Глава XI
ПАМЯТКА ДЛЯ БРИГАДЫ, ОБСЛУЖИВАЮЩЕЙ СНЕГОУБОРОЧНЫЕ МАШИНЫ
Права и обязанности бригады снегоуборочного поезда или машины определены общими положениями и инструкцией МПС по снегоборьбе на железных дорогах СССР.
Бригада, обслуживающая снегоуборочные машины, состоит из руководителя работ (дорожный мастер), механика и помощника механика, кондуктора или составителя; последние двое должны быть закреплены за машиной постоянно. При уборке снега и разгрузке бригада работает в полном составе. За исправное состояние машины отвечает механик. В состав бригады, обслуживающей электрифицированный снегоуборочный поезд с головной машиной См2, СМ-3 и СМ-4, кроме механика машины и его помощника, должен входить механик электростанции.
На крупных узлах и станциях при одновременной работе снегоочистителя и снегоуборщиков распоряжением начальника станции выделяется один из его заместителей или старших помощников с возложением на него руководства работами, связанными с продвижением снегоочистительных и снегоуборочных машин по путям и паркам станции.
Механик и помощник механика должны обладать техническими и практическими знаниями по устройству, уходу, ремонту и управлению машинами, иметь на то соответствующие права, а также удостоверение о сдаче экзаменов по ПТЭ, знании Инструкции по сигнализации и безопасности движения. Они отвечают за исправность и четкую работу машины и соблюдение правил техники безопасности при производстве работ. Прикрепляемые к снегоуборочному составу рабочие должны быть проинструктированы и практически обучены уходу за этими машинами.
Категорически запрещается допускать к обслуживанию снегоуборочных машин лиц, не имеющих прав управления ими, независимо от занимаемой ими должности. Для управления снегоуборочными составами могут быть использованы механики других путевых машин (путеукладчиков, электробалластеров, стругов- снегоочистителей), если они прошли курс обучения по управлению снегоуборочными машинами и получили соответствующие права. В противном случае механики путевых машин должны изучить правила работы со снегоуборочными машинами и получить права управления ими. Командный состав производственных путейских подразделений также обязан изучить устройство снегоуборщиков и инструкции по работе с ними. Руководители работ должны производить проверку машин при отправлении составов на уборку снега или выгрузку и при возвращении их обратно.
Эксплуатировать можно только исправные и надежно отрегулированные снегоуборочные и снегопогрузочные машины.
Все машины и устройства для борьбы со снежными заносами должны быть отремонтированы и подготовлены к работе на дорогах первой группы до 1 октября, второй — до 15 октября.
На крупных узлах и станциях, оборудованных электрической централизацией стрелок и компрессорными установками для выдувания снега, до 1 октября должны быть отремонтированы воздухопроводящие линии и подготовлены к работе в зимних условиях компрессорные установки.
В парках приема и отправления во время уборки снега снегоуборочными машинами занятие путей подвижным составом должно вестись в соответствии с технологией очистки и уборки снега с таким расчетом, чтобы снегоуборочные машины работали без простоев и не было необходимости переставлять составы.
Как правило, пути на станциях очищают от снега снегоуборочными машинами при помощи щеточного ротора (или подрезного ножа) и боковых крыльев. В отдельных случаях при наличии в парках свободных путей снег можно убирать подрезным ножом с предварительным образованием снегового вала снегоочистителями или путевыми стругами.
Рабочая скорость снегоочистителя при работе на станции должна составлять 10—20 км/ч, струга — 10—15, снегоуборочной машины (в зависимости от количества снега) — от 2 до 10 км/ч.
Выгружают снег из снегоуборочных составов с головными машинами конструкций ЦУМЗ, Гавриченко и Балашенко с рабочей скоростью до 10 км/ч на отведенном для этого участке пути по указанию и в присутствии руководителя работ. Одновагонный снегоуборщик ЦНИИ и машины СМ-2, СМ-3 и СМ-4 разгружают на стоянке или при передвижении. После разгрузки снегоуборочную машину с полувагонами приводят в транспортное положение.
В процессе работы снегоуборочной машины необходимо соблюдать следующие основные требования техники безопасности:
после приведения машины из транспортного положения в рабочее механик включает рабочие органы машины только по сигналу дорожного мастера или старшего путевого рабочего, находящегося на путях около машины. Механик, получив сигнал на включение того или иного механизма, подтверждает получение сигнала и включает механизм;
при раскрытии крыльев, боковых щеток и боковых льдоскалывателей нельзя находиться в зоне их движения, так как эти рабочие органы открываются быстро и могут нанести человеку тяжелые травмы;
не находиться впереди машины при работе питателя, так как он выбрасывает вперед крупные предметы (щебень, кирпичи);
нельзя осматривать питатель, боковые щетки, транспортеры и выбросной транспортер или ротор во время их работы или на холостом ходу;
категорически запрещается исправлять электроаппаратуру, находящуюся под напряжением. Для выполнения таких работ сеть должна быть отключена от источника питания;
во время разгрузки машины нельзя находиться в зоне выброса снега или мусора. Место разгрузки следует ограждать;
перед запуском механизмов помощник механика должен проверить, нет ли вблизи людей.
