Глава VIII
ПУТЕВОЙ СТРУГ-СНЕГООЧИСТИТЕЛЬ
Путевой струг-снегоочиститель типа СС-1, предназначенный для очистки старых и нарезки новых кюветов/ оправки и планировки откосов выемок и других земляных работ,, зимой используют для очистки путей от снега и вскрытия кюветов для пропуска весенних вод.
Возможность использования струга-снегоочистителя в течение всего года указывает на эффективность применения этой машины в путевом хозяйстве.
Для передвижения струга можно использовать любой локомотив, который еще и питает сжатым воздухом рабочие органы машины — цилиндры управления крыльями и носовыми снегоочистительными устройствами.
Устройство машины
Струг-снегоочиститель (рис, 53) состоит из рамы 1, двух главных боковых крыльев 7, двух носовых снегоочистительных устройств 11, пневматического оборудования и двух кабин: хозяйственной 2 и управления 10.
Рама машины является основой машины, на которой смонтированы все рабочие органы и вспомогательные обустройства. Рама, опирающаяся на две тележки: переднюю — трехосную и заднюю — двухосную, представляет собой мощную сварную мостовую ферму.
Для крепления и подвески главных рабочих крыльев 7 на раме 1 укреплена портальная рама 12. На передней и задней частях рамы 1 подвешены снегоочистительные устройства 11.
По обоим концам рамы 1 смонтированы выдвижные приборы для автоматической сцепки струга с локомотивом или составом при переброске его на дальние расстояния.
Главные крылья 7 являются основными рабочими органами струга-снегоочистителя — они предназначены для всех видов земляных и отвальных снегоочистительных работ.
В рабочее положение каждое из двух крыльев переводится пневмоцилиндром 8, который может поворачиваться вокруг вертикальной оси. В раскрытом состоянии крылья удерживают три телескопические распорки 3, 4 и 6.
Главное крыло 7 выполнено в виде плоского мощного отвального плуга и трех подвижных частей: выдвижной кюветной, расположенной за основной частью главного крыла, откосного крыла 5 и балластного планировочного подкрылка 9.
Рис. 53. Струг-снегоочиститель:
1 — рама; 2 — хозяйственная кабина; 3, 4 и 6 — телескопические распорки; 5 — откосное крыло; 7 — главное крыло; 8 — пневмоцилиндр; 9 — балластный подкрылок; 10 — кабина управления; 11 — снегоочистительные устройства; 12 — портальная рама
Боковое крыло 1 (рис. 54) подвешено к портальной раме на укосине 6, вертикальная часть которой выполнена в виде трубы 5, надетой на колонну 7. К верхней части укосины 6 крепится наклонная телескопическая тяга 4. Шток 2 тяги соединен с крылом. К кронштейну 3 нижней обоймы трубы на горизонтальной оси крепится крыло, поворачивающееся в вертикальной плоскости и изменяющее величину угла наклона. Поворот осуществляется телескопической тягой 4. Кронштейн 8 верхней обоймы укосины 6 соединен со штоком подъемного пневмоцилиндра 9, закрепленного внутри струга. Каждое крыло имеет свой подъемный пневмоцилиндр. При выдвижении штока этого цилиндра укосина вместе с крылом будет подниматься вверх, скользя по колонне 7. В поднятом положении крыло стопорится штырями.
Кюветная часть крыла устроена таким образом, что может свободно выдвигаться из основной части крыла на необходимую величину и убираться обратно по наклонным направляющим главного крыла.
При подъеме кюветной части вверх в крайнее положение она полностью заходит за основную часть крыла. При опускании кюветная часть выходит из-за основной на величину, необходимую для очистки или нарезки кюветов.
Такая конструкция кюветной части крыла позволяет быстро переводить струг-снегоочиститель с планировочных работ на нарезку или очистку от снега кюветов.
Кюветная часть крыла устанавливается по оси кювета поворотом всего главного крыла. При этом угол установки изменяется в пределах от 30 до 45°.
Рис. 54. Схема подвески бокового крыла к портальной раме:
1 — боковое крыло; 2 — шток тяги; 3 и 8 — кронштейны; 4 — телескопическая тяга; 5 — труба; 6 — укосина; 7 — колонна; 9 — пневмоцилиндр
Рис. 55. Снегоочистительное устройство:
1 и 3 — передние щиты; 2 — вертикальный шарнир; 4 — боковые крылья; 5 — кронштейн; 6 — пневмоцилиндры; 7 — распорки
Откосное крыло, предназначенное для профилирования откосов выемки, опускается за счет собственного веса, веса распорки и усилия, передаваемого тягой. В установленном положении откосное крыло скрепляют с главным крылом через отверстие сектора откосного крыла воздушными стопорами. Давление, воспринимаемое крылом в процессе работы, через три телескопические распорки передается на раму струга-снегоочистителя.
