Содержание материала

Основные неисправности снегоуборочных машин СМ-2 и способы их устранения
Для правильного ухода за снегоуборочными машинами необходимо знать наиболее характерные неисправности и способы их устранения. Основные, наиболее часто встречающиеся неисправности машин СМ-2 приведены в табл. 2.

Таблица 2

Неисправность                

Причины                                        

Способ устранения неисправности

Двигатель не запускается

Топливный насос не подает топливо:
а)     Закрыт кран топливного бака;
б)    Нет топлива в баке
в)     Воздух попал в топливную систему
г)     Засорен топливный трубопровод;

Электростартер развивает недостаточное число оборотов
Двигатель недостаточно прогрет

а) Открыть кран
б)    Наполнить бак топливом
в)     Выпустить воздух из топливной системы
г) Проверить и продуть топливный трубопровод
Проверить состояние стартера и аккумуляторов. При неисправности отдать стартер или аккумуляторы для ремонта в мастерскую или устранить неисправность на месте
Выпустить воду из системы охлаждения и залить в систему воду, нагретую до 70—80°С

Двигатель запускается, но после первых оборотов останавливается

. Воздух попал в топливную систему
Топливоподкачивающая помпа не подает топливо

Выпустить воздух из топливной системы
Отвернуть соединение трубы от бака к помпе и проверить, поступает ли топливо из бака. Присоединить трубу. Отвернуть соединение трубы от помпы к фильтру и, проворачивая коленчатый вал двигателя, проверить, подает ли помпа топливо. Если помпа не подает топливо — сменить ее

 


Неисправность

Причины

Способ устранения неисправности

Запуск двигателя затруднен из-за недостаточной компрессии

Неисправен топливный насос (зависли нагнетательные клапаны)
Износ поршневых колец или поломка клапанных пружин (признак: при проворачивании коленчатый вал вращается легко, не чувствуется компрессии; во время работы двигателя пробиваются газы и масло через суфлер)

Проверить работу топливного насоса и устранить дефект
Двигатель отправить в ремонт

После запуска масляный манометр не показывает достаточного давления

Недостаточное количество масла в баке
Подсос воздуха (признак: стрелка манометра колеблется)
Масляная система не заполнена маслом перед запуском
Засорен         масляный
фильтр
Неисправен масляный манометр
Ослабла или поломана пружина редукционного клапана масляного насоса
Нарушено уплотнение регенерирующего пакета маслофильтра

Добавить масла в бак
Проверить герметичность соединения маслопроводов до насоса и устранить причину подсоса
Заполнить перед запуском маслопроводы двигателя маслом
Снять и промыть фильтр
Заменить манометр
Заменить пружину и отрегулировать давление на 7—9 кГ/см2
Заменить пакет, добившись хорошего уплотнения по его торцам

Пробивание выхлопных газов

Трещины на выхлопном коллекторе или пробивание уплотнительной прокладки под фланцами коллектора
Пробивание газов в стыке между головкой и рубашкой цилиндров (признаки:
а) на холостом ходу на малых оборотах слышится свист. Для проверки необходимо провести рукой вдоль стыка головки блока с рубашкой цилиндров, в месте пробивания чувствуется теплая струя газов;
б)    подтеки масла и сажи в месте пробивания газов)

Заменить выхлопной коллектор или уплотнительные прокладки
Заменить прокладку между головкой и рубашкой

Неисправность

Причина

Способ устранения неисправности

 

Пробивание газов через суфлер (признак: выбрасывание масла из суфлера)

Отправить двигатель в ремонт

Двигатель не развивает полной мощности

Разрегулирована тяга, передающая движение от рукоятки подачи топлива к рычагу подачи топлива топливного насоса

Отрегулировать тягу

Неисправен топливный насос. Установить эту неисправность можно следующим образом:
а)     при работе двигателя отсоединить последовательно от топливного насоса по одной трубке, подающей топливо к форсункам; если из нижнего штуцера нет подачи топлива, это свидетельствует о том, что данная секция неисправна (завис плунжер, поломана пружина плунжера и т. д.);
б)    при остановке двигателя отсоединить от топливного насоса трубки и открыть кран топливного бака; если из какого-нибудь штуцера беспрерывно течет топливо — это свидетельствует либо о поломке пружины  нагнетательного клапана, либо о неисправности пары нагнетательный клапан —  седло

Снять топливный насос и заменить неисправные нагнетательные клапаны и их пружины

Неисправны форсунки. Для определения неисправных форсунок необходимо при работе двигателя последовательно отключать по одной форсунке. Для этого слегка отвернуть штуцер на трубке, идущей от насоса к форсунке. При включении работающей форсунки электротахометр показывает падение числа

Заменить форсунки, признанные негодными

Неисправность

Причины

Способ устранения неисправности

 

оборотов, слышится изменение звука работы двигателя в связи с изменением числа его оборотов. При выключении форсунки хорошо слышится изменение работы двигателя, вызванное падением числа оборотов.
Отключение неисправной форсунки не вызывает отклонений в работе двигателя, обороты не меняются
Сбился угол опережения подачи топлива
В топливный насос поступает недостаточное количество топлива из-за засорения топливного фильтра

