Содержание материала

Глава VII
ПУТЕВАЯ УБОРОЧНАЯ МАШИНА КОНСТРУКЦИИ В. X. БАЛАШЕНКО

  1. Устройство машины

Путевая уборочная машина конструкции В. X. Балашенко предназначена для очистки и уборки станционных путей и междупутий от загрязненного балласта, шлака и снега, уборки сплывов с откосов выемок и косогоров, а также для сколки и уборки льда на станционных путях.
Убираемый машиной шлак, мусор или снег грузится в полувагоны, оборудованные вместо пола передвижными транспортерами.
Уборочная машина Балашенко (рис. 47) состоит из рамы 6, двух дисковых рыхлителей 2, кабины управления 8, двух боковых крыльев 4, собирающего устройства, среднего 5 и двух боковых 7 элеваторов, плуга 3, среднего 9 и поворотного 10 транспортеров и скалывающего устройства 11.
Агрегаты машины приводятся в действие от собственной электростанции. Убираемый грунт, балласт или снег грузится машиной в расположенные за ней полувагоны. Машина работает в сцепе с локомотивом.
Металлический каркас кузова выполнен в виде сварной фермы. Нижняя и верхняя рамы фермы соединены между собой стойками и раскосами, которые образуют жесткую конструкцию с двумя боковыми пространственными плоскостями. Нижняя рама машины опирается на две ходовые двухосные тележки. На раме машины смонтировано все оборудование.         

Уборочная машина конструкции Балашенко
Рис. 47. Уборочная машина конструкции Балашенко:
1 — электростанция; 2 — дисковые рыхлители; 3 — плуг; 4 — боковое крыло собирающего устройства; 5 — средний элеватор; 6 — рама; 7 — боковой элеватор; 8 — кабина управления; 5 — средний транспортер; 10 — поворотный транспортер; 11 — скалывающее устройство                       
Дисковые рыхлители (рис. 48) предназначены для рыхления слежавшегося на междупутье и на обочине балласта или снега с целью облегчения захвата его ковшами боковых элеваторов.

Каждый дисковый рыхлитель имеет поворотную в вертикальной плоскости балку 6 с кронштейнами 4 и 7, в подшипниках которых закреплена ось с дисками 5 тарельчатой формы (сельскохозяйственного типа).
Рыхление грунта или уплотненного снега производится под действием собственного веса рыхлителя или с дополнительным прижатием пневмоцилиндром 1, основное назначение которого — приведение рыхлителей в рабочее и транспортное положение. Величина заглубления рыхлителей ограничивается цепью 3. В транспортном положении рыхлители закрепляют защелками 2, а при следовании на далекие расстояния, кроме того, болтами.

Скалывающее устройство, выполненное в виде бороны с зубьями, предназначено для скалывания смерзшегося шлака, уплотненного снега или льда и подачи их на середину пути для забора ковшом среднего элеватора.                                                        
Конструктивно скалывающее устройство представляет собой наклонные (под углом 45°) подвижные щиты с гребенками из наборных зубьев. Эти щиты перемещаются по направляющим вверх и вниз при помощи пневматических цилиндров, расположенных на нижней раме. Заглубление гребенок происходит под действием воздушных цилиндров. Для ограничения заглубления зубьев скалывающего устройства на щитах установлены ограничители. В транспортном положении щиты с гребенками закрепляют специальными валиками-чеками. При транспортировке машины чеки должны быть заменены болтами.

Собирающее устройство (рис. 49) состоит из двух поворотных боковых крыльев 9, которые направляют убираемый материал с междупутий на середину пути к среднему элеватору или за габарит пути.
Собирающие крылья 9 с подкрылками 4 шарнирно посажены на вал 10, который в свою очередь смонтирован на консолях носовой части корпуса, связывающих при помощи прямоугольных сварных коробок нижнюю раму 11 машины с каркасом.
Крылья могут подниматься и поворачиваться в горизонтальной плоскости. К нижней части крыльев прикреплены съемные ножи 7. Подъем и опускание крыла с подкрылком осуществляются пневмоцилиндром 1, а поворот — цилиндром 2 через реечный привод 12. Для закрепления крыльев в раскрытом положении и снятия части усилий с вала поворота крыло крепится к раме машины ограничительной цепью 6. В транспортном положении крылья закрепляют стяжными болтами и подвесками.         

