Содержание материала

Для запуска дизеля электростанции необходимо заполнить расходный топливный бачок, включить выключатель батареи, после чего включить на пульте управления дизелем кнопку стартера. Тем самым питание от аккумуляторной батареи будет подано по проводам на катушку реле стартера. Это реле включается и замыкает свой контакт в цепи пускового реле, в результате чего последнее замыкает свой контакт и подключает якорь и обмотки стартера на аккумуляторную батарею. Начиная с этого момента, стартер раскручивает коленчатый вал дизеля до образования вспышки топлива в цилиндрах дизеля и таким образом двигатель начинает работать.


Рис. 33. Электрическая схема машины СМ-2

При изменении числа оборотов коленчатого вала двигателя, определяемого по показанию вольтамперметра, установленного в цепи зарядки аккумуляторной батареи, следует убедиться в исправной работе реле регулятора тока. Если реле в порядке, напряжение на зажимах вспомогательного генератора при любых оборотах коленчатого вала дизеля должно поддерживаться в пределах 24—26 в. Когда будет включено внутреннее освещение, буферные фонари и лампы светового указателя, напряжение на зажимах вспомогательного генератора должно быть также в пределах 24—26 в.           
После проверки работы реле регулятора следует вывести реостат возбуждения возбудителя РВВ и возбудить синхронный генератор так, чтобы напряжение на его зажимах достигло 400 в. Величину напряжения, тока и частоту синхронного генератора определяют по показаниям вольтметра, амперметра и частотомера, установленных на щите управления синхронным генератором. Ориентируясь по показаниям этих приборов, механик электростанции обязан при всех режимах работы поддерживать напряжение синхронного генератора равным 400 в и частоту — 50 гц. Необходимо следить, чтобы при длительных режимах работы величина тока генератора не превышала 360 а.
Сигналом готовности к запуску исполнительных механизмов .для механика, управляющего приводными электродвигателями, служат показания светового указателя и вольтметра на пульте управления электродвигателями. При запуске исполнительных электродвигателей напряжение, показываемое вольтметром, должно быть 400 в, а рабочие органы приведены в рабочее состояние. Очередность запуска электродвигателей может быть любой, и определяют ее каждый раз в зависимости от конкретных условий работы машины.
Короткозамкнутые электродвигатели 1, 3 и 4 запускают нажатием кнопки «Пуск» на пульте управления. Электродвигатель ленточного транспортера имеет фазный ротор, в последних выпусках —  с короткозамкнутым ротором. При запуске этого электродвигателя необходимо нажать кнопку «Пуск» транспортера и плавно вывести масляный реостат. Щеточный питатель машины реверсивный. Реверсирование производят электродвигателем (включением кнопок «Вперед и «Назад»). При запуске электродвигателей необходимо следить за показаниями амперметра на пульте управления машинами. 
Во избежание сильного понижения напряжения на синхронном генераторе не следует запускать два двигателя одновременно.
При нажатии на пусковые кнопки на пульте управления должны загораться соответствующие сигнальные лампочки, показывающие, что магнитный пускатель включился и электродвигатель подключен к генератору.                                                     
Отключение и остановку электродвигателя производят нажатием кнопки «Стоп» на пульте управления. В случае надобности каждый электродвигатель может быть отключен от генератора электростанции своим рубильником, однако такое отключение может быть сделано только в случае, если магнитный пускатель этого электродвигателя выключен.

От перегрузок каждый электродвигатель защищают специальные тепловые реле, встроенные в магнитные .пускатели. При срабатывании теплового реле магнитный пускатель выключается и отключает электродвигатель от синхронного генератора. Повторное включение этого электродвигателя от соответствующей кнопки «Пуск» невозможно до тех пор, пока магнитный пускатель не будет разблокирован. Для этого надо открыть распределительный шкаф и нажать восстанавливающую кнопку заблокированного магнитного пускателя.