Установить правильный угол
Промыть топливный фильтр

Двигатель дымит:
а) дым черный с проблеском пламени

Уменьшился угол опережения подачи топлива; топливо догорает в выхлопной трубе
Неплотное прилегание клапанов к седлам, поломка клапанных пружин

Проверить положение меток на муфте привода топливного насоса, установить угол
Снять головку блока для ремонта

б) дым черный

Неисправности форсунки:
а) сильно подтекают форсунки;
б)    заедает или зависает игла распылителя, вследствие чего топливо впрыскивается неравномерно;
в) засорены форсуночные отверстия
Двигатель после пуска нагружен без предварительного прогрева

Снять ненормально работающие форсунки и заменить их новыми
Прогреть двигатель

в) дым сизый

Большой износ или потеря упругости поршневых колец и вследствие этого попадание масла в камеры сгорания

Заменить поршневые кольца

Двигатель стучит

Дана большая нагрузка без предварительного прогрева холодного двигателя

Прогреть двигатель

Неисправность               

Причины                                       

Способ устранения неисправности

 

Неисправны форсунки.
Выявить их, как указано выше
Воздух попал в топливную систему
Неисправности топливного насоса: отвернулся винт, стягивающий зубчатый венец на поворотной втулке, вследствие чего не регулируется подача топлива

Заменить неисправные форсунки
Выпустить воздух из топливной системы, как указано выше
Заменить топливный насос. Неисправный топливный насос отправить в ремонт

Двигатель работает неравномерно

Не работает один или несколько цилиндров из- за неисправности топливного насоса или форсунки. Неисправные секции топливного насоса или форсунки определить, как указано выше

При первой возможности произвести замену топливного насоса или форсунки

Двигатель идет вразнос

Поломка регулятора топливного               насоса
(признак: двигатель развивает число оборотов, большее максимально допустимого)

Немедленно остановить двигатель, для этого закрыть запорный кран топливного бака и по возможности нагрузить двигатель. Топливный насос должен быть заменен

Высокая температура выходящей воды

Недостаточное количество воды в системе охлаждения или образования паровой пробки
Поломка водяного насоса

Долить воду в систему охлаждения, удалить паровую пробку через предусмотренные заглушки в трубопроводах
Проверить циркуляцию воды. Заменить неисправный насос               

Накипь в системе охлаждения
Термометр воды дает неправильное показание

Удалить накипь промывкой системы раствором, состоящим из 1 кг едкого натра и 500 г керосина и ведра воды. Для удаления накипи спустить воду из системы, заполнить систему указанным раствором и оставить его в двигателе на 8—10 ч, затем запустить двигатель и прогреть его на малых оборотах
После прогрева спустить раствор и промыть систему чистой водой
Заменить неисправный аэротермометр

Высокая температура выходящего масла

Недостаточное количество масла в системе
Двигатель перегружен

Долить масло
Перейти на меньшую нагрузку

 

Неисправность                

Причины                                       

Способ устранения неисправности

 

Термометр дает неправильное показание
Неудовлетворительное качество масла (определяют физико-химическим анализом)

Заменить аэротермометр
Заменить масло         

Электростартер при нажатии на пусковую кнопку не запускается

Перегорела плавкая вставка П-20              
Неисправна кнопка стартера
Обрыв в проводах, питающих пусковое реле стартера, или обрыв его обмотки. Ненадежное соединение проводов кнопки стартера па зажимах блока защиты

Заменить плавкую вставку
Снять кнопку стартера и отправить для разборки и ремонта
Проверить присоединение проводов на щитке электрооборудования, реле стартера и реле привода. В случае обрыва в обмотке реле стартера снять и отправить в ремонт

При запуске шестерня электростартера не выбрасывается

Не работает механизм включения шестерни или неисправно реле привода

Снять стартер и отправить в ремонт

Электростартер не развивает необходимой мощности

Разряжены аккумуляторные батареи или пробуксовывают диски фрикциона в муфте привода стартера (признак: при нажатии на кнопку стартера пусковое реле срабатывает, шестерня входит в зацепление с венцом маховика, но стартер не проворачивает маховик. Напряжение по вольтметру снижается ниже 17— 18 в, слышен звук работающего стартера)
Сильное искрение щеток электростартера (изношенность щеток, нагар на коллекторе и т. д.)
Подгорели контакты пускового реле стартера
Ослаблено крепление проводов на батареях, блока защиты пускового реле стартера или реле привода на стартере

Проверить степень разрядки батарей
Плотность            электролита
должна быть не менее 1,25 летом и 1,29 зимой. Разряженные батареи подзарядить или заменить новыми. В случае пробуксовки дисков снять стартер и отправить в ремонт.
Заменить щетки или зачистить коллектор шкуркой № 0000 и продуть от пыли
Снять реле стартера для разборки и ремонта
Проверить крепление проводов и затянуть зажимы

Вольтамперметр не показывает зарядного тока генератора

Перегорела плавкая вставка ПВ-50
Неисправен вольтамперметр

Заменить плавкую вставку
Заменить неисправный вольтамперметр

Неисправность

                              Причины

Способ устранения неисправности

 

Обрыв в цепи зарядки аккумуляторной батареи
Генератор не возбуждается:
а)  обрыв в проводе Ш:
б)    сильное загрязнение или обгорание контактов регулятора напряжения;
в) неисправности в генераторе (короткое замыкание, обрыв в цепи возбуждения, загрязнение коллектора, неплотное прилегание или износ щеток и др.)

