Содержание материала

Глава VI
ЩЕТОЧНЫЙ СНЕГОУБОРЩИК КОНСТРУКЦИИ ЦНИИ

Устройство снегоуборщика

Основное назначение щеточного снегоуборщика конструкции ЦНИИ — очистка и уборка снега со стрелочных переводов и горловин станций. Эта маневровая машина небольшой емкости (рис. 46) представляет собой полувагон, оборудованный щеточным барабаном-питателем 1, который грузит снег на наклонный скребковый транспортер 3.
Спереди полувагона расположены боковые крылья 2 и рыхлитель. Скребковый транспортер 3 подает снег внутрь полувагона, полом которого служит металлический пластинчатый горизонтальный транспортер 4, перемещающийся с небольшой скоростью. В конце полувагона находится разгрузочное устройство, состоящее из скребкового транспортера-питателя 6 и выбросного ротора 5. На раме смонтированы кузов, кабина управления и воздуходувное устройство. 

Щеточный питатель состоит из барабана, на котором укреплены шесть рядов тросовых щеток, зажатых в обоймы. Обоймы закреплены болтами в направляющих барабана. Отдельные части щетки можно заменять без разбора всей щетки.
Барабан вращается электродвигателем мощностью 55 кВт через цилиндрический шестеренчатый редуктор, размещенный внутри барабана. Неподвижные полувалы барабана установлены на роликовых подшипниках.

Боковые крылья, расположенные перед щеточным барабаном, предназначены для сгребания снега или загрязнителей с междупутья и подачи его к щеточному барабану-питателю. 
В транспортном положении крылья должны быть подняты выше уровня головки рельсов на 450 мм и закреплены запором.
Щеточный снегоуборщик конструкции ЦНИИ
Рис. 46. Щеточный снегоуборщик конструкции ЦНИИ:
1 — щеточный питатель; 2 — боковые крылья; 3 — скребковый транспортер; 4 — горизонтальный транспортер; 5 — выбросной ротор; 6 — транспортер-питатель
Поднимают и опускают крылья посредством электродвигателей и червячных редукторов. Над каждым крылом имеется свое отдельное независимое подъемное устройство. Раскрывают и закрывают крылья пневматическими цилиндрами с реечно-шестеренчатым устройством. Поднимать и опускать, как и раскрывать и закрывать, крылья можно одновременно или раздельно из кабины управления. В раскрытом положении крылья удерживаются цепями.

Рыхлитель сильно уплотненного или обледеневшего снега внутри колеи размещен впереди щеточного барабана и представляет собой поперечную балку с рядом закрепленных зубьев. В рабочее и транспортное положение рыхлитель поднимают и опускают пневмоцилиндром. Управляют воздушным цилиндром рыхлителя краном из кабины машины.

Загрузочный пластинчатый транспортер снегоуборщика предназначен для накопления снега и перемещения его в конец полувагона к разгрузочному устройству.

Транспортер-питатель служит для подачи снега с загрузочного транспортера в выбросной ротор. Транспортер-питатель выполнен скребковым по ширине кузова и состоит из двух одинаковых секций. Секции транспортера занимают наклонное положение и при подаче снега загрузочным транспортером скребки срезают подаваемую массу и забрасывают равномерно в выбросной ротор.

Выбросной ротор, отбрасывающий снег в любую сторону, представляет собой втулку с диском диаметром 1,5 я, к которому приварены шесть лопастей, скрепленных для жесткости кольцом. Ротор заключен в кожух с перекидной заслонкой сверху, устанавливаемой в то или иное положение в зависимости от направления вращения ротора. Ротор приводится во вращение двумя двигателями через шестеренчатый редуктор. Для выгрузки на ближнее расстояние над заслонкой укреплен дополнительный козырек, препятствующий дальнему отбросу выгружаемой массы.

Кузов снегоуборщика состоит из горизонтальной рамы, двух боковых ферм, обшитых металлическими листами, и верхних диагональных связей. По концам кузова размещены кабина управления и аппаратная. Рама машины опирается на две трехосные тележки.
Снегоуборщик оборудован воздуходувным устройством для обдува стрелок из четырех сопел, по два над каждым рельсом. Воздух подается от компрессора, установленного в средней части машины под рамой.
Спереди снегоуборщик оборудован укороченной автосцепкой локомотивного типа, а в хвосте — вагонной автосцепкой.

Управление снегоуборщиком

В кабине управления, размещенной в передней части машины над щеточным устройством, находятся пульт управления механизмами снегоуборщика, краны управления боковыми крыльями и воздуходувным устройством, стоп-кран и сигнальный кран. В кабине расположены также указатели подъема и опускания щеточного питателя и боковых крыльев.  
В хвосте машины находится аппаратная с распределительным щитом и штурвалом для перевода направляющей заслонки при выгрузке снега.                      
Ограничители хода (в виде концевых выключателей) устанавливают во избежание повреждений при подъеме и опускании щеточного ротора. Концевые выключатели укреплены на неподвижной части машины; подвижная часть машины при подъеме или опускании нажимает на рычаг выключателя и разрывает электрическую цепь.
Электрооборудование снегоуборщика получает питание от мотовоза-электростанции типа МЭС мощностью 200 кВт с рабочим напряжением 380 в. Этот мотовоз и перемещает снегоуборщик.

Опыт применения снегоуборщика ЦНИИ

Щеточный снегоочиститель конструкции ЦНИИ наиболее широкое применение нашел на профилактической очистке и уборке станционных путей, стрелочных переводов и горловин. Эту маневренную машину можно использовать для постепенной очистки снега отдельных участков без освобождения сразу всего пути, а также для уборки глубокого снега на станциях.