Содержание материала

  1. Современные медико-информационные технологии моделирования и прогнозирования ЧС на железнодорожном транспорте

Ключевым моментом в организации хирургической помощи является разработка рациональной и в тоже время дифференцированной хирургической тактики при ЧС. Рациональная тактика при организации и оказании хирургической помощи на этапах эвакуации определяется следующими характеристиками:

  1. своевременностью;
  2. объемом помощи;
  3. продолжительностью оказываемой помощи;
  4. эффективностью оказываемой помощи.

Фактор времени при ЧС - определяющий и основной фактор, влияющий на последствия ЧС и эффективность оказываемой хирургической помощи, так как своевременно оказанная помощь, как показывает мировой опыт, значительно снижает численность санитарных потерь. Своевременность оказания помощи в свою очередь зависит от локализации места происшествия ЧС и быстроты реагирования медицинских формирований. Поскольку локализация места происшествия ЧС является непредсказуемым фактором, своевременность оказания хирургической помощи в основном зависит от быстроты реагирования медицинских формирований. Быстрота реагирования медицинских формирований, как и скорость выдвижения формирований определяется величиной расстояния от места дислокации медицинских формирований до места возникновения ЧС и общим временем, необходимым с момента получения информации о ЧП до развертывания медицинских формирований на месте ЧС.
Современные достижения технической медицины, в плане разработки инновационных технологий и их внедрения в практику, создают условия для оказания квалифицированной и даже специализированной помощи непосредственно на месте ЧС и расширения объема оказываемой хирургической помощи в условиях ЧС. Это в свою очередь диктует пересмотр ранее сложившихся доктрин организации медицинской помощи при ЧС.
Продолжительность оказываемой помощи немаловажный фактор, оказывающий влияние на эффективность и результат помощи в целом. Продолжительность медицинской помощи на первом этапе слагается из времени, затраченного на сортировку и непосредственное проведение реанимационных мероприятий, хирургической обработки, т. е. оказание необходимого объема врачебного вмешательства. Все действия организационного и тактического характера при оказании медицинской помощи на этапах эвакуации должны быть направлены на ее систематизацию и упорядочение. 

Строгая последовательность действий в виде алгоритма - обязательное условие при экстремальных условиях. Разработка и внедрение ряда новых технологий в этом направлении может существенно повлиять на этот показатель.
Эффективность мероприятий при ЧС - суммарный результат правильной систематизации, оценки полученных данных, адекватной их интерпретации, определения последовательности тактических мероприятий в конкретной ситуации, в максимально короткое время.
Основополагающим фактором в организации хирургической помощи, особенно в условиях ЧС на железнодорожном транспорте является прогнозирование возможных медико-санитарных последствий тех или иных ЧС на железнодорожном транспорте. Возможность прогнозирования позволяет выработать адекватную стратегию и тактику относительно конкретной ситуации, для чего, в первую очередь, необходима информация о численности пострадавших и характере и структуре травмы, на основе которой определяется объем медицинской помощи.
Основой для составления системы прогнозирования был ретроспективный анализ последствий ЧС при 84 крушениях на железных дорогах СНГ в период с 1985 по 1995 гг., оценка результативности проведенных медицинских мероприятий, как в организационном, так и в тактическом плане. Анализ ЧС, имевших место на железнодорожном транспорте, позволил выявить определенные закономерности, связи и особенности медицинских последствий различных типов катастроф на железной дороге. На их основе некоторыми авторами разработаны усредненные характеристики катастроф по структуре пострадавших, преобладающим видам повреждений, характеру травм, количеству жертв и т.д. Но представленные авторами данные противоречивы, поскольку не учитывались такие важные факторы, как местность, общее количество участников движения, время года, суток, характер состава и др. В представленных работах даны усредненные показатели количества пострадавших, структуры травм относительно скорости движения состава и типа столкновения, что недостаточно для прогноза абсолютного количества пострадавших, выработки общей стратегии организации и определения рациональной хирургической тактики.
С учетом этих исследований мы, с применением методов доказательной медицины, на основе моделирования ЧС, разработали собственную компьютерную программу прогнозирования возможных медицинских последствий железнодорожных катастроф, позволяющую  путем проспективного анализа оперативно решать задачи информационно-указательного, лечебно-эвакуационного, материально-технического обеспечения ЧС. Программа обеспечивает автоматическое прогнозирование количества жертв и пострадавших, структуры травм, количества необходимых для ликвидации последствий ЧС медицинских формирований и других параметров ЧС, с учетом типа крушения, опасных факторов, местности, расстояния и других условий. Система прогнозирования основанная на ретроспективном математическом анализе, компьютерном моделировании ЧС в мирное время, также может быть использована для создания и использования информационной базы данных о медицинских последствиях катастроф, ранее имевших место на железной дороге, для решения организационно-тактических задач организации медицинской помощи при настоящей катастрофе.
Кроме того, программа может быть использована в качестве учебного пособия при подготовке личного состава СЭМП по вопросам организации медицинской помощи, в качестве виртуальных оперативнотактических учений и тренировок в условиях, максимально приближенных к реальным конкретным ситуациям. При дальнейшем усовершенствовании, адаптации к местным условиям, доработке и распространении, программа в перспективе может выполнять функции информационной оперативно-диспетчерской системы слежения, прогнозирования, регистрации и реагирования при ЧС на железнодорожном транспорте и в других сферах.