Содержание материала

Для постоянного поддержания машины в исправном состоянии, кроме ежедневного ухода, проводят профилактические плановые работы по обслуживанию машин. Объемы и виды технического обслуживания и ремонта машин зависят от типа машины и ее сложности. Системой планово-предупредительного ремонта предусмотрены техническое обслуживание, выполняемое перед    каждым выездом машины к месту работы; текущий ремонт; средний и капитальный ремонты.
Техническое обслуживание включает профилактические и регулировочные работы, замену и ремонт отдельных изношенных деталей, смазку машины, настройку и регулировку отдельных механизмов и систем. Для осмотра, регулировки и смазки механизмов снимают мешающие этому детали узлов. Проверяют также электрооборудование. Появившийся нагар на коллекторах снимают шлифовкой стеклянной бумагой; изношенные щетки заменяют новыми, предварительно притертыми по коллектору.
По двигателям внутреннего сгорания предусмотрены все работы в объеме ежедневного осмотра и, кроме того, промывка масляного фильтра, замена сменного картонного пакета, промывка системы смазки (со сменой масла, очисткой сапуна картера, доливкой масла в корпус регулятора), промывка воздухоочистителя, очистка и проверка крепления крыльчатки вентилятора. Кроме того, сливают отстой из топливного бака, промывают трубопроводы и топливный бак. При снижении мощности, повышенной дымности выхлопа, неустойчивых минимальных холостых оборотах проверяют регулировку газораспределения, давление и качество распыла топлива форсунками. Проверяют состояние фрикционной муфты сцепления, приводных ремней. В случае неплотного прилегания клапанов механизма газораспределения к седлам производят притирку клапанов. Проверяют также работу топливного насоса и при необходимости промывают систему охлаждения.

Текущий ремонт машин включает все работы ежедневного технического обслуживания. Кроме того, производят замену смазки во всех механизмах, осмотр и при необходимости ремонт муфт соединения двигателей с редукторами, транспортеров, телескопических распорок, типовых редукторов и реверсов, пультов управления. Выполняют также текущий ремонт электростанции, проверку электрооборудования и при необходимости ремонт или замену отдельных его элементов. Необходимо отметить, что эту проверку осуществляют не только при текущем ремонте, но и в процессе эксплуатации машины не реже одного раза в неделю, а при сырой погоде — перед каждым выездом машины к месту работ.
Текущий ремонт производит, как правило, обслуживающая машину бригада во время перерывов в работе в порядке повседневного ухода. Бригада производит осмотр технического состояния машины и одновременно с этим очистку деталей, крепление соединений, регулировку механизмов, смазку, смену мелких или ремонт изношенных деталей, устранение утечки сжатого воздуха из воздухопровода. После ремонта механик должен проверить работу отдельных узлов и механизмов.
Годовой осмотр приурочивают, как правило, к проведению одного из текущих ремонтов или выполняют по окончании сезона работы. При годовом осмотре проверяют и ремонтируют ходовые части, сцепные приборы, тормозную систему, а также выполняют все те работы, которые предусмотрены текущим ремонтом. После годового осмотра машина должна быть полностью готова к началу нового сезона работ.
Ревизию тормозов следует делать через каждые 6 месяцев, а периодический осмотр — через год. Ревизию и осмотр приурочивают к одному из видов планового ремонта.

Средний ремонт производит ремонтная бригада с участием бригады, обслуживающей машину и с привлечением работников дистанционных (путевых) мастерских. К этому виду ремонта относятся осмотр технического состояния машины, частичная разборка и ремонт некоторых узлов, агрегатов и механизмов с полной их разборкой, при возможности со снятием с машины. При этом выполняется ряд работ, которые не могут быть произведены при текущем ремонте, так как требуют применения специального станочного оборудования. Одновременно ремонтируют раму, кузов, ходовые части и тормозное оборудование. После ремонта все узлы и механизмы машины регулируют, налаживают и опробывают.
Текущий и средний ремонты снегоуборочных машин производят мастерские дистанций пути и путевые машинные станции.

Капитальный ремонт предусматривает подетальную разборку и ремонт всех узлов и механизмов машины с заменой отдельных узлов или механизмов новыми, выправку и ремонт изношенных или поврежденных деталей и узлов. Этот вид ремонта осуществляют только на заводах.
После капитального ремонта производят полную регулировку, наладку и испытание рабочих органов и всей машины в целом. Редукторы, коробки передач, реверсы и силовые приводы подвергают предварительной обкатке. Машину испытывают вхолостую и при возможности под нагрузкой. При необходимости на контрольном участке пути проверяют параметры работы всех ее узлов и их соответствие данным технической характеристики. Протяжение участка пути для обкатки машины предусмотрено техническими условиями на ремонт и приемку. После обкатки все механизмы окончательно регулируют и машину сдают отделу технического контроля завода и приемщику заказчика. Приемщику должны быть предъявлены акты освидетельствования запасных резервуаров воздухопроводной сети и ходовых частей.        
Если на приемочных испытаниях будут обнаружены неисправности, механизмы окажутся неотрегулированными или возникнут перебои в их действии, необходимо принять меры к устранению обнаруженных дефектов и произвести повторную приемку машин.
Приемку как новых машин, так и после ремонта оформляют актом за подписями представителей завода и заказчика. К акту приемки должны быть приложены акты ОТК завода, акты гидравлического и электрического испытаний, освидетельствования и проверки пневматической сети на плотность под давлением, а также технический паспорт на машину.