Балластный подкрылок служит для планировки откосов балластной призмы. Его можно поворачивать вокруг оси и устанавливать горизонтально или под соответствующим углом.
Снегоочистительные устройства установлены по обоим торцам фермы струга-снегоочистителя. При движении машины станционные пути и выемки можно расчищать от снега носовой частью с боковыми крыльями.
Каждое из снегоочистительных устройств струга (рис. 55) имеет два передних щита 1 и 3 и два боковых крыла 4. Каждый передний щит посредством вертикальных шарниров 2 крепится к раме струга-снегоочистителя.
В рабочее положение щиты устанавливают вручную и закрепляют съемными распорками 7. На нижней части щитов имеются подрезные ножи.
Боковое крыло, соединенное с передним щитом шарниром, в свою очередь имеет подвижную нижнюю часть с подрезным ножом, которая опускается автоматически при открытии крыла.
Рис. 56. Схема рабочих установок снегоочистительных устройств
Раскрывают и закрывают крылья при помощи двух расположенных один над другим воздушных цилиндров 6.
Конструкция струга-снегоочистителя позволяет использовать его на следующих работах:
на очистке снега на однопутных участках (рис. 56, а);
на очистке снега на двухпутных участках с отвалкой снега в любую сторону (рис. 56, б и в);
в виде скрепера (рис. 56, а) для перемещения снега вдоль пути и выноса его за пределы выемки.
Для предотвращения вредного влияния автосцепных приборов на движение снега по отвалу и уменьшения сопротивления при разделке снежной траншеи автосцепки струга-снегоочистителя выполнены выдвижными.
Управление машиной
Управление рабочими органами струга-снегоочистителя производится пневматически (рис. 57). Сжатый воздух от локомотива по трубопроводу 11 поступает в ресиверы 1, откуда направляется к распределительным столам пульта управления боковыми крыльями 1, Ill и снегоочистительными устройствами II, IV. Отсюда воздух через краны управления поступает в пневмоцилиндры. На каждом боковом крыле установлены пневмоцилиндры трех стопоров 2 телескопических распорок, стопоров 3 откосного крыла, 4 наклонной тяги и 6 — телескопической тяги, пневматического цилиндра подъема 9 и открытия 7 крыла, наклона всего крыла 8, откосного 5 и пневмодвигателя 10 кюветной части.
Рис. 57. Схема пневматического управления:
- — ресиверы; 2, 3, 4 и 6 — стопоры телескопических распорок; 5, 7, 8 и 9 — пневмоцилиндры поворота, открытия, наклона и подъема откосного крыла; 10 — пневмодвигатель; 11 — воздухопровод; 12 — пневмоцилиндр открытия носовой части; 13 — пневмоцилиндр подъема подвижной части щитов; 14 — стопоры;
I, III — столы пульта управления боковыми крыльями; II, IV — то же, снегоочистительными устройствами
Каждое снегоочистительное устройство имеет по четыре цилиндра 12 открытия носовой части, два цилиндра 13 подъема подвижной части передних щитов и два цилиндра пневмостопора 14 подвижной части. Постоянный запас воздуха при заданном давлении поддерживается двумя запасными воздушными резервуарами. Рабочее давление воздуха (5—6 ати) контролируют при помощи манометра, установленного на пульте управления.
Для освещения в ночное время рабочего участка перед машиной на кабинах установлены прожекторы, а на крыше передней кабины еще и фары.
В кабине управления установлен стол с кранами управления и контрольными приборами. Здесь же расположены контрольные световые сигналы, дублирующие стоп-сигналы локомотива.
Хозяйственная кабина для обслуживающей бригады оборудована двумя полками по типу пассажирских вагонов для отдыха бригады и слесарным верстаком для выполнения мелкого ремонта в процессе работы.
В последнее время проводится модернизация струга- снегоочистителя в связи с тем, что боковые крылья его искажают поперечный профиль кювета, т. е. не выдерживают требуемые уклоны путевого и полевого откоса.
Новая конструкция крыла позволяет производить нарезку и очистку кюветов и балластной призмы без искажения профиля поперечного сечения при различном удалении кювета от оси пути. Особенность этого крыла состоит в том, что его кюветная часть, шарнирно связанная горизонтальной осью с основной секцией, выполнена с поворотными в вертикальной плоскости концевыми ножами и связана с бровочным подкрылком, прикрепленным вертикальной осью к основной секции.
Основные неисправности струга-снегоочистителя и способы их устранения
С целью обеспечения бесперебойной работы машины необходимо своевременно устранить возникшие неисправности, наиболее характерные из которых приведены в табл. 6.
