора постоянного тока типа МПТ49/15-3 (200 кВт), двухмашинного агрегата, синхронного генератора переменного тока, холодильника, высоковольтной камеры, подогревателя и вспомогательных агрегатов.
На машине СМ-4 в отличие от машины СМ-3 не установлены рельсовые щетки, подрезной нож и льдоскалывающее устройство. Все остальные агрегаты, рабочие органы и механизмы этой машины такие же, как и у снегоуборочной машины типа СМ-3, однако расположены они в одном полувагоне, тогда как заборные рабочие органы машины СМ-3 — на головном полувагоне, а разгрузочное устройство с дизель-генераторной установкой — на концевом полувагоне.
Рама одновагонной машины СМ-4 выполнена так же, как п рама машины СМ-3. Хвостовая часть ее оборудована автосцепкой, установленной в стяжном ящике. Через четыре сферических опоры хвостовая часть рамы опирается на трехосную тележку от тепловоза ТЭ3, а носовая часть через шкворневую балку и пятник — на переднюю трехосную тележку УВ3-9М.
В носовой и хвостовой частях рамы машины предусмотрены опорные балки, на которых установлены соответственно передняя и задняя кабины управления. Внутри кузова машины вварены две рамы — транспортера-накопителя и скребкового транспортера.