Перед осмотром электродвигателей при работающем дизеле необходимо выключить рубильники, так как. рабочее напряжение в силовой цепи и цепи управления составляет 380 в, что опасно для жизни. При осмотре пульта управления и смене сигнальных лампочек, плавких предохранителей, а также при аварийном режиме аварийный выключатель должен быть выключен.
Лобовой прожектор включают выключателем В2 с пульта управления машинами. Рабочее напряжение цепи прожектора 50 в.
Подготовка дизель-генератора машины CM-2 к эксплуатации и обслуживание двигателя выполняются в основном так же, как и у описанных выше машин СМ-3 и СМ-4.
Особое внимание необходимо уделить соблюдению следующего порядка запуска двигателя:
открывают запорный клапан топливного бака;
выпускают воздух из топливной системы (для этого нужно вывернуть пробки на корпусе топливного насоса и спускать топливо до тех пор, пока оно не будет выходить сплошной струей без пузырьков воздуха, после чего поставить пробки на место);
поднимают давление масла в масляной системе до 1,5—2 кГ/см2 ручным прокачивающим насосом, после чего провертывают электростартером коленчатый вал (без подачи топлива), пока стрелка манометра не покажет давление 1,5—2 кГ/см2;
устанавливают рукоятку подачи топлива в среднее положение; запускают двигатель нажатием кнопки стартера.
Как только двигатель заработает, пусковую кнопку электростартера следует отпустить и установить минимально устойчивые обороты холостого хода (500—600 об/мин) при помощи рукоятки на щите управления.                                         
Непосредственно после запуска двигатель не должен делать более 600—800 об/мин. Нужно обратить внимание на показания приборов (электротахометра, аэротермометров, манометра и вольтамперметра). Через 1 мин после запуска давление масла не должно быть ниже 2 кГ/см2. Если манометр показал, что оно ниже, нужно остановить двигатель и выяснить причину этого.
После запуска двигатель следует хорошо прогреть на холостом ходу при 600—800 об/мин с постепенным переходом на 1000—1100 об/мин, пока температура воды и масла не достигнет 35—45°С. Прогрев двигателя на больших оборотах запрещается. Во время прогрева допускается лишь кратковременная (на несколько секунд) проба двигателя на больших оборотах. 
Набирать и сбрасывать обороты следует плавно. Двигатель считается прогретым и готовым к нормальной эксплуатации на всех режимах при температурах (на выходе) масла 55° и воды 60—65°С. Переходить с одного режима на другой следует плавно.  
Если при полностью включенной подаче топлива число оборотов двигателя начинает уменьшаться с 1500 до 1200—1300 об/мин, что вызывается перегрузкой двигателя, следует немедленно перейти на меньшую нагрузку. Когда топливо полностью израсходовано, из бака в топливную систему может попасть воздух, и двигатель «глохнет». В этом случае нужно выпустить воздух из системы через заглушку топливного фильтра.                                                                                                 
При падении давления масла или резком повышении температуры выходящего масла и воды следует немедленно остановить двигатель и выяснить причины этого. Если при остановке температура выходящего масла превысит 75°С, то для предохранения коренных вкладышей от перегрева нужно немедленно прокрутить коленчатый вал двигателя от электростартера.
Перед остановкой двигателя следует уменьшить обороты коленчатого вала до 600—800 об/мин и проработать на них вхолостую, пока двигатель не охладится.
При эксплуатации двигателя зимой, когда температура ниже +5°С, перед запуском двигатель необходимо прогреть заливкой горячей воды во внутреннюю циркуляционную систему. Это выполняют следующим образом:
открывают спускной кран водяного насоса; наливают в систему 3—4 ведра воды, нагретой до 60°С, после чего заливают горячую воду (примерно 80°С), пока она не потечет из спускного крана п корпус водяного насоса не прогреется;                                                                                     
закрывают спускной кран и заполняют систему охлаждения горячей водой (примерно 80°С).    