Запрещается механику включать механизмы машины без сигнала помощника;
при отправлении машины на разгрузку или при возвращении ее к фронту работ помощник механика проверяет надежность закрепления всех механизмов, их габаритность и докладывает о готовности машины к движению дорожному мастеру;
трогание с места осуществляют по сигналу составителя, сигналиста, главного кондуктора или лица, их заменяющего.
Нельзя во время работы машины находиться внутри полувагонов и вблизи рабочих органов, а также производить какие-либо работы на ходу машины.
Запрещается прогревать паяльной лампой или факелом двигатели и замерзшие краны около запасного резервуара, наполненного сжатым воздухом, и в особенности на самом резервуаре во избежание возможного взрыва. Во избежание замерзания кранов и воздухопроводной сети необходимо перед пуском воздуха в магистраль обязательно ее продувать. Систему охлаждения двигателей зимой следует заполнять незамерзающей жидкостью.
Перед запуском двигателя внутреннего сгорания необходимо убедиться, что передаточные механизмы отключены и пуск машины безопасен для людей. При запуске двигателя заводную рукоятку нужно держать, не обхватывая ее большим пальцем, так как возможен обратный резкий ход рукоятки. Пуск двигателя вращением маховика вручную не допускается. Нельзя курить около двигателя, доливать горючее в топливный бак во время его работы, подогревать карбюратор или коллектор открытым огнем (факелом и т. п.).
Перед выездом на работу механик с дизельного щитка нажатием кнопки стартера производит запуск дизеля. После прогрева и доведения оборотов до 1500—1520 об/мин, получив согласие механика концевого полувагона через механика головной машины, включают генератор и, убедившись в исправности силовой цепи, наличии напряжения в 400 в и частоты 50 гц, снижают обороты до 1200 об/мин.
По прибытии к месту производства работ увеличивают обороты дизеля до 1500—1520 об/мин и, убедившись, что напряжение генератора 400 в, а частота 50 гц, сообщают о готовности силовой установки к принятию нагрузки механику головной машины. Последний сообщает о подаче напряжения механику концевого полувагона. Убедившись по показанию вольтметра, что напряжение в схему концевого полувагона подано и составляет 400 в, механик концевого полувагона докладывает по телефону о готовности к работе механику головной машины, а он в свою очередь, пользуясь пневматическими кранами, приводит рабочие органы в требуемое положение.
После этого запускают электродвигатели привода рабочих органов, и Механик по телефону дает команду машинисту тепловоза на передвижение снегоуборочного поезда с небольшой скоростью. Скорость движения снегоуборочного поезда при уборке мусора или снега устанавливается из расчета, чтобы нагрузка на электродвигателе питателя не превышала 80—100 а.
Снег загружают до уровня бортов полувагонов. При уборке мусора высота отсыпаемого слоя не должна превышать красной линии, нанесенной на внутренних стенках полувагона.
По окончании выгрузки снега или мусора механик концевого полувагона, управляющий процессом выгрузки, останавливает транспортеры, и машина следует для дальнейшей работы.
Работающий двигатель не должен оставляться без надзора моториста, и последний может быть заменен в случае надобности только опытным лицом, знающим устройство, эксплуатацию двигателя и сдавшим испытания по технике безопасности. Во время работы двигателя моторист обязан внимательно следить за его работой. При появлении необычных и ненормальных шумов и стуков двигатель необходимо немедленно остановить и принять меры к устранению неисправностей. Напряжение аккумуляторной батареи следует проверять вольтметром пли нагрузочной вилкой, но не коротким замыканием.
Обращаясь с бензином, следует соблюдать меры личной безопасности. При случайном попадании этилированного бензина на руки или другие части тела кожу надо вытереть ветошью, смоченной в керосине, а затем промыть теплой водой с мылом.
Обслуживающий персонал электростанций и электросиловых установок должен быть знаком с электрической схемой и правилами эксплуатации электрооборудования. Все металлические части двигателя и генератора электростанции, могущие при пробое изоляции оказаться под напряжением, а также корпуса всех электродвигателей и других электрических приборов, установленных на машинах, должны быть заземлены. Все токоведущие части, находящиеся под напряжением, должны быть защищены от возможности прикосновения к ним.
Ремонт, осмотр и проверку состояния электрооборудования ма-. шин следует производить до начала работ или после их окончания. В случае необходимости осмотра электрооборудования и устранения возникших в нем неисправностей, а также замены предохранителей необходимо выключить рубильники и пользоваться инструментом с изолированными ручками.
Осмотр и ремонт линии от главного рубильника до генератора и его осмотр допускаются после полной остановки двигателя.
Механик снегоуборочной и снегопогрузочной машины ведет и хранит журнал работы машины, в котором должно быть записано исполнение регулировки, ремонта, ухода, периодических осмотров механизмов и узлов, а также результаты освидетельствования электрооборудования, двигателей внутреннего сгорания и пневматического оборудования машины.