Содержание материала

Дизель-генераторная установка
Рис. 14. Дизель-генераторная установка:
1 — дизель; 2 и 4 — упругая муфта; 3 — тяговый генератор; 5 — возбудитель; 6 — синхронный генератор; 7 — вспомогательный генератор; 8 — рама

Дизель-генераторная установка (рис. 14) снегоуборочной машины СМ-3 состоит из дизеля 1 типа 1Д12НСМ (500 л. с.), тягового генератора 3 постоянного тока типа МПТ 74/288 (350 кВт), синхронного генератора 6 трехфазного переменного тока с встроенным автоматическим регулятором напряжения, вспомогательного генератора 7 и возбудителей 5, а также холодильника с вентилятором, высоковольтной камеры, котла-подогревателя и других вспомогательных агрегатов.
Тяговый генератор — постоянного тока со смешанным возбуждением и самовентиляцией. Ток, вырабатываемый тяговым генератором, питает тяговые электродвигатели. Тяговый генератор используют также для пуска дизеля; при этом он работает в режиме электродвигателя, получая питание от аккумуляторной батареи.
Оба конца вала тягового генератора рассчитаны на передачу полной мощности. Один конец соединен муфтой с маховиком дизеля, а другой — с приводным валом синхронного генератора.
Возбудитель 5 и вспомогательный генератор 7, объединенные в одном корпусе в качестве двухмашинного агрегата, приводятся текстропной передачей от муфты, соединяющей валы тягового и синхронного генераторов.
Дизель вращает генераторы постоянного и переменного тока, расположенные последовательно и соединенные упругими муфтами. Запускают дизель из кабины управления или со щитка, находящегося на дизель-генераторной установке. Воздух поступает в дизель по воздуховодам через фильтры типа мультициклон. Отработанные газы по двум выпускным охлажденным коллекторам выбрасываются через глушители в атмосферу.
Управляют движением машины и ее рабочими органами при помощи контроллеров машиниста, кнопок управления, тумблеров и выключателей, размещенных на пультах управления передней и задней кабин.  
Контроль за работой дизеля, генераторов, вспомогательного генератора и рабочих органов машины осуществляется при помощи комплекта измерительной аппаратуры и приборов, установленных на пультах управления.
Дизель 1 (см. рис. 14) и генераторы установлены На сварной раме 8, прикрепленной к ходовой раме болтами на резиновых прокладках-амортизаторах. Коленчатый вал дизеля и валы генераторов соединены упругими муфтами 2 и 4. Ведущий фланец муфты 2 прикреплен болтами к маховику дизеля, ведомый — насажен на вал генератора 3 постоянного тока. Валы генераторов постоянного и переменного тока соединены муфтой 4.
Возбудители 5 установлены непосредственно на генераторах и приводятся во вращение клиноременной передачей.
На кронштейнах позади рамы установлены радиаторы для охлаждения воды и масла, топливная система и дистанционное управление дизелем. 