Во избежание размораживания водяного насоса и головок блока воду следует заливать быстро, без перерывов. Одновременно с заливкой воды заполняют масляные баки горячим маслом (примерно 80°С), заливают в картер двигателя через отверстие корпуса суфлера 5—6 л горячего масла для подогрева маслопроводов в нижнем картере и масляного насоса. Масляный бак заполняют меньшим количеством масла.        
В зимнее время нельзя проворачивать коленчатый вал двигателя без предварительного прогрева горячей водой и маслом, а также без прокачки масла ручным масляным насосом. Запуск непрогретого двигателя категорически запрещен. Не допускается также зимой работа на холостом ходу или под нагрузкой при температуре выходящей воды и масла ниже 60°С, так как это ведет к осмолению клапанов и поршней двигателя, что может вызвать аварию.
При продолжительных остановках двигателя необходимо сливать воду из системы охлаждения и масло из двигателя. Воду сливают, когда температура ее достигнет 50—55°С, а масло — сразу же после остановки двигателя. Следует помнить, что не полностью спущенная вода и даже оставленные капли примораживают крыльчатку водяного насоса, что может привести к ее поломке. После слива воды необходимо провернуть несколько раз коленчатый вал двигателя без подачи топлива и убедиться, что воды не осталось. Сливные отверстия оставляют открытыми.
Аккумуляторные батареи должны быть подготовлены к зимней эксплуатации в соответствии с правилами их эксплуатации, составленными заводом-изготовителем.
Надежность и бесперебойность работы дизель-генератора в значительной степени зависят от состояния систем охлаждения и смазки. Для нормальной работы системы охлаждения необходимо выполнять следующие правила:
заправлять систему через воронку с мелкой сеткой только чистой и мягкой (дождевой, снеговой или речной) водой, очищенной от механических примесей. Рекомендуется применять для охлаждения дизеля эмульсию такого состава: 1 л эмульсола Э-1 (А) или Э-2 (Б), ГОСТ 1975—53 на 60—70 л воды. Применение эмульсии предохраняет поверхность гильз и рубашек цилиндров от коррозии и образования накипи;
при прогретом дизеле во избежание образования трещин в рубашках цилиндров и головках нельзя заливать большое количество холодной воды в систему охлаждения;
следить за тем, чтобы в системе охлаждения не было течи, периодически подтягивать хомутики шлангов;
промывать систему охлаждения в соответствии с указаниями инструкции по эксплуатации дизеля.      
Применять горючее, смазочные материалы, не указанные в инструкции, нельзя.  
Пуск дизеля при температуре окружающего воздуха ниже 5°С без предварительного прогрева его горячей водой и маслом воспрещен.
Перед пуском дизель-генератора необходимо:
проверить наличие масла в масляном баке и трубопроводе, проверить подвижность рычагов, соединенных с рейкой топливного насоса, и крепление муфты топливного насоса, а также положение рисок на ней;
проверить наличие воды в системе охлаждения;
убедиться в отсутствии течи в системах охлаждения, смазки и питания;
удалить воздух из топливной системы;
включить выключатель батареи;
убедиться в том, что все рубильники главной цепи разомкнуты;
проверить сопротивления изоляции всех обмоток, исправность токоведущих частей;
поставить рукоятку шунтового реостата на полное сопротивление;
осмотреть дизель, генератор и возбудитель и проверить, нет ли посторонних предметов внутри генератора или около открытых вращающихся частей дизеля;
прокачать дизель маслом.

Пуск дизеля без прокачки масла недопустим. Кнопку стартера включают на 4—5 сек не более. После каждой попытки пуска необходим перерыв на 15—20 сек для охлаждения реле стартера и сохранения энергоемкости аккумуляторных батарей.
