Для оказания хирургической помощи пострадавшим при катастрофах на железнодорожном транспорте имеются соответствующие силы и средства медицинской службы: стационарные (больницы, поликлиники, здравпункты, санитарно-карантинные пункты (СКП), медпункты вокзалов) и созданные на их базе нештатные медицинские формирования:
- Медицинские аварийные бригады (МАБ) - это врачебно-сестринские бригады постоянной готовности, формируются на базе линейных, узловых и отделенческих железнодорожных больниц. Штатный состав: врач-хирург - 1,0 ед., медицинская сестра (фельдшер) - 1,0 ед., санитарка - 2,0 ед.. В обычном режиме количество МАБ - 2 (основная и резервная). В зависимости от масштаба ЧС их количество может быть увеличено до 4-5. МАБ первыми выезжают на место катастрофы в составе аварийно-восстановительного поезда с другими спасательными службами железнодорожного транспорта. Перед МАБ ставится задача оказания неотложной доврачебной и первой врачебной помощи в очаге ЧС, первичная оценка медицинской ситуации, сбор данных и передача в ЛПУ своевременной информации о характере происшествия, численности жертв и пострадавших, структуре поражений, необходимых мерах по медицинскому обеспечению пораженных.
- Выездные врачебные бригады (ВВБ) - предназначены для оказания экстренной квалифицированной и неотложной специализированной хирургической помощи пострадавшим на месте катастрофы, проведение медицинской сортировки и подготовка пострадавших к эвакуации в ЛПУ. Формируются на базе отделенческих и дорожных больниц. В обычном режиме в ЛПУ сформировано 3 ВВБ:
- хирургическая, в составе врача-хирурга (1,0 ед.), врач-анестезиолог (1,0 ед.), операционная медицинская сестра (1,0 ед.), медсестра- анестезистка (1,0 ед.), медсестра-перевязочная (1,0 ед.), санитарка (1,0-2,0 ед.);
- травматологическая, в составе врача-травматолога (1,0 ед.), врача-анестезиолога (1,0 ед.), операционной медицинской сестры (1,0 ед.), медсестры-перевязочной (1,0 ед.), медсестры-анестезистки (1,0 ед.) и санитарки (3,0-4,0 сд);
- реанимационная, в составе врача-реаниматолога (1,0 ед.), врача- терапевта (1,0 ед.), медицинских сестер (2,0 ед.), санитарки (2,0 ед).
Персональный состав ВВБ утверждается приказом руководителя ЛПУ-формирователя данных бригад.
ВВБ оснащается табельным имуществом, аппаратурой, инструментарием и медикаментами ЛПУ-формирователем бригады согласно “Положению о выездных врачебных бригадах”. ВВБ имеют в распоряжении специальный автотранспорт. Имущество ВВБ хранится в специальных укладках.
Порядок задействования МАБ и ВВБ определен Инструкцией по организации экстренной медицинской помощи пострадавшим при крушениях и авариях на железной дороге. ВВБ могут работать непосредственно на месте ЧС, в составе санитарных вагонов восстановительного поезда, в вагонах-операционных, в вагонах для реанимации и интенсивной терапии, на базе любого ЛПУ, перепрофилированного для принятия и оказания неотложной квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшим в условиях ЧС.
Личный состав ВВБ должен знать особенности железнодорожной травмы, владеть методами оказания ЭМП при механических травмах, ожогах, отравлениях, владеть техникой переливания крови, практическим проведением медицинской сортировки, иметь соответствующую психологическую подготовку.
- Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП) - нештатные медицинские формирования, создаваемые на базе отделенческих, дорожных и центральных железнодорожных больниц. Предназначены для оказания специализированной медицинской помощи в ЧС на железных дорогах и использования для усиления железнодорожных ЛПУ, работающих в условиях массового поступления пострадавших. Формируются из числа высококвалифицированных специалистов. Количество и профиль БСМП, создаваемых на базе ЛПУ, определяется реальной кадровой возможностью и профильной направленностью ЛПУ. Снабжение БСМП медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом осуществляется за счет ЛПУ- формирователя согласно табелям оснащения, в случае необходимости (при крупномасштабных катастрофах) для оснащения БСМП могут быть задействованы материалы II группы с соответствующих медицинских складов мобилизационного резерва. Хранится имущество в специальных укладках, готовых к применению. Направление и доставка БСМП в район ЧС или на базы других ЛПУ, работающих в режиме ЧС, осуществляется в приоритетном порядке.
В зависимости от реальных возможностей ЛПУ БСМП могут комплектоваться по следующим врачебным специальностям:
- хирургическая;
- травматологическая;
- ожоговая;
- реанимационная;
- терапевтическая;
- токсико-терапевтическая;
- нейрохирургическая;
- педиатрическая;
- детская хирургическая;
- психиатрическая;
- инфекционная;
- офтальмологическая;
- челюстно-лицевой хирургии;
- урологическая;
- оториноларингологическая;
- акушерско-гинекологическая;
- лабораторно-диагностическая.
Однако, в соответствии с характерными видами “железнодорожной травмы”, как правило, в ЛПУ железных дорог комплектуются хирургические, травматологические, реанимационные, ожоговые и токсико-терапевтические бригады.
Штатная численность типовой БСМП без учета младшего медицинского персонала составляет 8,0 ед, из них: врачебного персонала - 4,0 ед., среднего медицинского персонала - 4,0 ед..
В зависимости от ситуации и масштабов катастрофы могут формироваться усиленные БСМП в составе 10-12 штатных единиц, при этом основной состав сформированных БСМП усиливается дополнительным штатом врачей и среднего медицинского персонала (обычно из числа работников вспомогательных служб). Например: терапевтическая бригада может быть усилена специалистами по функциональной диагностике, инфекционистом, рентгенологом; реанимационная бригада - врачом-трансфузиологом, токсикологом, врачом-лаборантом; хирургическая - врачом-эндоскопистом или другими врачами смежных специальностей хирургического профиля.