Рис. 49. Собирающее устройство:                          
1 и 2 — цилиндры подъема и поворота; 3 — стопор; 4 — подкрылки; 5 — упор; 6 — цепь; 7 — ножи; 8 — стяжки; 9 — собирающие крылья; 10 — вал; 11 — рама; 12 — реечный привод

Средний элеватор (рис. 50) предназначен для уборки собираемого материала и погрузки его на средний транспортер. Элеватор состоит из цепей 6 с ковшами, электродвигателя 3 и четырех пар направляющих звездочек, из которых три смонтированы на основной раме машины, а четвертая — нижняя — на подъемной раме 5. Верхний конец подъемной рамы 5 шарнирно прикреплен к основной раме, а нижний поддерживается только цепью. Это устройство позволяет элеватору свободно подниматься при наезде на препятствия.
Натяжение цепей элеватора регулируют натяжным устройством 4. Им же регулируют и величину заглубления ковшей.
Подъем и опускание элеватора производятся одновременно с собирающим устройством пневматическими цилиндрами.


Боковые элеваторы 7 (см. рис. 47) служат для уборки грунта или снега с междупутий (после разрыхления его дисками) с погрузкой на средний транспортер. Элеваторы расположены симметрично относительно оси машины и шарнирно прикреплены к боковым колоннам каркаса машины.
Каждый элеватор состоит из рамы с направляющими, цепи с ковшами, привода и транспортера-питателя, Рама представляет собой сварную ферму с боковыми щеками. На верхнем шарнире размещена коническая передача, которая от электродвигателя приводит в движение элеватор и его транспортер- питатель. Нижний шарнир соединен рычагом со штоком воздушного цилиндра поворота элеватора в рабочее положение.
Транспортер-питатель, предназначенный для передачи материала от ковшей бокового элеватора на средний транспортер, прикреплен к раме элеватора и приводится в действие от коробки передач через цепную передачу.
В транспортное положение элеватор устанавливают ручной лебедкой. При этом корпус элеватора прикрепляется к раме машины стяжкой.
Боковые элеваторы приводятся в движение электродвигателями через червячный редуктор и две пары конических шестерен, позволяющие поворачивать элеватор на 90°.

Средний транспортер 9 (рис. 51) служит для приема материала с транспортера-питателя и боковых элеваторов и передачи его на поворотный транспортер 4. Он расположен внутри рамы машины и состоит из горизонтального и наклонного под углом 24° к горизонту участков. Транспортер приводится электродвигателем 3 при помощи червячной 2 и цепной 1 передач. Лента прикреплена с двух сторон к цепи.
Над транспортерной лентой по всей ее длине установлен лоток 7 с приемной воронкой 10 для равномерной загрузки материала.

Поворотный транспортер (рис. 52) передает материал от среднего транспортера в подвижной состав. Конструктивно он выполнен в виде двух секций, соединенных между собой шарнирно, благодаря чему одна часть его строго горизонтальна, а другая может менять свое положение. Транспортер приводится в движение электродвигателем 3 через червячный редуктор 1 и цепную передачу 2.

Средний транспортер
Рис. 51. Средний транспортер:
1 — цепная передача; 2 — червячный редуктор; 3 — электродвигатель; 4 — поворотный транспортер; 5 и 7 — лотки; 6 и 8 — ролики; 9 — средний транспортер; 10 — приемная воронка

Плуг представляет собой две отвальные плоскости по типу однопутного снегоочистителя и предназначен для отвалки грунта, шлака или снега в сторону. Подъем и опускание плуга производят пневмоцилиндром.


