Снегоуборочная машина СМ-2 снабжена полувагонами конструкции ПКБ ЦП, отличающимися от полувагонов других типов тем, что ленты транспортеров имеют индивидуальный привод от электродвигателей, позволяющий более эффективно заполнять полувагоны снегом или мусором.
Промежуточный полувагон предназначен для приема материала, поступающего при уборке путей, с транспортера головной машины. При заполнении или выгрузке промежуточный полувагон передает материал следующему за ним полувагону.
Он представляет собой обычный четырехосный полувагон (рис. 34) без торцовых стенок, у которого помимо основной рамы 7 наклонно установлена специальная рама 8 с пластинчатым транспортером 10, приводимым в движение электродвигателем 5 через редуктор 4 и цепную передачу 3.
Рис. 34. Промежуточный полувагон:
1 — кузов: 2 — ведущий вал; 3 — ценная передача: 4 — редуктор; 5 — электродвигатель; 6 — тележка; 7 — ходовая рама; 8 — рама транспортера; 9 — тормозное оборудование; 10 — пластинчатый транспортер; 11 — ведомый вал с натяжным устройством; 12 — оградительные щитки; 13 — кузов
Ходовая рама сварной конструкции состоит из собственно рамы и двух боковых вертикальных ферм, связанных между собой поверху ветровыми связями. Между вертикальными стойками ферм вварены поперечные балки рамы транспортера, которые являются составной частью ходовой рамы. Рама опирается на две ходовые тележки 6 типа ЦНИИ-Х3. Оба буферных бруса оборудованы автосцепкой. Передняя тележка оснащена автоматическим тормозом системы Матросова.
Во избежание просыпания снега и загрязнителей при перемещении их из одного полувагона в другой с боков полувагонов подвешены на петлях к торцовым стойкам ходовой рамы вертикальные щитки 12, а в горизонтальной плоскости — резиновые фартуки.
С целью уменьшения зазора между соседними полувагонами боковые стенки кузова выполнены выступающими за раму.
Рама транспортера, состоящая из продольных и поперечных швеллеров с приваренными к ним листами и прокладками, установлена под углом к горизонту и прикреплена болтами к вертикальным стойкам каркаса. Два верхних продольных швеллера рамы служат направляющими для поддерживающих роликов груженой ветви транспортерной ленты.
На одном конце рамы установлен ведущий вал транспортера с приводом от электродвигателя, на другом — ведомый вал с натяжным устройством.
Лента транспортера выполнена в виде двух замкнутых тяговых цепей с металлическими пластинами гнутого профиля. Профиль пластин подобран так, чтобы была обеспечена требуемая прочность и минимальные зазоры между пластинами при проходе по звездочкам ведущего и ведомого валов.
Тяговые цепи — пластинчатые. Шаг цепи 130 мм. В опытном порядке выпущено несколько снегоуборочных поездов с втулочнороликовыми цепями шагом 50,8 мм.
Для удаления материала, который может попасть на нижнюю ветвь транспортера, предусмотрены специальные клапаны, изготовленные из транспортерной ленты. Их устанавливают вместо одной из пластин. При переходе на нижнюю ветвь транспортера клапан открывается и материал, скопившийся у приводного вала, высыпается наружу через образовавшееся отверстие.
Звенья цепи состоят из щек, валиков и шайб. Щеки цепи прикреплены болтами к пластинам -ленты. К каждой второй пластине ленты привинчены болтами с гайками два ролика, служащие для поддержания груженой ветви ленты. Пластины холостой (ведомой) ветви ленты скользят по направляющим швеллерам каркаса. Боковые части ленты у бортов кузова перекрыты резиновыми полосами.
Ведущий вал, приводящий в движение металлическую ленту, установлен на двух шарикоподшипниках, заключенных в корпуса (на боковых листах каркаса). На вал посажены две звездочки, приводящие в движение цепи транспортера. На выводном конце вала расположена на двух шпонках приводная звездочка, связанная цепью со звездочкой редуктора, приводимого во вращение электродвигателем.
Ведомый вал транспортера, опирающийся по концам на два подшипника, имеет устройство 11 для натяжения цепи транспортера в случае ее ослабления. Натяжное устройство выполнено следующим образом: к продольным швеллерам транспортера приварены направляющие; при помощи винтов, которые упираются в корпуса подшипников, по направляющим перемещается вал вместе с цепями транспортера; тем самым производится натяжение цепей транспортера.
Редуктор привода транспортера — двухступенчатый, цилиндрический типа РМ650.