От воздействия атмосферных осадков дизель-генераторная установка закрыта капотом с открывающимися боковинами. Остов капота состоит из сварных рамок, прикрепленных к раме машины болтами, открывающиеся боковины навешены на петлях к раме.
С торца капота установлены жалюзи с пневматическим управлением. Для уменьшения шума, создаваемого дизелем, все стенки капота с внутренней стороны покрыты противошумной мастикой, а дверцы имеют резиновые прокладки.
Система охлаждения дизеля закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости предназначена для поддержания определенного теплового режима во время работы. Дизель охлаждается жидкостью, циркулирующей под действием водяного насоса, расположенного на нижнем картере. Охлаждающая жидкость по трубопроводам поступает в рубашки блоков цилиндров дизеля, охлаждая их гильзы, и поднимаясь вверх, поступает в рубашки головок блоков, охлаждая также нагреваемые при работе дизеля стенки камер сгорания и выхлопных каналов. Затем через патрубки и дюритовые шланги жидкость направляется в водяные рубашки выпускных коллекторов, а из них по трубопроводам — в водовоздушные радиаторы, в которых она охлаждается (вентилятором). Собранная в холодильник она вновь подводится к водяному насосу. Избыточно нагретая жидкость сливается через штуцер на радиаторе.
Водовоздушный радиатор трубчато-пластинчатого типа состоит из сердцевины, верхнего и нижнего бачков, заливной воронки с крышкой, паровоздушного клапана с пароотводными трубками, присоединительных патрубков и рамы.
В системе охлаждения установлена коробка с двумя термостатами, автоматически регулирующими температуру воды и масла во время работы дизеля.
Система предпускового подогрева дизеля предназначена для запуска холодного дизеля зимой. С этой целью в систему охлаждения включен подогреватель ПЖД-600, состоящий из насосного агрегата, водяного котла, горелки, форсунки с наборным пластинчатым фильтром, электромагнитного топливного клапана, свечи накаливания и щитка управления.
Насосный агрегат состоит из водяного и топливного насосов с. приводом от электродвигателя и вентилятора. Подогреватель монтируется на раме дизель-генераторной установки и трубопроводами соединен с водяной системой дизеля. Щиток управления установлен на дизеле. Выхлопная труба выведена под раму машины.
От напорной трубы центробежного насоса дизеля жидкость поступает в водяной насос подогревателя. Насос нагнетает жидкость в зарубашечное пространство подогревателя, проходя по которому жидкость нагревается и поступает в змеевик. Последний находится в масляном баке, где подогревается масло. Из масляного бака нагретая жидкость направляется по трубопроводу в зарубашечное пространство блоков цилиндров, далее в рубашки головок блоков
и зарубашечные пространства выпускных коллекторов. После этого жидкость поступает в радиатор и опять возвращается к центробежному насосу дизеля.
Система смазки предусматривает смазку всех трущихся поверхностей деталей дизеля, отвод тепла от них и очистку масла от механических примесей.
В систему смазки входят масляный насос, два масляных радиатора, маслозакачивающий насос, фильтр, разветвленная система каналов, подводящих масло к трущимся поверхностям, наружные маслопроводы, масляный бак, маслоперепускной и запорный клапаны. В масляном баке масло частично фильтруется и подвергается процессу пеногашения.
Под действием трехсекционного масляного насоса дизеля масло засасывается по одному маслопроводу из масляного бака и подается по другому к масляному фильтру. Пройдя через щелевой фильтр грубой очистки, масло под давлением 6—9 кГ/см2 направляется по маслопроводу в дизель. Часть масла, подаваемого в масляный фильтр, проходит через картонный элемент тонкой очистки и сливается в картер дизеля по маслопроводу. В случае подачи в фильтр холодного масла или засорения фильтрующего элемента срабатывает перепускной клапан фильтра, направляя масло в главную магистраль, минуя фильтр. Из дизеля масло откачивается двумя секциями масляного насоса и подается по маслопроводам через масляные радиаторы в бак.
Для очистки масла от газа, попадающего через декомпрессионные кольца в полость кривошипно-шатунного механизма и вспенивающего масло, поток масла пропускают через пеногаситель, где он разбивается на отдельные струи, интенсивно выделяя газы, поступающие через трубку в воздухоочиститель, а затем во всасывающий коллектор.
Маслозакачивающий насос предназначен для подачи масла к трущимся поверхностям перед пуском дизеля во избежание задира подшипников.
Односекционный маслозакачивающий шестеренчатый насос приводится электродвигателем, работающим от аккумуляторных батарей.                         
Топливная система, обеспечивающая дизель топливом, состоит из топливоподкачивающего насоса, двух фильтров, насоса высокого давления, форсунок, трубопроводов, высокого и низкого давления, бака и вспомогательного насоса.
Топливоподкачивающий насос служит для бесперебойной подачи топлива к топливному насосу. Так как топливный бак расположен ниже дизеля, для подвода топлива перед его пуском, а также для поддержания во всасывающей трубе необходимого напора в топливную систему включен вспомогательный насос. При нажатии на кнопку «Топливный насос», расположенную на пульте управления, включается электродвигатель вспомогательного насоса, который засасывает топливо из бака и подает его к топливоподкачивающему насосу.

В связи с тем что производительность вспомогательного насоса превышает потребление топлива дизелем при его работе, на нагнетательном трубопроводе предусмотрен перепускной клапан, через который избыток топлива сливается в бак. Топливоподкачивающий насос подает топливо к фильтру тонкой очистки и затем в коллектор топливного насоса дизеля.

Тяговые электродвигатели, установленные на машине в количестве 2 шт. типа ЭДТ-200А (рис. 15), закрытого исполнения с последовательным возбуждением и принудительной вентиляцией. Подвеска электродвигателей трамвайного типа.
Корпус 9 отлит из магнитной стали. Внутри корпуса крепятся сердечники полюса и щеткодержатели. Наружными приливами 1 корпус с одной стороны через пружинную подвеску опирается на поперечные крепления тележки, а с другой — вкладышами 7 электродвигатель опирается на ось колесной пары тепловоза.
Главные полюсы 3 состоят из сердечников, набранных из стальных листов и катушек. Внутри сердечника пропущен стержень, в который ввинчены болты крепления полюсов. Дополнительные полюсы выполнены из цельных стальных сердечников и катушек.
Выводы 6 выполнены из многожильного кабеля и замаркированы буквами Я и ЯЯ (якорные выводы), К и КК (выводы обмотки возбуждения).
В щеткодержателях 4, установленных на кронштейнах 2, закреплены щетки типа ЭГ2А размером 45X50X60 мм.
Тяговый электродвигатель
Рис. 15. Тяговый электродвигатель:
1 — прилив; 2 — кронштейн; 3 — главный полюс; 4 — щеткодержатель; 5 — коллектор; 6 — вывод кабеля; 7 — вкладыши; 8 — якорь; 9 — корпус 

Якорь 8 состоит из вала сердечника и обмотки. Вал удерживается в опрессованном состоянии нажимными шайбами коллектора 5, выполненными из 150 медных пластин, разделенных миканитовыми изоляционными пластинами толщиной 0,8 мм. В прорези выступов коллекторных пластин в определенном порядке впаяны передние концы обмотки и уравнительных соединений. Обмотка якоря в виде 50 катушек (секций) уложена в его пазы. Шаг обмотки по пазам составляет 1-13, шаг по коллектору — 14-2.       
Тяговые двигатели имеют принудительное охлаждение. Вентилятор с электродвигателем установлен на съемном кронштейне, который болтами прикреплен к раме тележки. Нагнетательный патрубок вентилятора соединен резиновым шлангом с приемным патрубком тягового двигателя.