Рис. 52. Поворотный транспортер:
1 — червячный редуктор; 2 — цепная передача; 3 — электродвигатель

Силовая установка. Все рабочие органы машины приводятся в движение электростанцией переменного тока типа ЖЭС-65 через индивидуальные электроприводы. Каждый привод состоит из электродвигателя и червячной передачи. Все электродвигатели подключены на звезду с рабочим напряжением 380 в. На главной площадке управления расположены рубильники для среднего и боковых элеваторов, на верхней площадке — рубильники среднего, поворотного и передвижного транспортеров.
В помещении силовой станции установлен главный щит управления с общим рубильником включения и выключения всего силового хозяйства и общим рубильником освещения. Линия освещения с питанием от электростанции работает через понижающий трансформатор на 50 в.
На машинах последних выпусков установлена электростанция типа У-12 мощностью 100 кВт.

Управление агрегатами машины производят с двух мест: нижней и верхней площадки. На машине установлено 16 пневматических цилиндров с питанием от воздушного насоса локомотива через два запасных резервуара.
На машине три стола управления: два — на нижней площадке п один — на верхней. С нижней площадки управляют рыхлителями, плугом, собирающими устройствами и элеваторами; с верхней — скалывающими устройствами, средним и поворотным транспортерами и муфтами транспортеров полувагонов. Пневматическими цилиндрами управляют посредством типовых трехходовых кранов.
Для увеличения производительности и расширения функций на модернизированной машине установили более мощную электростанцию типа АД-200-Тсп, состоящую из дизеля 1Д12В-30а (300 л. с.), синхронного генератора переменного тока ГСФ-200 (200 кВт) рабочим напряжением 380 в, цепей управления 220 в и освещения — 24 в. Увеличена емкость ковшей среднего элеватора. На боковых элеваторах установлены дополнительные подкрылки для лучшего наполнения ковшей. Повышена скорость транспортеров с 1,1 до 1,2 м/сек.
Для уборки снега и загрязнителей с пути и стрелочных переводов установлен щеточный питатель в виде металлического барабана с пятью рядами тросовых щеток. Барабан вращается от электродвигателя через редуктор и цепную передачу. Щеточный барабан с механизмом подъема установлен на раме, подвешенной на шарнире. Поднимается и опускается он двумя пневмоцилиндрами.
Поворотный транспортер заменен наклонным транспортером для приема материала со среднего транспортера и щеточного питателя. Наклонный транспортер состоит из рамы, верхняя часть которой приварена к основной раме машины, а нижняя подъемная.— к раме щеточного питателя.
Для очистки рельсов от грязи и мазута над каждым рельсом расположены три щетки: две с наружной стороны и одна—с внутренней, Для гашения пыли при уборке летом мусора и земли смонтировано поливочное устройство, состоящее из моноблока — насоса ЗКМ6 с электродвигателем, двух запорных вентилей с электромагнитным приводом, трех запорных кранов и пяти  разбрызгивающих труб-насадок. Одна труба расположена над щеточным питателем, остальные четыре в зоне боковых щеток, по две на каждую щетку.
При работе с поливочным устройством необходимо в состав уборочного поезда включать цистерну с водой и проложить вдоль состава трубопровод для подачи воды к машине.
Производительность модернизированной уборочной машины до 1500 м3/ч; снега или загрязненного балласта до 500 м3/ч; рабочая скорость — 3—6 км/ч, транспортная — 80 км/ч.
На корпусе щеточного питателя установлены подкрылки, позволяющие забирать снег на ширине 2500 мм.
Для внутренней связи между постами управления, концевым полувагоном и локомотивом машина оборудована радиотелефоном. На каждом посту управления установлен микрофон М.ЭМ-60 и громкоговоритель типа «Орион» на 2—3 вт.
Внешнюю связь с дежурным по станции поддерживают посредством радиостанции ЖР-5М, установленной в задней кабине машины.