Таблица 6
Неисправность | Причины | Способ устранения неисправности |
Пропуск воздуха в сети воздухопровода | Неплотно соединена сеть воздухопровода | Разъединить трубы, смазать резьбу суриком или обмотать пенькой, снова смазать суриком и соединить трубы |
Неисправность | Причины | Способ устранения неисправности |
Пропуск воздуха в кранах управления | Кран неплотно притерт или недостаточно затянут | Подтянуть гайки и, если этого недостаточно, притереть пробку крана |
Пропуск воздуха через гибкие резиновые рукава | Разрыв гибких рукавов | Плотно затянуть хомут подвертыванием гайки |
Пропуск воздуха через сальники цилиндра | Слабая набивка сальника | Подтянуть крышки сальника или заменить его набивку |
Ослаблено крепление (цилиндров, шарниров и других частей) болтовых соединений | Ослабление резьбового соединения и потеря шплинтов | Плотно затянуть гайки и поставить шплинты и шайбы |
При работе образуются уступы или ямки на срезанной поверхности грунта | Поперечная качка | При работе без штыря необходимо плавно опустить крыло до соприкосновения с грунтом и, когда машина тронется, опустить окончательно крыло. Для того чтобы сгладить уступы, последний проход делать по всему участку |
При разработке откосов получаются задиры | Велика скорость проходки и глубина резания | Уменьшить рабочую скорость передвижения струга до 3 км/ч и уменьшить глубину резания |
На дне кювета получаются бугры | Самопроизвольный подъем крыла при переходе со слабого грунта на более плотный | Произвести повторную проходку, чтобы срезать эти бугры |
Получается неправильный уклон кювета | Искажен профиль пути | Поставить крыло на необходимую отметку путем опускания на ходу (работа без штыря) |
Крыло не поднимается | Давление воздуха в цилиндрах недостаточно | Накачать воздух насосом локомотива до 6—7 ат, опустить корень крыла и подтянуть крыло наклонным цилиндром |
Заедает наклонный штырь путевого струга | Штырь перекошен и зажат | Впускать воздух попеременно в нижнюю и верхнюю полости цилиндра с нажимом на педаль, штырь вынуть и поправить |
Наклонный цилиндр не поднимает крыло | Заедание | Опустить корень крыла, дать небольшое опережение подъема крыла наклонным цилиндром |
Крыло не закрывается | Повреждение | Надеть цепь, притянуть плотно к ферме и закрепить стяжкой |
Локомотив не может стронуть струг с места | Большая нагрузка на крыло | Остановить машину, приподнять крыло и уменьшить его заглубление |
Опыт применения струга-снегоочистителя на очистке путей от снега
Снегоочистительные устройства путевого струга позволяют производить работы по расчистке путей от снега на перегонах и станциях.
На перегоне струг-снегоочиститель может работать в качестве:
онегоочистителя-тарана для очистки путей от снежных заносов глубиной до 2. м;
однопутного или двухпутного снегоочистителя как при левопутном, так и правопутном движении;
снегоочистителя-скрепера для вывозки снега из глубоких и сильно занесенных снегом выемок.
При работе стругом как снегоочистителем-тараном необходимо убрать автосцепные приборы и закрыть их люки крышками. Ножи передних щитов правой и левой стороны в зависимости от условий работы опустить.
При первом проходе боковые крылья остаются закрытыми, а после пробивки траншей их открывают и производят расширение траншеи.
Правила работы струга-снегоочистителя на перегоне полностью соответствуют правилам работы типовых · снегоочистителей, находящихся в эксплуатации на сети железных дорог.
Рабочая скорость при очистке снега на перегоне допускается в пределах 5—40 км/ч.
Струг в качестве однопутного снегоочистителя работает как таран. При этом крылья открываются и закрываются на ходу в зависимости от прохода препятствий.
Для установки снегоочистительного устройства в положение скрепера оба передних щита развертывают вокруг среднего шарнира и в этом положении закрепляют распорными штангами. Боковые крылья при движении по перегону устанавливают в транспортное положение.
Очистку снега со станционных путей производят как снегоочистительным устройством, так и боковыми крыльями стругов. При этом последние устанавливают так же, как и для планировки. Работу производят с постепенным освобождением от вагонов одновременно двух путей.
Струг носовой частью, опущенной ниже головки рельсов на 50 мм, и одним боковым крылом очищает сразу два пути, переваливая снег на второе междупутье.
Второй путь, уже очищенный от снега, струг проходит с раскрытым крылом, забирая снег со второго междупутья и с третьего пути.
Этим проходом снежный вал со второго междупутья и снег с третьего пути переваливаются на третье междупутье. Таким порядком работа продолжается до тех пор, пока снег не начнет переваливаться через крыло струга.
После этого струг переводят на 10—12-й пути и начинают перевалку снега в противоположном направлении. Вал снега, собранный с 10—20 путей, грузят на снеговой состав.
Рабочая скорость струга при очистке от снега станционных путей 5—10 км/ч.
Сколку льда производят носовой частью стругов, на щитах которых вместо ножей предварительно устанавливают гребенки. Носовые щиты с гребенками опускают ниже головки рельса на 50 мм. Скалываемый при продвижении струга лед в зависимости от установки носовых щитов сбрасывается на одну или на обе стороны от пути.