Концевой полувагон (рис. 35), предназначенный для накопления убираемого с пути снега или загрязнителей, представляет собой специальный четырехосный полувагон с транспортерами. Он отличается от промежуточного тем, что, кроме транспортера-накопителя, имеет еще разгрузочное устройство и кабину управления.
Основными частями концевого полувагона являются ходовая рама 6 с кузовом 7, опирающаяся на две двухосные тележки 2 с автотормозом 3 на одной из них, пластинчатый транспортер 5, транспортер-питатель 11 и выбросной транспортер 13.
Ходовая рама сварной конструкции аналогична раме промежуточного полувагона; .
Пластинчатый транспортер-накопитель 5 по конструкции соответствует транспортеру промежуточного полувагона.
Рис. 35. Концевой полувагон:
1 — ведомый вал транспортера с натяжным устройством; 2 — тележка; 3 — автотормоз; 4 — рама транспортера; 5 — загрузочный транспортер; 6 — ходовая рама; 7 — кузов; 8 — цепная передача; 9 — электродвигатель; 10 — редуктор; 11 — транспортер-питатель; 12 — привод питателя; 13 — разгрузочный транспортер с приводом; 14 — механизм поворота разгрузочного транспортера; 15 — кабина управления
Разгрузочное устройство состоит из транспортера-питателя и выбросного транспортера.
Транспортер-питатель, предназначенный для дозированной подачи снега на разгрузочный транспортер, движется со скоростью, в 10 раз большей, чем загрузочный транспортер. Транспортер-питатель состоит из рамы с бортами, бесконечной ленты с тяговыми цепями, ведущего и натяжного вала, натяжного устройства и приводного редуктора с электродвигателем. Передняя часть транспортера с рамой наклонена, а задняя — горизонтальна. Рама — плоская ферма, опирается на боковые стойки.
Лента транспортера шириной 2400 мм выполнена из прорезиненного полотна. Металлическими поперечными планками и угольниками лента прикреплена к щечкам двух тяговых цепей, расположенных по краям транспортера.
Ведущий вал транспортера установлен в подшипниках на раме машины. Натяжной вал также установлен в подшипниках с поддерживающими барабанами и укреплен на консоли рамы. Для устранения провисания ленты на раме транспортера закреплены поддерживающие ролики.
Натяжение транспортерной ленты создается устройством, состоящим из кронштейнов, установленных в месте перехода ленты из прямого участка в наклонный. На кронштейнах в пазах размещены сухари. В корпусе сухаря в упор установлен натяжной винт, который перемещает сухарь в пазах вместе с валом и тяговой цепью, создавая натяжение цепей с лентой.
Транспортер получает движение от электродвигателя через цепную передачу и редуктор РМ-350. Включают привод транспортера с пульта управления в кабине полувагона.
Разгрузочный транспортер — поворотный, разгружает снег или мусор со скоростью 3,4 м/сек в любую сторону от оси пути на расстояние до 10—12 м. Для поворота транспортера служит пневматический цилиндр и реечно-шестеренчатый механизм.
Ленту транспортера приводит в движение электродвигатель через конический редуктор, который одним валом связан через цепную муфту с электродвигателем, а другим через полужесткую муфту — с ведущим валом транспортера.
В последних выпусках машины лента приводится в движение электродвигателем через цепную передачу, а поворот транспортера осуществляется пневматическим цилиндром и системой рычагов. В транспортном положении транспортер должен быть установлен вдоль рамы полувагона под кабиной управления.
Вместо специальных полувагонов к снегоуборщику СМ-2 можно прицеплять секции полувагонов конструкции Федотова или Балашенко. В этом случае на первом прицепном полувагоне закрепляют специальный бункер для приема убираемого снега от головной машины снегоуборщика.
Концевой и промежуточный полувагоны снабжаются электроэнергией от дизель-генераторной установки машины СМ-2.
Управляют электродвигателями этих полувагонов из кабины управления концевого полувагона. Для подачи тока на распределительное устройство концевого полувагона от машины СМ-2 проложен по рамам полувагонов в газовой трубе силовой кабель ПРТО (магистраль) сечением 3X50+1X16 мм2.
Силовые провода между полувагонами и машиной СМ-2 соединяются межвагонными штепсельными четырехштыревыми разъемами с левой стороны буферных брусьев.
На концевом полувагоне установлены электродвигатели транспортера-накопителя, выбросного транспортера и транспортера-питателя, а также пусковая контрольная аппаратура и распределительный щит с предохранителями; на промежуточном полувагоне — электродвигатель мощностью 16 кВт с фазовым ротором для привода транспортера-накопителя. Штепсельные межвагонные разъемы статорной и роторной цепей размещены с правой стороны буферных брусьев.