Содержание материала

  1. Проблемы и задачи Службы экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в Республике Казахстан

СЭМП Республики Казахстан при ЧС приобрела к настоящему времени достаточно конкретные очертания, но все еще находится в стадии становления. Практически не выполняются пункты постановлений Правительства РК, касающиеся специального автотранспорта и авиации для эвакуации пострадавших в чрезвычайных ситуациях по причине приватизации авто- и авиапредприятий республики. Местными исполнительными органами Жамбылской, Костанайской, Павлодарской областей не выделены ассигнования для открытия территориальных ЦМК. Такой центр необходим и в г. Талдыкоргане. На функционирование девяти региональных и территориальных ЦМК местными исполнительными органами выделяется недостаточное количество финансовых средств. Структура территориальных ЦМК малочисленна, слабо оснащена, не хватает современного медицинского оборудования, имущества, средств связи и т. д.
Учитывая специфику территориальных и природных условий РК, в целях сокращения сроков оказания ЭМП, сокращения этапов эвакуации и приближения специализированной медицинской помощи к очагу бедствия, назрела необходимость сформировать мобильные передвижные медицинские формирования (по типу МОСН), аэромобильные отряды в четырех регионах, по типу аэромобильных отрядов МЧС РФ и АРКЧС.
К сожалению, по “Положению о СЭМП при ЧС в Республике Казахстан”, на территориальном уровне служба представлена имеющимися на данной территории или объекте формированиями и учреждениями здравоохранения, предназначенными для ликвидации медикосанитарных последствий. Это означает, что штатные органы управления постоянной готовности на территориальном уровне не предусмотрены. Между тем, известно, что при угрозе возникновения или ликвидации медицинских последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, важную роль играют постоянно действующие дежурные и диспетчерские подразделения, уполномоченные принимать соответствующие решения на проведение экстренных мер. Однако на практике они зачастую организационно и технически не объединены в масштабах территорий, что затрудняет согласованные действия при ЧС, а также информационное взаимодействие между ними и другими дежурно-диспетчерскими службами и органами управления других ведомств.
Особое значение приобретает организация взаимодействия в пределах выполняемых задач СЭМП с центральными и местными исполнительными органами, АЧС, органами управления и медицинскими службами МО, МВД, железнодорожного и воздушного транспорта, а также добровольцами. Следует отметить низкую готовность к проведению реанимационных мер среди организованных контингентов - милиции, дружинников, пожарных, среднего медицинского персонала и особенно неорганизованных масс населения.
Характер взаимодействия гражданского и военного здравоохранения во многом определяется видом стихийного бедствия. Взаимодействие имеет целью объединение материальных и людских ресурсов для эффективного оказания медицинской помощи пострадавшим. В настоящее время силы учреждений Министерства здравоохранения РК и Министерства обороны, на долю которых приходится основная часть организационных и оперативных исполнительных усилий в области медицины катастроф, разобщены. Необходимо интегрировать их усилия и преодолеть внутри- и межведомственную разобщенность. Отработать общие принципы взаимодействия государственных органов и организаций в области реагирования на случай возникновения природных катастроф.

Российский опыт показывает целесообразность создания региональных ЦМК. Надо признать, что республиканский уровень Службы не имеет достаточно мощных рычагов воздействия на создание и развитие Службы в регионах. Это связано, главным образом, с порядком финансирования. Для совершенствования ее деятельности нужно считать необходимым создание четкой вертикали управления здравоохранением. Механизмом реализации является создание и дальнейшее совершенствование законодательной базы Республиканской Службы медицины катастроф и разработка нормативно-правовых документов, законодательно обязывающих исполнительные органы власти и органы управления на местах нести ответственность за выполнение постановлений Правительства и распоряжений центральных органов управления здравоохранением. Решение этих проблем потребует дополнительных усилий и материальных затрат, принятия ряда законодательных, организационных и экономических мер в общегосударственном масштабе. К Службе необходимо также привлекать внимание зарубежных и казахстанских общественных организаций.
В плане подготовки специалистов службы медицины катастроф необходимо создание учебных центров, кафедр, тренировочных баз СЭМП.
Одной из немаловажных задач СЭМП является развитие информационных и коммуникационных технологий, разработка методов планирования, моделирования и прогнозирования медико-санитарных последствий ЧС, которым во всем мире уделяется серьезное внимание. В Казахстане эти вопросы практически даже не поднимались.


Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
История, этапы становления, основные функционально-организационные принципы хирургической помощи в системе железнодорожного здравоохранения

Датой зарождения железнодорожной медицины, как самостоятельной ветви здравоохранения, считается период с 1843 по 1869 годы, когда на строящейся железной дороге Санкт-Петербург - Москва (в обиходе “Николаевская” железная дорога) по распоряжению Главного управляющего путей сообщения и публичных зданий графа П. А. фон Клейнмихеля было открыто 10 первых лазаретов, создана первая Врачебная служба на железной дороге (1854), вышли в свет “Наставление для подачи первой помощи при крушении поездов” (1859), “Положение о медико-санитарном обслуживании железных дорог” (1858).
Само зарождение ведомственной железнодорожной медицины было связано с гибелью людей при чрезвычайных обстоятельствах на железной дороге. Первая гибель людей на железной дороге имела место на Царскосельской железной дороге в 1839 году, когда при крушении погибли управляющий дорогой и обер-кондуктор. В 1840 году на восьмой версте от Санкт-Петербурга произошло лобовое столкновение двух поездов, три вагона с пассажирами были смяты, 6 человек погибли и 21 - ранены, всего получили ушибы более 80 человек.
Основоположниками железнодорожной медицины являются А. А. Вырубов, Э. Ф. фон Ландезен, А. Н. Лебедев, В. И. Порай-Кошица и другие. При их непосредственном участии в 70-е годы XIX века разрабатывались первые документы железнодорожной медицины - правила, положения, уставы, инструкции, впервые введен медицинский отбор в профессии, связанные с движением поездов.

80-90 годы XIX века ознаменованы научным и общественным признанием железнодорожной медицины, как самостоятельного раздела -  первое научное собрание железнодорожных врачей на секции VI Петербургского съезда естествоиспытателей и врачей (1879 год, руководитель профессор Ф. Ф. Эрисман), введение Министерством путей сообщения обновленного Положения о врачебной службе на эксплуатируемых и строящихся железных дорогах, регламентирующего задачи железнодорожной медицины (1886), 1 Совещательный съезд железнодорожных врачей русских железных дорог (1898).
Именно на I съезде железнодорожных врачей проблеме оказания первой (неотложной, скорой) медицинской помощи было уделено достаточно большое внимание. Она рассматривалась в докладах Н. Г. Кирица (Юго-Западная железная дорога), В. Н. Земблинова (Сызрано- Вяземская железная дорога) и А. А. Вырубова (Риго-Орловская железная дорога). Обсуждались аспекты проблемы: от оказания первой медицинской помощи отдельным пострадавшим (в основном при механических травмах) до таковой при массовых поражениях (крушениях). Основными освещаемыми вопросами были: анализ структуры пострадавших в связи с движением поездов, организация на железных дорогах первой (неотложной) медицинской помощи и подготовка персонала к се проведению, техническое оснащение для оказания рассматриваемого вида помощи, особенности оказания данной помощи при массовых поражениях людей. Съездом была рекомендована “Инструкция, определяющая обязанности врачебного персонала при значительных железнодорожных несчастиях” (т. е. на современном языке чрезвычайных ситуациях на железнодорожном транспорте). Инструкция, хотя и имеет на сегодняшний день только исторический интерес, содержала подробный перечень организационных мероприятий в случаях крушений на железной дороге, начиная от оповещения и технического оснащения (аптечки, санитарные ящики, носилки), заканчивая вопросами сортировки, эвакуации, транспортировки.
В начале XX века (1906) формируется структура санитарно-эпидемиологической службы на железнодорожном транспорте. С этого периода ведомственная медицинская служба стала именоваться Врачебно-санитарной службой железной дороги. В 1914 году открыта Центральная железнодорожная больница на 6-й версте Ярославской линии Северных железных дорог, которая стала позднее именоваться как больница им. Н. А. Семашко. Этот год, когда при больнице было открыто первое хирургическое отделение, можно считать зарождением ведомственной хирургической службы.
С 1917 года начинает отсчет советский период железнодорожной медицины. В этом году создана постоянная медицинская коллегия НКПС (Народного комиссариата путей сообщения). В 1925 году организована Центральная лаборатория по изучению профессиональных  болезней на транспорте, на базе которой, в 1960 году, организован единственный в СНГ Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ). В 1937 году в Москве открыта Центральная клиническая больница, ныне ЦКБ МПС России, ведущее научное, клиническое, лечебно-профилактическое, организационно-методическое учреждение системы железной дороги. Именно с этой больницей связано развитие хирургической службы ведомства. В годы Великой отечественной войны на базе больницы был развернут эвакогоспиталь. В этот период хирургической службой накоплен огромный опыт в абдоминальной, торакальной и нейрохирургии, в вопросах организации этапного лечения раненных.
Становление хирургической службы ведомства связано с именами выдающихся ученых-хирургов. Оппель В. А. заведовал хирургическим отделением узловой больницы станции Петроград Октябрьской железной дороги с 1919 по 1922 год, в дальнейшем многие годы был консультантом больницы. Проф. Турнер Г. И в течение 15 лет (с 1925 по 1940 год) возглавлял отделение костного туберкулеза. Проф. Казанский В. И., осуществивший впервые в стране операцию Торека (экстирпация пищевода), многие годы возглавлял кафедру хирургии в ЦКБ №1 МПС. С его именем связано становление хирургии пищевода и кардии, гнойных заболеваний плевры, интенсивной терапии в послеоперационном периоде. Проф. Макаренко Т. П., ученик знаменитого отечественного хирурга Спасокукоцкого С. И., развивал научные направления в анестезиологии, реконструктивной хирургии желудка и пищевода, желчных путей. Проф. Маневич В. Л. внес большой вклад в развитие хирургии язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, хирургической эндокринологии. Проф. Рудин Э. Л. внес значительный вклад в восстановительную хирургию толстой кишки, проф. Богданов А. В. -  в хирургию кишечных свищей. В разные годы в клинических больницах Горьковской, Куйбышевской, Западно-Сибирской железных дорог работали известные в стране хирурги, профессора Е. Л. Березов, М. П. Ахутин, А. Г Савиных, И. И. Неймарк и многие другие.