Сразу же после пуска дизеля проверяют уровень масла и охлаждающей жидкости в системах и при необходимости доливают их, доводят напряжение генератора до номинального путем уменьшения сопротивления шунтового реостата; переключают возбуждение генератора с ручного на автоматическое (при наличии автоматического регулятора напряжения). Затем включают главный рубильник и подают нагрузку на генератор, а рукояткой подачи топлива устанавливают необходимый режим работы дизеля. Одновременно проверяют показания приборов, которые при номинальном режиме должны быть следующими: давление масла в главной магистрали 6—9 кГ/см2, температура охлаждающей жидкости и масла 80—90°С (максимально допустимая температура масла 100°, охлаждающей жидкости 95°).
При оборотах дизеля более 700 в 1 мин амперметр должен показывать зарядку. При заряженных аккумуляторных батареях и 700—800 об/мин коленчатого вала дизеля ток зарядки равен 2—10 а, при полностью разряженных батареях — до 30 а; при 1500 об/мин — соответственно 15—20 а, а при большей разрядке — до 43 а.
В отдельных случаях нарушения режима работы дизеля его следует немедленно остановить с последующим проворачиванием вала вручную для определения причин и устранения их. К таким случаям относятся:
падение давления масла ниже 5 кГ/см2 (не дожидаясь срабатывания устройства остановки);
стуки в дизеле;
увеличение вибрации дизель-генератора;
«вой» стартера (после запуска дизеля шестерня стартера не вышла из зацепления с венцом маховика);
сильная течь масла, топлива и охлаждающей жидкости из системы.
При резком увеличении температуры охлаждающей жидкости и масла сверх верхних пределов снять нагрузку и, работая на режиме 1200—1300 об/мин, охладить дизель, остановить его и, установив причины повышения температуры, устранить их. В случае резкого превышения максимального числа оборотов вала дизеля надо нагрузить дизель и перекрыть кран на топливопроводе от бака.
Для остановки генератора необходимо отключить нагрузку, перевести регулирование напряжения с автоматического на ручное, увеличивать постепенно сопротивление регулятора возбуждения, чтобы понизить напряжение генератора и остановить первичный двигатель.
Во время эксплуатации генератора надо особенно следить за чистотой обмоток, контактных колец, коллектора и питающих проводов. В него не должны попадать вода и масло. Периодически,
не реже одного раза в месяц, следует останавливать генератор, продувать и прочищать его. Также нужно наблюдать за работой щеток: допускаемая минимальная высота их после срабатывания должна быть не менее 18 мм, после чего щетки должны быть заменены новыми. Радиальное биение контактных колец не должно превышать 0,04 мм, коллектора — 0,03 мм. Если миканитовые прокладки между коллекторными пластинами в результате износа коллектора начнут выступать за поверхность, то коллектор необходимо продорожить на глубину 1 мм.
Один раз в год генератор следует разобрать, очистить от пыли и грязи, промыть подшипники и заменить смазку.
В процессе модернизации головной машины СМ-2 внедрено дистанционное управление путем изменения числа оборотов коленчатого вала дизеля, которое осуществляется при помощи пневматического крана, специально устанавливаемого в кабине управления головной машины, и пневмомеханизма сдвига рейки топливного насоса дизеля. Кроме того, смонтированы стандартная силовая панель КУ09К и панель управления КУ09, а также распределительный шкаф оригинальной конструкции с магнитными пускателями, обеспечивающими управление электродвигателями рабочих органов машины. Для контроля температуры воды и масла дизеля и измерения давления масла установлены в соответствующих местах трубопроводов дизеля температурные датчики и датчик давления масла.               
Угольная печка для отопления кабины управления на этих машинах заменена отопительно-вентиляционными установками типа ОВ-65В.
Первоначальный запуск дизеля при дистанционном управлении производится, как и ранее, с дизельного щитка управления, а повторный запуск прогретого дизеля (продублирован) — с пульта управления из кабины головной машины.
Порядок запуска рабочих органов головной машины и прицепных полувагонов остается прежним.