Устранить обрыв, заменить дефектный провод
а)     устранить обрыв
б)    снять реле-регулятор и отправить его в ремонт
в)     неисправный генератор снять и отправить в ремонт

Вольтамперметр не показывает напряжения

Перегорела плавкая вставка ПВ-50
Обрыв (или ненадежный контакт) в проводах, питающих вольтамперметр
Неисправен вольтамперметр

Заменить плавкую вставку
Проверить крепление проводов
Заменить неисправный вольтамперметр

Искрение щеток возбуждения

Щетки плохо пришлифованы к коллектору
Слабый нажим пружин                щеткодержателя
Щетки смещены с рабочей нейтрали
Загрязнение коллектора
Износ щеток
Бьет коллектор
Появление слюды над поверхностью коллектора

Притереть щетки
Проверить и отрегулировать нажим
Повернуть щит-траверсу до совпадения отметок траверсы и станины
Протереть коллектор чистой тряпкой, смоченной бензином. Если загрязнения не снимаются тряпкой, очистить коллектор мелкозернистой искусственной пемзой или мелкой стеклянной шкуркой
Заменить щетки запасными
Проточить коллектор. Производить обточку коллектора следует как можно реже и только в случае явной необходимости
Продорожить слюду между коллекторными пластинами на глубину 1,5 мм и пришлифовать коллектор

Подгорание коллектора

Ослабление коллектора
Обрыв или плохая пайка в обмотке якоря

Подтянуть гайку коллектора сначала в холодном, а затем в нагретом состоянии
Ремонт обмотки

 


Неисправность                

Причины                                       

Способ устранения неисправности

Вытекание смазки

Плохое качество смазки
Перегрев подшипников
В подшипниках заложено слишком много смазки

Промыть подшипники бензином и заменить смазку
Проверить годность подшипников
Проверить количество смазки и удалить ее излишек

Генератор не дает номинального напряжения под нагрузкой

Скольжение клиновидных ремней привода возбуждения

Отрегулировать натяжение ремней, поднимая возбудитель. Проверить параллельность лап возбудителя с приливами станины генератора
Устранить загрязнение канавок

Искрение щеток на контактных кольцах

Повышенная          плотность тока по причинам:
а)  перегрузка по току
б)    щетки плохо пришлифованы
в) неправильный нажим пружин щеткодержателей
Неудовлетворительное состояние контактной поверхности колец:
а) кольца бьют
б)    контактная поверхность колец плохо пришлифована
в)     кольца или щетки загрязнены

а)     уменьшить нагрузку
б)    притереть щетки
в) отрегулировать нажим
а)     обточить и отшлифовать кольца
б) то же
в) удалить грязь с колец
или щеток             ·

Выход из строя полюса ротора 
Перегрев активного железа статора

Электрический пробой на корпус
Генератор работает:
а)     с повышением против номинального напряжения;
б)    с числом оборотов ниже номинального

Снять полюс и устранить дефекты
а)     понизить напряжение до номинального
б)    довести скорость вращения двигателя до номинального числа оборотов

Перегрев обмотки статора (равномерный) Часть обмотки статора сильно перегревается, генератор гудит и из него показывается дым

Перегрузка генератора по току
Межвитковое замыкание
Короткое замыкание между двумя фазами
Заземление в двух местах обмотки статора

Довести нагрузку до номинальной
Заменить дефектную катушку
Устранить межфазное замыкание
Устранить заземление

Перегрев обмотки возбуждения генератора

Увеличенный ток возбуждения
Межвитковое соединение или заземление в двух местах обмотки возбуждения

Уменьшить ток возбуждения до номинального
Для определения межвиткового соединения подвести к обмотке возбуждения переменный ток и измерить напряжение на отдельных катушках

Неисправность

Причины

Способ устранения неисправности

 

 

 на дефектной катушке напряжение будет значительно меньше чем на исправной; устранить межвитковое замыкание в катушках полюсов. Устранить заземление полюсов

Понижение сопротивления изоляции

Загрязнение или отсыревание обмоток

Прочистить и продуть обмотки: сушить их, как указано в инструкции

Перегрев подшипников качения

Неправильная центровка сопрягаемых машин
Слишком мало смазки в подшипниках
Плохое качество смазки
Плохое качество подшипника или повреждение его

Проверить центровку машин
Проверить количество смазки и заполнить подшипники необходимым количеством
смазки
Заменить смазку
Заменить подшипник