Заслуга известных ученых-хирургов не только в развитии различных направлений клинической хирургии, но и в формировании фундаментальных хирургических школ, в которых воспитано не одно поколение практических врачей хирургического профиля для лечебно-профилактических учреждений железнодорожного здравоохранения всей страны. 
В Казахстане открытие первых медицинских учреждений датируется 1903-1905 годом, первые лазареты были открыты на станциях Кзыл-Орда и Казалинск железной дороги Ташкент-Оренбург. Становление хирургической службы как таковой началось со строительством Турксиба (1930) год, когда были построены первые отделенческие больницы на станциях Жамбыл, Алматы, Аягуз. Дальнейшее развитие хирургическая служба получила в годы Великой Отечественной войны, когда на базе железнодорожных больниц были развернуты тыловые госпитали. Значительный поступательный импульс придали хирургической службе ведомства кафедры хирургических болезней, базировавшиеся в Дорожных и отделенческих больницах. Огромный вклад в развитие хирургии в системе железнодорожного здравоохранения Республики внесли выдающиеся ученые-хирурги - академик Алиев М. А., проф. Райз А. Б., практические хирурги - Рудниченко И. В., Чепурнов В. А. и другие.
Современный этап становления хирургической службы ведомства (60-90-е годы) связан со строительством разветвленной сети отделенческих, узловых и линейных больниц с хирургическими койками, которые позволяли максимально приблизить хирургическую помощь к населению, расширением специализированных видов хирургической помощи, ее приближением к малым и отдаленным населенным пунктам железной дороги, внедрением современных медицинских технологий и техники, освоением методов малоинвазивной эндоскопической хирургии и других достижений современной науки.
Хирургическая служба ведомства активно участвовала при ликвидации последствий ЧС на железных дорогах Казахстана (взрыв цистерны с газом на ст. Алматы - II, в 1986 году, сход пассажирского поезда на ст. Тюлькубас в 1987 году, столкновение пассажирского поезда с маневровым тепловозом на ст. Аксу в 2001 году и др.). Медикосанитарный поезд, сформированный на Казахской железной дороге, принимал участие в ликвидации последствий землетрясения в Армении в 1988 году.
Приведенный краткий исторический экскурс свидетельствует о том, что история медицины катастроф на железнодорожном транспорте берет начало со второй половины XIX века и развитие хирургической службы ведомства в этой связи вполне закономерно.
Еще в 1898 году на I совещательном съезде железнодорожных врачей были сформулированы в четырех пунктах основные задачи врачебно-санитарной службы железной дороги:

  1. подача врачебной помощи железнодорожным служащим и их семействам, а также лицам, пострадавшим от несчастных случаев на железных дорогах или заболевшим во время нахождения на таковых;
  2. проведение специальной экспертизы по медицинским вопросам, касающимся соответствия служащих их служебным обязанностям;
  3. осуществление надзора за санитарным состоянием дорог и их принадлежностей;
  4. обучение служащих оказанию первоначальной помощи как при несчастных случаях, так и при внезапных заболеваниях.

Изначально одной из главных функций медицинской службы на железной дороге было обозначено оказание медицинской помощи железнодорожникам и лицам, пострадавшим от несчастных случаев на железной дороге.
В настоящее время база железнодорожного здравоохранения несравнима (число врачей, лечебно-профилактических учреждений, их оснащение, уровень диагностики, лечения и т. д.), усовершенствована структура, разработаны специальные вопросы железнодорожной медицины. Вместе с тем, основные функционально-организационные принципы медицинской службы в основном остались прежними.
Принципы организации хирургической службы ведомства также были подчинены решению этих задач.

  1. Этапность и постепенное расширение хирургической помощи от объектов первичной медико-санитарной помощи до специализированных медицинских учреждений. Реализации данного принципа соответствует структура учреждений медицинской службы ведомства.

В учреждениях первичного звена медицинской помощи (фельдшерско-акушерские пункты, здравпункты предприятий железной дороги, медпункты вокзалов, разъездные линейные врачи и фельдшера, линейные врачебные амбулатории, цеховые медицинские работники) оказывается первая и неотложная медицинская помощь при острых хирургических заболеваниях, травмах, несчастных случаях на производстве, в подвижном составе, на путях и т. д.

В больничных учреждениях линейного и узлового уровня оказывается неотложная и экстренная хирургическая помощь, хирургическая помощь при мелких травмах, нагноительных заболеваниях мягких тканей, небольшие оперативные вмешательства при доброкачественных новообразованиях мягких тканей.
В отделенческих и дорожных больницах оказывается квалифицированная и специализированная экстренная и плановая хирургическая помощь.

  1. Преемственность между звеньями хирургической помощи сохраняется на всех этапах ее оказания.

Доступность хирургической помощи обеспечивается удобным расположением медицинских учреждений вдоль линии железной дороги, приближенностью их к станциям, максимальной адаптацией дислокации и структуры медицинских объектов к структуре и дислокации предприятий железной дороги.
Тесная связь с производством обусловлена необходимостью решения задач профилактики травматизма и оказания неотложной помощи при травмах, а также участием в вопросах медицинского обеспечения безопасности движения поездов, профессионального отбора в группы профессий, связанных с движением поездов.
Подчиненность структуры организации хирургических формирований структуре и дислокации объектов, предприятий железнодорожного транспорта и приближенность к потенциальным источникам ЧС на транспорте.
Участие в решении специфических задач ведомственной медицины - медицинском обеспечении безопасности движения поездов, первичном и периодическом медицинском освидетельствовании работников железнодорожного транспорта, занятых в профессиях и на должностях, связанных с движением поездов, профессиональном отборе, реабилитации железнодорожников и др.
В комплексе общих и специфических задач хирургической службы ведомства важное место занимают вопросы организации медицинской помощи пострадавшим при ЧС на железнодорожном транспорте. Как уже отмечалось выше техногенные риски на железнодорожном транспорте очень высоки и в случаях возникновения катастроф пострадавшие, в первую очередь, нуждаются в хирургической помощи, от организации которой во многом зависит количество санитарных потерь, первичные и отдаленные функциональные результаты лечения пострадавших.