Сроки выезда (вылета) БСМП с имуществом к месту назначения определяются исходя из местных условий, но единое требование - не более 6 часов с момента получения распоряжения руководителя ЛПУ- формирователя. Ежедневный режим работы БСМП не должен превышать 12 часов, общая продолжительность работ определяется сложившейся обстановкой. Отчет о проделанной работе предоставляется руководителем бригады в течение одних суток по ее завершении.
Некоторые принципы комплектования ВВБ и БСМП:
- базой для формирования отраслевых медицинских сил и средств быстрого реагирования (ВВБ и БСМП) являются дорожные, отделенческие и частично узловые ЛПУ.
- формирование и подготовка ВВБ и БСМП должны осуществляться преимущественно по основным профилям, соответствующим структуре “железнодорожной травмы” при наиболее характерных видах происшествий на железнодорожном транспорте. К основным профилям ВВБ и БСМП следует относить хирургический, травматологический, реанимационный, нейрохирургический и ожоговый. Востребованными профилями бригад прн ЧС могут быть терапевтический (токсико-терапевтический) и психиатрический (психоневрологический).
- при формировании ВВБ и БСМП следует максимально использовать кадровые возможности ЛПУ железных дорог. Для реализации данного положения используется методический принцип распределения общей численности имеющихся врачебных кадров (физических лиц) основных профилей. Согласно этому принципу в состав ВВБ и БСМП задействуется не менее 60% врачей ЛПУ, которые привлекаются к ликвидации медицинских последствий ЧС непосредственно на месте происшествия или в стационаре, при достаточной укомплектованности этих формирований средним медперсоналом.
- для обеспечения непрерывного лечебно-диагностического процесса не подлежат задействованию в ВВБ и БСМП около 40% личного состава врачебных кадров ЛПУ. К ним относятся: руководящий состав (около 5%), хирурги и анестезиологи-реаниматологи для лечения ургентных больных (около 10%), цеховые терапевты, осуществляющие медицинский контроль за обеспечением безопасности движения поездов, и производственных участков (около 5%), врачи госпитальных или амбулаторно-поликлинических отделений для выполнения текущей работы (приблизительно по 10%).
- приоритет в создании сил и средств должен принадлежать ВВБ, прежде всего, МАБ как более мобильным и быстро подъемным формированиям, предназначенным для работы на месте происшествия. Поэтому из общей численности специалистов, подлежащих задействованию в формирования, большую часть (около 70%) целесообразно включать в состав ВВБ, а меньшую (около 30%) - в состав БСМП.
- необходимо практиковать более рациональное распределение врачебных кадров ЛПУ по указанным формированиям:
- количество МАБ должно соответствовать числу восстановительных поездов, при этом на базе ЛПУ по месту стоянки восстановительного поезда комплектуются две медицинские бригады (основная и резервная);
- при избытке МАБ целесообразно перераспределить врачей-хирургов этих бригад для восполнения дефицита ВВБ хирургического профиля;
- следует избегать создания избытка БСМП при отсутствии или явном недостатке ВВБ хирургического и реанимационного профилей, и, наоборот, создания избытка ВВБ без комплектования в ЛПУ как минимум одной БСМП хирургического, травматологического и реанимационного профилей;
- в условиях недостатка врачебных кадров основных профилей, в тактике использования сил и средств, следует предусматривать оправданный практикой принцип двойного предназначения специалистов. В частности, ВВБ по завершении оказания медицинской помощи пострадавшим на месте происшествия возвращаются на базу учредителя-формирователя и при необходимости могут быть приданы БСМП и, наоборот, за счет привлечения БСМП можно восполнить дефицит ВВБ соответствующего профиля для медицинского обеспечения пострадавших на месте происшествия;
- отсутствие или явный недостаток в железнодорожных ЛПУ специалистов некоторых профилей (нейрохирургов, комбустиологов, клинических токсикологов, а также психиатров или психоневрологов) можно частично восполнять за счет дополнительной специальной подготовки имеющихся врачебных кадров близких профилей: хирургов - по травматологии и ожоговой травме, травматологов - по нейрохирургии, терапевтов - по клинической токсикологии, невропатологов - по психоневрологии или психиатрии. Использование таких специалистов для работы в составе ВВБ непосредственно на месте происшествия позволит значительно расширить возможности для оказания пораженным квалифицированной медицинской помощи. Особенно это важно при наличии пораженных с черепно-мозговой и ожоговой травмой, отравлениями, острыми психическими расстройствами.
• в планах мероприятий ЛПУ на случай ЧС необходимо, наряду с перепрофилированием, предусматривать дополнительное развертывание коек, как минимум, хирургического, травматологического профилей в пределах 10-15% от действующего коечного фонда.
- Передвижные медицинские формирования (ПМФ) - при крупномасштабных катастрофах помимо перечисленных выше формирований в ликвидации последствий ЧС могут быть задействованы нештатные передвижные медицинские формирования. К ним относятся санитарная летучка, вагон-поликлиника, вагон-амбулатория, вагон-лаборатория, флюоровагон, вагон-перевязочная, госпитальный вагон, вагон-операционная и специальный медицинский поезд. В режиме мирного времени часть из этих формирований функционирует для оказания выездной лечебно-профилактической помощи населению малых, отдаленных линейных населенных пунктов железной дороги, часть находится в резерве и формируется в случае необходимости. Возможности ПМФ в оказании хирургической помощи пострадавшим при железнодорожных катастрофах на примере передвижного клинико-диагностического комплекса будут рассмотрены ниже.